Украина стучится в открытые двери. Чем год от года отличается программа сотрудничества с НАТО

baomoi.com
baomoi.com

Десять лет назад Украине было отказано в Плане действий по членству в НАТО (ПДЧ). Как результат, с 2009 года украинское государство берет на себя ежегодные обязательства по выполнению структурных изменений и реформ в различных сферах, чтобы предпринять новую попытку для присоединения к военно-политическому блоку

28 марта президент Петр Порошенко подписал указ об утверждении Годовой национальной программы под эгидой комиссии Украина — НАТО на 2018 год (ГНП). В 2017-м документ носил такое же название и был подписан 8 апреля. Двумя годами ранее ГНП обходилась без эгиды комиссии Украина — НАТО в названии, а подпись главы государства появилась под программой в 2016 году — 12 февраля, а в 2015-м — 23 апреля.

Как и в прошлом году, ГНП декларирует, что Украина придерживается политики "открытых дверей" НАТО и решения Бухарестского саммита Североатлантического альянса в 2008 году о том, что Украина станет членом НАТО. Первое, что бросается в глаза, это разделение документа на три отдельных блока — собственно ГНП, основные мероприятия и их ориентировочный план. Раньше вся эта информация сводилась в одном объемном документе. По словам источника Фокуса в Министерстве иностранных дел, эти изменения сделаны для удобства мониторинга представителями миссии НАТО в Украине и штаб-квартире альянса.
"В ноябре 2017 года наш представитель при НАТО Вадим Пристайко заявлял, что в альянсе недовольны выполнением ГНП. На этот год документ решили сделать более фактурным, если так можно выразиться", — утверждает собеседник Фокуса.

Просто цифры

Программа на 2018 год содержит 444 мероприятия с участием 58 министерств и ведомств, не считая местные органы власти и другие институты и организации.

По данным Кабинета министров, программа на 2017 год содержала 375 мероприятий, из которых выполнены 307 (81,9%), 49 выполняются (13%), еще 19 — не выполнены. В 2016 году в ГНП были включены 255 мероприятий, из которых 210 выполнены (82%), 34 выполняются (13,3%), 11 — не выполнены. Наличие невыполненных мероприятий объясняется прежде всего отменой или переносом срока их выполнения на следующий год и переориентацией первоочередных потребностей в связи с проведением антитеррористической операции в Донецкой и Луганской областях.

"В альянсе недовольны выполнением ГНП, поэтому на этот год документ решили сделать более фактурным, если так можно выразиться"

Бывший заместитель министра обороны по вопросам евроинтеграции Игорь Кабаненко говорит, что сложно ежегодно оценивать выполнение ГНП. С каждым годом Украина ставит перед собой все более амбициозные задачи, но не всегда может с ними справиться. "Дело в том, что нам никто ничего не навязывает, мы сами берем на себя эти обязательства. Оценки можно услышать на уровне комиссии Украина — НАТО. С 2009 года мы разрабатываем эту программу, ее готовит МИД, дальше передают миссии в Брюсселе, а там все 29 стран — членов блока могут дать свои оценки. Никаких санкций за невыполнение не бывает, но следуют политические оценки и выводы", — поясняет Фокусу Кабаненко.

Если сравнивать ГНП 2018 года с аналогичными документами прежних лет, то политические и экономические вопросы остаются неизменными — реформирование законодательства (в том числе избирательного), судебной системы, борьба с коррупцией, восстановление экономики, энергетическая независимость. Больше детализирован блок вопросов, связанных с обороной и безопасностью. Среди других приоритетных задач на текущий год — разработать и обеспечить выполнение плана мероприятий по реализации новой Антикоррупционной стратегии Украины в 2018–2020 годы. Имплементация рекомендаций НАТО по результатам проведенной в 2017-м самооценки составляющих сектора безопасности и обороны Украины на предмет выявления коррупционных рисков.

Откуда программа

Взаимоотношения Украины с Североатлантическим альянсом начались сразу после обретения независимости. В 1997 году была подписана "Хартия об особом партнерстве НАТО и Украины", а в Киеве открылся Центр информации и документации НАТО. В 2005 году, после победы Оранжевой революции, был взят курс на переход к ПДЧ как последнего шага по вступлению в альянс. В 2008 году президент Виктор Ющенко, председатель Верховной Рады Арсений Яценюк и премьер-министр Юлия Тимошенко передали официальное заявление о возможности присоединения Украины к ПДЧ. На проходившем в Бухаресте саммите НАТО Украина получила отказ в предоставлении ПДЧ, но на словах была выражена поддержка стремлению идти путем структурных реформ. В 2009 году была подписана Декларация о дополнении Хартии об особом партнерстве между Украиной и Организацией североатлантического договора. Декларация формализовала ведущую роль комиссии Украина — НАТО в процессе углубления ведущихся в нашей стране реформ, которые будут реализовываться в рамках выполнения ГНП.

"Единственная программа, которая детализировано все описывала, была в 2009 году. Нам тогда подсказывали коллеги из Эстонии, что под каждое мероприятия нужно свое финансирование, мероприятие — под конкретную цель"

После прихода к власти Виктора Януковича активные действия по интеграции с НАТО были отложены. В то же время Верховная Рада приняла Закон "Об основах внутренней и внешней политики", которым закрепляется внеблоковый статус Украины. Были ликвидированы межведомственная комиссия по вопросам подготовки Украины к вступлению в НАТО и национальный центр по вопросам евроатлантической интеграции. Взаимоотношения с альянсом основывались на уровне консультационного диалога. Вместе с тем ГНП продолжала составляться. После Революции достоинства и начала агрессии Российской Федерации в Крыму и на Донбассе Украина активизировала сотрудничество с НАТО. Была принята новая военная доктрина, а позже внесены изменения в ряд законов о внешнеполитическом курсе государства. В 2014 году ГНП осталась той же, что и годом ранее. Документ был разработан и согласован еще в 2013 году, но в связи со сменой политического курса был отозван на доработку.

Сухие факты

Эксперты по вопросам евроатлантического сотрудничества считают, что взятые обязательства по ГНП выполняются только в сфере обороны и национальной безопасности. В первую очередь это связано с тесным военным сотрудничеством с миссиями представителей стран — членов НАТО в зоне военного конфликта на Донбассе. Бывший заместитель военного представителя миссии Украины при НАТО (2004–2007 гг.) Александр Полищук говорит, что факт подписания ГНП в конце марта, а не в начале года не сильно обрадовал штаб-квартиру НАТО.

"Декларативный документ, который после фразы, "что Украина придерживается политики "открытых дверей" НАТО и решения Бухарестского саммита Североатлантического альянса в 2008 году о том, что Украина станет членом НАТО, уже читать не хочется. От наших формулировок мало что зависит, нужно выполнять обязательства, которые сами на себя берем. Тогда, в 2008 году, нужно было провести консультации по ПДЧ, а у нас вышло наоборот — лозунги и "письмо трех", — напоминает Полищук.

На саммите НАТО, который состоится 11–12 июля в Брюсселе, может быть принято политическое решение в отношении перспектив получения членства Украины в Североатлантическом альянсе

Военный эксперт Института евроатлантического сотрудничества Игорь Козий считает, что для оценки ГНП необходимо посмотреть, сколько средств государство выделяет на выполнение каждого пункта программы.

"Единственная программа, которая детализировано все описывала, была в 2009 году. Нам тогда подсказывали наши коллеги из Эстонии, что под каждое мероприятия нужно свое финансирование, мероприятие — под конкретную цель. В Бухаресте нам дали возможность в закрытом формате проводить реформы, чтобы в будущем опять подойти к членству в НАТО. На мой взгляд, после 2009 года все ГНП писались только для того, лишь бы были", — сказал Фокусу Козий.

Полищук отмечает, что во взаимоотношениях Украины с альянсом показательным является двухлетнее отсутствие главы миссии Украины при НАТО. "В мае 2015 года был уволен Игорь Долгов. До назначения в июле 2017-го Вадима Пристайко все это время исполнял обязанности Егор Божок. Я слышал, что в альянсе даже собирались остановить программу сотрудничества, пока не будет назначен глава миссии", — говорит Полищук Фокусу.

В начале марта на официальном сайте НАТО изменился статус Украины: с государства, которое "не имеет формальных стремлений к членству", на "страну-аспиранта" — задекларировавшую интерес в присоединении к альянсу.

Козий предполагает, что на саммите НАТО, который состоится 11–12 июля в Брюсселе, может быть принято политическое решение в отношении перспектив получения членства Украины в Североатлантическом альянсе.