Депутат на правах человека. Какими полномочиями парламент наделил Людмилу Денисову

УНИАН
УНИАН

15 марта Верховная Рада назначила на должность омбудсмена депутата фракции «Народный фронт» Людмилу Денисову, которой среди многих других задач, полагающихся ей по должности, нужно будет осуществлять контроль за министерствами, возглавляемые однопартийцами.

Громкий скандал, связанный с депутатом Надеждой Савченко, которая в минувший четверг пронесла в дамской сумочке в сессионный зал пистолет и гранаты, отвлек внимание прессы от смены Уполномоченного Верховной Рады по правам человека.

Квотный принцип распределения должностей между партиями власти правящая коалиция давно не держит втайне от общественности. Кандидатура Денисовой была предложена "Народным фронтом", а фракция Блока Петра Порошенко гарантировала необходимое количество голосов.

"Зал будет поддерживать (кандидатуру Денисовой. — Фокус), и мы будем поддерживать все договоренности, которые были согласованы с нашими партнерами. У нас есть договоренности, у нас есть консолидированная позиция как Блока Петра Порошенко, так и "Народного фронта", — делилась подробностями с журналистами за день до голосования Ирина Луценко (БПП).

В итоге назначение Денисовой поддержали 280 депутатов, включая фракцию "Оппозиционный блок". "Самопомич" по традиции воздержалась. Еще пять депутатов голосовали против: Ольга Червакова и Мустафа Найем (оба — БПП), внефракционные депутаты Виктор Балога и Надежда Савченко, а также Егор Соболев ("Самопомич").
"Что мы сейчас делаем: у нас в одной политической силе окажутся Национальная полиция, пенитенциарная служба и Уполномоченный по правам человека?" — объяснял Найем свою позицию с парламентской трибуны перед голосованием.

Напомним, что Министерство внутренних дел возглавляет Арсен Аваков, а Министерство юстиции — Павел Петренко, оба являются членами партии "Народный фронт".

Раздражающий фактор

Как объяснил Фокусу представитель Уполномоченного по правам человека в 2012-2018 годах Михаил Чаплыга, стремление "Народного фронта" утвердить в должности омбудсмена представителя той же партии связано с желанием минимизировать раздражающий фактор.
"Народный фронт" замкнул на себе весь силовой блок вместе с пенитенциарной системой, и единственным раздражающим фактором для него был омбудсмен, который, зная систему изнутри, может промониторить ситуацию на наличие пыток, была ли предоставлена медицинская помощь и многое другое", — утверждает Чаплыга.

"Народный фронт" замкнул на себе весь силовой блок вместе с пенитенциарной системой, и единственным раздражающим фактором для него был омбудсмен

Он сомневается, что Денисова в новой для нее должности будет придерживаться независимой позиции. "У нее нет профессионального бэкграунда, она не правозащитник и не понимает сути этого института, поэтому это очень удобный представитель в цепочке МВД — пенитенциарная система — полиция", — рассказывает Чаплыга Фокусу.
В таком контексте показательным выглядит выступление Денисовой перед депутатами с трибуны Верховной Рады во время представления ее на должность омбудсмена. Кандидат сделала акцент на необходимости внедрения "широкомасштабной судебной реформы", однако о борьбе с нарушениями прав человека со стороны правоохранительных органов даже не упомянула.

Краткая политическая биография

Напомним: Людмила Денисова в 2000 году стала депутатом Верховной Рады Автономной Республики Крым. До избрания возглавляла Министерство экономики АРК, затем — Министерство финансов крымского правительства.

На парламентских выборах 2006-го и 2007 года была избрана в Верховную Раду по спискам Блока Юлии Тимошенко.

В декабре 2007 года Денисову назначили на должность министра труда и социальной политики в кабинете Юлии Тимошенко.

В декабре 2012 года Денисова снова становится народным депутатом — по спискам объединенной оппозиции "Батькивщина", а на парламентских выборах 2014 года четвертый раз подряд становится народным депутатом, на этот раз по спискам "Народного фронта". В первом правительстве Арсения Яценюка (весна — осень 2014 года) Денисова занимала должность министра социальной политики.

Процедурные нарушения

Для соблюдения законодательных норм Денисова сразу после назначения вышла из партии "Народный фронт", передав соответствующее заявление председателю Верховной Рады. Однако этому моменту предшествовало нарушение процедуры голосования. Так, Закон "Об Уполномоченном Верховной Рады Украины по правам человека" регламентирует процедуру назначения. "Уполномоченный назначается и увольняется с должности Верховной Радой Украины тайным голосованием путем подачи бюллетеней", — говорится в законе. Однако голосование было открытым.

"К сожалению, уже сам процесс выдвижения, рассмотрения, изменение процедуры голосования серьезно подрывают доверие к этому институту", — заявил Юрий Павленко (Оппозиционный блок), который в итоге отдал свой голос за кандидатуру Денисовой.

"Избрание омбудсмена действительно проходило со значительными нарушениями", — объясняет Фокусу специалист по коммуникациям Amnesty International Мария Гурьева. Эксперт отмечает, что процедура избрания регулируется двумя законами, которые противоречат друг другу — законами "О регламенте" и специализированным законом об Уполномоченном. Первый предусматривает открытую форму голосования, а второй — тайную.

Пока коллизия между двумя законами не ликвидирована, любая форма избрания омбудсмена будет незаконной

"Здесь создана коллизия между двумя законами, поэтому пока эта коллизия не ликвидирована, любая форма избрания будет незаконной", — предупреждает Гурьева.

Кроме того, в июне 2017 года истек крайний срок, который отводится для голосования за кандидатуры, которые были представлены ранее парламенту.

"Соответственно, по истечении этого срока необходимо было заново выдвигать кандидатуры и заново проводить всю процедуру. Вместо этого было проведено голосование за те кандидатуры, которые были выдвинуты еще в 2017 году", —напоминает эксперт.

Кроме того, Amnesty International зафиксировала нарушения в части персонального голосования. Но на просьбу Фокуса назвать лиц, причастных к нарушению, Гурьева ответила отказом, поскольку, по общему мнению организации, сам факт неперсонального голосования уже ставит под сомнение законность процедуры.

Гурьева добавила также, что общественные активисты не были допущены к обсуждению кандидатуры и фактически не имели влияния на процесс назначения.

Институт омбудсмена

Институт омбудсмена появился в нашей стране в 1998 году со вступлением в силу Закона "Об Уполномоченном Верховной Рады Украины по правам человека". В апреле того же года был избран первый в истории Украины омбудсмен. Институт возглавила Нина Карпачева, которая занимала должность три срока, на протяжении 15 лет.

Основной функцией омбудсмена является контроль за деятельностью исполнительных и других органов государственной власти. В связи с этим Уполномоченный имеет гарантированное право проводить расследования, в том числе по собственной инициативе.

В 2006 году вступил в силу Факультативный протокол к Конвенции против пыток. "Этим факультативным протоколом предусматривалось создание превентивного механизма против пыток, и только с приходом Лутковской в 2012 году были внесены изменения в закон об Уполномоченном, которые позволили создать этот механизм и реализовать требования протокола", — рассказывает Фокусу Михаил Чаплыга.

Как объяснил бывший представитель Уполномоченного Верховной Рады, протокол действовал по принципу "омбудсмен плюс". "Это означает, что помимо Уполномоченного к мониторингу присоединялись международные организации, которые были финансовыми донорами, а общественные организации являлись исполнителями — обучали мониторов, которые затем получали мандат на посещение мест лишения свободы", — разъясняет Чаплыга.

Согласно ежегодному отчету омбудсмена, опубликованному на официальном сайте, в тройку лидеров по количеству жалоб вошли органы местного самоуправления (12,3%), Национальная полиция (9,1%), суды (7,5%).

"Больших денег на этом сделать нельзя, даже если весь институт омбудсмена сделать коррумпированным"

Кроме того, отдельными пунктами в графе нарушителей стоят пенитенциарная служба (0,9%), управление по вопросам исполнения уголовных наказаний (4,2%), Государственная исполнительная служба (1%). Все перечисленные службы подведомственны Министерству юстиции.

Стоит отметить, что исправительные колонии также подчинены Минюсту. По состоянию на 1 января 2018 года их насчитывалось 88. Помимо этого, в Украине также действует 29 следственных изоляторов.
"Ходили слухи, что интерес "Народного фронта" исходил из того, что тут якобы можно зарабатывать большие деньги, и в офисе, соответственно, нужно поставить того, кто эти деньги будет делать. На самом деле это ложь, поскольку больших денег на этом сделать нельзя, даже если весь институт омбудсмена сделать коррумпированным", — рассказывает Фокусу Михаил Чаплыга.

Киевское представительство

В столице Украины может появиться региональный представитель института омбудсмена. В декабре 2017 года был подписан Меморандум о сотрудничестве между Уполномоченным по правам человека Верховной Рады и Киевским городским советом по инициативе секретаря Киевсовета Владимира Прокопива.

"Для всех это очередной антикоррупционный орган, но на самом деле — это институт омбудсмена, который называется "адвокат доверия", так он называется в западных странах", — рассказывает Прокопив Фокусу. — Это взаимовыгодный инструмент взаимодействия власти с общественностью".

"90% всех жалоб, которые получает омбудсмен, в большинстве своем поступают из-за неосведомленности заявителя"

По мнению Прокопива, этот институт выгоден как власти, так и обществу. "Власти это выгодно, поскольку 90% всех жалоб, которые получает омбудсмен, в большинстве своем поступают из-за неосведомленности заявителя", — настаивает Прокопив. По его словам, в этом случае адвокат доверия работает с заявителем, снимая таким образом с омбудсмена часть проблем.

"Мы изучали немецкий и канадский опыт работы. Необходимо сделать все, чтобы был избран действительно независимый представитель — совместно с адвокатскими объединениями и общественными организациями", — заключает секретарь Киевсовета.

На вопрос Фокуса, не станет ли адвокат доверия закрывать глаза на нарушения со стороны представителей местного самоуправления, Прокопив отвечает, что в случае, если у общественности возникнут замечания по поводу механизма работы адвоката доверия, Киевсовет всегда сможет внести изменения в какую-либо процедуру. "Мы не утверждаем, что наши наработки идеальны, поэтому если поступят рациональные предложения от общественности, мы открыты и всегда готовы их внедрить", — утверждает Прокопив.

Отметим, что на данный момент в Украине действует две сети региональных офисов. Первая профинансирована в рамках проекта Программы развития Организации Объединенных Наций. Вторая — официальные представительства Уполномоченного, которые появилась благодаря финансированию со стороны украинского государства. Однако Киев на данный момент не имеет своего представителя, который должен избираться на конкурсной основе.