Гипотезы на рынке стартапов

Что общего между косяком рыб и нацией стартапов, можно ли построить глобальный бизнес, находясь в Украине, и как увеличить объем инвестиций в украинские бизнесы — об этом рассказывает Денис Довгополый, сооснователь первого украинского бизнес-акселератора для технологических стартапов GrowthUP и координатор потоков Стартапы и Blockchain на iForum, крупнейшей интернет-конференции года

Related video

Денис, какие тенденции можно отметить на рынке стартапов, какие наиболее существенные события произошли там в прошлом году?

Денис Довгополый: За последний год рынок сильно поменялся, и, наверное, не в лучшую сторону. Во-первых, проблема в том, что очень много предпринимателей уехали из Украины, оставляя здесь в основном RnD-команды. Если ранее стартапы пытались организовать здесь бизнес целиком, то сейчас они все более пристально присматриваются к западным рынкам. Пришло осознание, что для работы на зарубежном рынке необходимо там присутствовать. Поэтому многие команды переезжают в ту страну, где они планируют продавать свой продукт.

Новые же стартапы сразу поднимают свой бизнес за рубежом. Они даже не пытаются здесь отстраивать какие-либо бизнес-процессы, привлекать инвестиции, а сразу едут на запад — от Польши и Прибалтики до Франции, Португалии или США. Как Нью-Йорк, так и Силиконовая Долина очень сильно притягивают бизнес.

Второе изменение заключается в том, что инвесторов на рынке стало значительно меньше. Инвестиции ранних стадий практически исчезли, как минимум в 5 раз сократилось предложение денег в раундах от 50 до 100 тысяч долларов.

С чем это связано? С отсутствием капитала, сложной политической ситуацией, постоянными наездами на бизнес?

Не совсем так. Несколько лет назад существовала гипотеза, что глобальный проект можно построить из Украины. Но жизнь показала, что намного эффективнее развивать проект на глобальных рынках, будучи за рубежом. Там проще встречаться с заказчиком, понять, что хотят люди, получить необходимый опыт, ощутить среду, в которой они живут. Когда ты находишься здесь, то приходиться строить предположения о том, что происходит на целевом рынке. Проверять эти предположения очень тяжело, к тому же велика вероятность ошибки. И это первая причина, толкающая наших людей к переезду.

Вторая причина — обыски и прочее прессование бизнеса. Подобные действия силовиков заставляют перевозить RnD-подразделения, то есть разработчиков, в более безопасные места, не обязательно на те рынки, где они работают, а просто в соседние страны, где вполне доступные и недорогие цены. Например, в Польшу, Чехию, страны Прибалтики, даже в Черногорию. Если нужно быть внутри хорошо развитой экосистемы, то переезжают в Варшаву, Краков, Таллин, Ригу, Вильнюс. Там спокойная рабочая ситуация, нет обысков, нет прессинга со стороны госструктур, есть возможность получить гранты.

Вкратце вывод такой: предприниматели переезжают туда, где им проще работать, при этом они перевозят даже своих разработчиков, если видят здесь какую-либо для них опасность – война, обыски и прочее.

Гипотеза, что возможно построить глобальный бизнес, находясь в Украине, характерна только для Украины, или же через это прошли все другие страны?

Вообще, подобная гипотеза существует во всех европейских странах. И в некоторых случаях этот способ работает. Поэтому я бы сказал так: не всякий глобальный бизнес можно построить из Украины. Есть примеры замечательных компаний, которые строят свой бизнес, практически не покидая пределы Украины. Например, команда Jooble и многие другие. Если твоя работа связана с обработкой данных, сбором статистики, то не имеет значения, где ты физически находишься. Но если твоя работа зависит от общения с живыми людьми, то тебе надо быть в том месте, где они живут.

Нужно просто сесть и прикинуть: что ты выиграешь от того, что будешь здесь, и какие преимущества получишь, если переедешь за рубеж, и принять правильное управленческое решение.

Насколько правильно предположение, что "железячный" бизнес нужно развивать на целевом рынке, а SaaS-бизнес возможно строить из Украины?

Все зависит от типа "железячного" бизнес и SaaS-бизнеса. Возьмем для пример Компетерру — они находятся здесь, но завоевывают рынки Европы и США. Их продукт — это классический SaaS с очень сложным процессом продаж. Тем не менее, вся команда находится в Украине, и лишь иногда они выезжают за рубеж в командировки. Вместе с тем, есть бизнесы, которые можно развивать, только находясь на целевом рынке. Пример — стартап 3DLOOK, разрабатывающий решения на базе искусственного интеллекта и трехмерной реальности для розничного сегмента. Они не могут отсюда подписать договор с крупной американской ритейловой сетью и сделать с ней пилотный проект. Приходится ехать в США и каждый день работать с ними над проектом.

Вполне ясно, зачем едут в США для развития бизнеса. Но почему стартапы переезжают в такие сравнительно бедные страны как Португалия для запуска проекта?

Здесь необходимо учитывать два ключевых момента, во-первых — язык, во-вторых — менталитет. Если ты находишься в Португалии, то получаешь хорошую площадку для продвижения своего продукта на латиноамериканских рынках. Там наблюдается недостаток инновационных решений, поэтому все новинки раскупают мгновенно. Во-вторых, Португалия неплохая страна для старта: относительно недорогая, входит в еврозону, с хорошим климатом, кроме того, есть возможность получить гранты на развитие. Да, там есть проблемы с разработчиками, но с другой стороны, там проводится множество мероприятий для инвесторов.

Чем пояснить, что на украинском рынке уменьшилось число посевных инвестиций? Дефицит денег?

Все просто — цикл "выращивания" стартапа достаточно длинный. Инвестор, который вкладывает в бизнес 50 тысяч долларов, надеется, что он получит полмиллиона уже через 2-3 года. Но ждать целых 10 лет он не готов. А здесь требуются именно вложения на длительный период. Поэтому некоторые инвесторы попробовали вложить деньги, однако поняли, что в ближайшие годы ждать возврата инвестиций не приходится. Потому что через 3 года после первых инвестиций часть компаний обанкротилась, а те, что выстояли, все еще пытаются понять, в каком направлении они должны двигаться для вывода бизнеса на новый уровень.

Дело в том, что бизнес-ангелы — это предприниматели, которые получили хороший опыт и знают правила игры. У нас таких инвесторов очень мало. А просто богатые люди не готовы делать столь долговременные капиталовложения. Им проще купить несколько квартир, сдать их в аренду и получать прибыль немедленно.

В США первые венчурные инвестиции в стартапы Кремниевой долины были сделаны еще 70 лет назад. Там люди уже выучили правила игры, они знают, чем они рискуют и сколько придется ждать. А у нас совсем другой расклад.

Как преломить ситуацию к лучшему?

Необходимо обучать инвесторов, воспитывать новое поколение предпринимателей, готовых правильно и умело вкладывать капитал. Мы инициировали несколько направлений по образованию инвесторов: например, я читаю лекции для инвесторов, также очень большую работу делает UAngel, Startup Networks, и т. д. В результате у нас два источника поступления новых инвесторов. Первый — ИТ-предприниматели, которые смогли создать успешный бизнес, хорошо заработать и теперь понимают правила игры. Второй — любые бизнесмены, которые за последние несколько лет совершили определенные инвестиции, приобрели опыт и сделали для себя вывод: "ОК, нам это интересно. Будем работать на этом поле и дальше". За счет таких двух источников рынок будет расти, однако я не прогнозируют взрывообразного роста. Наоборот, впереди — тяжелая кропотливая работа, притом каждый обыск типа "маски-шоу" отбрасывает нас на годы назад.

Технопарк Unit City, где мы сейчас беседуем, можно рассматривать как кузницу кадров для будущих стартапов?

Сложный вопрос. С моей точки зрения, это неплохая замкнутая экосистема. В мире есть немало примеров подобных экосистем с позитивным результатом, но есть и отрицательные примеры. Очень многое зависит от менеджера, который занимается таким направлением. Мне кажется, что люди, которые ведут Unit City — именно те, у которых все получится. Поэтому я очень болею за них, помогаю как могу. Но… я слегка скептически отношусь к формату кампуса, я против того, чтобы "строить гетто".

На одной из крупных конференций, посвященной криптобизнесу, президент Швейцарии как-то сказал: в следующем году я не хочу ничего слышать про "Крипто-долину". Это неправильно, я хочу слышать про "Крипто-страну". То есть, нельзя построить просто инновационный кусочек экономики в отсталой стране, эффективен другой подход: все обществом должно целиком двигаться в нужном направлении.

Знаешь, когда в 1980-х предприниматель приходил к израильскому чиновнику в любом городе, тот задавал вопрос: "почему у тебя нет стартапа"? Если же отвечаешь ему "у меня уже есть стартап", тот спрашивал: "чем я могу тебе помочь?". И так происходило на всех уровнях, во всех районах. Именно таким образом должна строиться стартап-нация.

Конечно, Unit City — хорошее мощное ядро, которое, я уверен, будет мощно развиваться. Здесь поселяться хорошие компании, и будут приезжать инвесторы, но стартап-нацию так не построишь, этого совсем недостаточно.

С твоей точки зрения, требуется ли в наше волатильное время высшее образование? Может получить нужные знания и опыт намного эффективнее уже на практике, в процессе работы?

Мое мнение неизменно: высшее образование человеку необходимо, без него — никуда. Фундаментальные знания нужны непременно. Только высшая школа научит вас таким базовым вещам как тензорный анализ, дифференциальные уравнения и т. д. Без базовых знаний в бизнесе будет тяжело. Вообще, в вузе человека учат решать собственными силами задачи, на которые ответ не очевиден.

Мое мнение, что спрос на программистов (скорее кодеров) в долгосрочной перспективе будет снижаться. Высокопрофессиональные разработчики (скорее инженеры, заточенные под решение задач, а не просто написания кода) будут востребованы, как и ранее, а вот задачи, которые ранее решались программистами низкого уровня, будут возложен на искусственный интеллект.

Пару лет назад ты принимал участие в совете Реанімаційна рада реформ, насколько продуктивна их деятельность?

Я не верю, что кучка оптимистов способна что-либо сделать. Пока не придет на государственном уровне понимание того, что нельзя застревать в каменном веке, и что сырьевая и обрабатывающая промышленность — это прошлое. А те хайтек-технологии, которые использует государство, находятся на уровне 90-х годов прошлого века.За редким исключением, как например, Прозорро.

За счет стартапов мы можем всей страной сделать фазовый рывок, отбросив балласт. Но для этого нужно принимать очень серьезные целенаправленные решения. Одни активисты ничего не смогут сделать, здесь должна надавить вся масса. Вот как косяк рыб — когда поворачивает каждая рыбка, то поворачивает и весь косяк.

Я принимаю посильное участие в работе совета РПР, но у меня сейчас немного сменились приоритеты. И я не готов тратить столько времени на общественную деятельность.

На днях у нас состоялась крупнейшая сделка, очень знаковая для отрасли — один из крупнейших мировых венчурных фондов вложил деньги в ICO полностью украинской компании, работающей на глобальных рынках без единого зарубежного офиса (Maingroup вошел в Dream Team). К тому же они рискнули инвестировать через такую новую и неизведанную для многих процедуру как ICO, что беспрецедентно. Подобного уровня сделок в мире за последние годы было всего две (это — третья), предыдущие состоялись в США, и о них мало что известно. О нашей сделке написали крупнейшие западные издания, однако в Украине она никого не интересует. Хотя это реально незаурядное событие по европейским и американским меркам. Вот такие вещи приносят стране больше девидендов в области имиджа, чем многочасовые заседания рабочих групп.

Каких звездных спикеров вы бы могли отметить на потоке Стартапы?

Приедет Марвин Ляо (Marvin Liao), партнер одного из крупнейших фондов Долины 500 Startups, который проводит очень много сделок. Мы попросили его дать свежий взгляд на рынок стартапов. Также рекомендую послушать Викторию Тигипко, которая совершила более 100 сделок со стартапами, при этом всего 5 из них украинских. Она расскажет, что нужно сделать украинцам, чтобы успешно конкурировать на глобальном рынке за капитал. Алекс Жуков, технический директор Videogorillas, расскажет, как он поднимал стартап в Лос-Анжелесе, но при этом не прибегал к внешним инвестициям. Лиза Воронкова расскажет о своем опыте попадания в очень престижный и закрытый для неамериканцев акселератор.

Какие знания вынесет слушатель после посещения докладов iForum?

Д. Д.: Уже несколько лет мы делаем основной акцент на решение практических задач. Люди уйдут с пониманием того, как решать те или иные проблемы, как найти ответы на вопросы, которые ранее для них были неясны.