Орган со статусом. Зачем погранслужбе право проводить досудебное следствие и прослушивать телефоны
Государственная пограничная служба может пополниться следователями. Близкие к министру внутренних дел Арсену Авакову народные депутаты предлагают создать еще один орган досудебного расследования
20 апреля депутаты Верховной Рады Ирина Ефремова и Игорь Котвицкий (оба из "Народного фронта") зарегистрировали законопроект о расширении полномочий Государственной пограничной службы.
Согласно тексту документа, предлагается определить Госпогранслужбу (ГПС) органом досудебного следствия с правом проведения негласных следственных действий и доступом к снятию информации с телекоммуникационных сетей. Следователи ведомства получат в подследственность только досудебные расследования по статьям Уголовного кодекса 332 (незаконная переправка лиц через государственную границу Украины), 332-1 (нарушение порядка въезда на временно оккупированную территорию Украины и выезда с нее) и части 4 статьи 358 (использование заведомо поддельного документа). Но в случае если в ходе расследования будут установлены факты преступления по уголовным статьям: торговля людьми, контрабанда (в том числе наркотиками и психотропными веществами), нарушение порядка осуществления международных передач товаров, подлежащих государственному экспортному контролю (военной техники, техники и материалов двойного назначения), — следствие оставляют за собой пограничники.
Предоставив ГПС право на следственные действия по нарушению въезда и выезда на временно оккупированные территории, авторы законопроекта предлагают лишить этой функции Службу безопасности Украины (СБУ).
"Подразделения Национальной полиции Украины и СБУ, которые уполномочены проводить досудебное следствие, находятся на значительном расстоянии от подразделений охраны государственной границы, что делает невозможным проведение эффективного досудебного следствия и выявления преступления на ранней стадии и преступников по горячим следам. Кроме того, удаленность подразделений досудебного следствия создает предпосылки для нарушения процессуальных прав задержанных лиц, не дает возможности своевременно зафиксировать доказательную базу", — говорится в пояснительной записке.
"Имея достаточно сотрудников внутренней безопасности, имея управление разведки, управление контрразведки, имея управления борьбы с терроризмом, мы не имеем следствия"
В 2017 году председатель ГПС Петр Цыгикал отмечал, что ведомство обладает всем спектром правоохранительной деятельности, кроме следствия.
"К сожалению, мы не можем достучаться до Верховной Рады. Есть депутаты, которые нас поддерживают, но я не могу сдвинуть с места эту проблему. Я считаю, что это огромная проблема: имея подготовленный аппарат оперативного состава, имея достаточно сотрудников внутренней безопасности, имея управление разведки, управление контрразведки, имея управления борьбы с терроризмом, мы не имеем следствия. К сожалению, в Европе мы единственная страна, в которой пограничное ведомство не имеет следствия. И неважно, в составе Министерства внутренних дел пограничная служба или отдельно", — говорил Цыгикал в телевизионном эфире.
Напомним, что ГПС входит в систему Министерства внутренних дел, но ее председатель назначается президентом Украины по представлению премьер-министра. Котвицкий и Ефремова являются близкими соратниками министра внутренних дел Арсена Авакова. Петр Цыгикал возглавил ГПС в июле 2017 года, сменив на посту Виктора Назаренко, который ушел в отставку.
Кто спросит
Член общественного совета при ГПС Игорь Глова объясняет Фокусу, что вопрос предоставления функций досудебного следствия пограничникам поднимается больше 15 лет.
"Уже давно говорят об этом, вопрос актуален. Тем более в тех условиях, в которых находится Украина. ГПС сегодня выполняет задачи по охране границы, ее защите и имеет специальные функции по разведывательной и контрразведывательной деятельности. Следствие по незаконному перенаправлению через границу необходимо, мы на уровне общественного совета поддерживаем это предложение", — говорит Глова Фокусу.
Он отмечает, что следствие позволит эффективно бороться с трансграничными мафиозными структурами, которые организовывают нелегальные потоки мигрантов в Европу.
"У пограничной службы есть потенциал, опыт и знания, но все будет зависеть от того, как эти органы следствия будут организованы, кто пойдет туда работать. В любом случае, если ГПС — правоохранительный орган, то с него должен быть спрос. А для этого нужно добавлять полномочий", – подытоживает Глова.
В Украине уже создано 12 правоохранительных органов, которые находятся в непрекращающемся процессе реформирования
Первый заместитель парламентского комитета по вопросам законодательного обеспечения правоохранительной деятельности Николай Паламарчук рассказывает, что подобные инициативы рассматривались комитетом, но все они были отправлены на доработку. Он напоминает, что в Украине уже создано 12 правоохранительных органов, которые находятся в непрекращающемся процессе реформирования.
"Идея законопроекта хорошая, но там есть одна основная проблема: мы реформируем органы уголовной юстиции, уже забрали следствие и надзор у прокуратуры, на очереди отдел "К" СБУ (управление по борьбе с коррупцией и организованной преступностью. — Фокус), но при этом создаем новые следственные органы. Нужен системный подход, я обязательно буду говорить об этом, когда законопроект будет на комитете", – утверждает народный депутат.
Бывший заместитель генерального прокурора Алексей Баганец уверен, что определение ГПС органом досудебного следствия может привести к коллапсу всей правоохранительной системы и дополнительной нагрузке на государственный бюджет.
"У меня такое чувство, что мы увлеклись созданием новых органов, в том числе и досудебных. Сейчас не хватает прокуроров, процессуальных руководителей, а тут хотят добавить еще один орган следствия. Кто будет всем этим заниматься? Тогда нужно больше прокуроров, а мы, наоборот, хотим сокращать их количество", — недоумевает Баганец в разговоре с Фокусом.
Напомним, что согласно действующему Уголовному процессуальному кодексу правом досудебного следствия обладают органы Национальной полиции, СБУ, контроля за соблюдением налогового законодательства, государственной уголовно-исполнительной службы, Государственного бюро расследований, подразделения детективов и внутреннего контроля Национального антикоррупционного бюро.
По данным ГПС, начиная с 1991 года на территории Украины было задержано около 150 тыс. нелегальных мигрантов и отказано в пропуске почти 180 тыс. потенциальных незаконных мигрантов. В последнее время попытки мигрантов незаконно пересечь границу сокращаются. Так, в 2015 году зафиксировано 1807 случаев, в 2016-м — 1040, в 2017-м — 886.