Бумажный тигр. Когда начнет работу Государственное бюро расследований

infa.ua
infa.ua

Фокус узнавал, почему затягивается запуск правоохранительного органа, который должен выявлять и расследовать преступления, совершенные высшими должностными лицами

Related video

14 марта Государственное бюро расследований (ГБР) объявило о начале конкурса на 219 вакансий в центральном аппарате, из них 152 – должности следователей. Конкурсная комиссия принимала документы до 11 апреля, но позже окончательный срок приема заявлений перенесли на 3 мая. Как объясняет Фокусу секретарь конкурсной комиссии Александр Леменов, такое решение было принято в связи с низкой активностью потенциальных кандидатов. На 219 мест документы подало более 600 человек, что могло стать причиной низкого уровня конкурса. Кроме того, на ряд должностей претендовало по одному кандидату.

"Я лично обращался к Роману Трубе (директору ГБР. – Фокус) с просьбой продолжить сроки подачи документов и снизить квалификационные требования к кандидатам. На сегодня мы уже имеем около тысячи кандидатов и продолжаем принимать документы. По окончании приема и проверки пакетов документов начнем проводить трехэтапный отбор. На первом этапе – тесты и практические задания, на втором – психофизиологическая проверка и полиграф, а в финале – личное собеседование", – рассказывает Фокусу Леменов.

Сроки поджимают

Напомним, в феврале 2018 года новоназначенный директор ГБР Роман Труба назвал дедлайн запуска работы бюро – сентябрь текущего года.
"Не позже 1 сентября 2018 года должно заработать. Времени нет, поскольку еще в прошлом году бюро должно было заработать", – говорил он во время заседания конкурсной комиссии.

Но, как утверждает Леменов, комиссия физически не успеет закончить работу к объявленной дате.

"Документов очень много, а людей мало, все просто зашиваются. Мы прогнозируем минимум 600 человек на должности следователей. Каждый должен пройти полиграф, это минимум полтора часа, еще минимум 30-40 минут – на собеседование. К сентябрю точно не успеем", – предупреждает он, добавляя, что запуск второй комиссии по отбору кандидатов в территориальные управления ГБР только усложняет работу.

Не дождавшись окончания первого конкурса, 3 апреля руководство бюро объявляет второй конкурс на заполнение 455 вакансий в территориальных управлениях в Киеве, Львове, Хмельницком, Николаеве, Мелитополе, Полтаве и Краматорске.

Согласно порядку проведения конкурса по назначению на должности в ГБР, утвержденному Министерством юстиции, персональный состав конкурсной комиссии утверждает лично директор бюро. В ее состав входит пять человек, три из которых должны быть представителями ГБР. Допускается привлечение в состав комиссии представителей общественных организаций и органов юстиции.

Состав комиссии по отбору кандидатов в центральный аппарат ГБР сформирован из трех членов бюро и по одному от Минюста и общественных организаций. В комиссии на территориальные управления: один член бюро, остальные четверо – сотрудники Генпрокуратуры, СБУ, Минюста и представители общественных организаций.

Следует отметить, что на конец марта в штате ГБР числилось 11 человек: 3 – руководство бюро, 4 – по переводу из Генпрокуратуры, 4 – патронажная служба.

В ноябре 2015 года Верховная Рада приняла закон, которым определяются правовые основы организации и деятельности будущего бюро. Президент Петр Порошенко подписал документ через 64 дня вместо 15, которые даются на это по Конституции. В феврале 2016-го Кабинет министров принимает постановление о создании ГБР – еще одного правоохранительного органа, который должен выявлять и расследовать преступления, совершенными высшими должностными лицами. В ноябре 2017 года конкурсе на должность директора бюро выиграл бывший заместитель начальника одного из отделов главного следственного управления Генпрокуратуры Роман Труба. Его первым заместителем стала Ольга Варченко из ГПУ, а заместителем – бывший заместитель прокурора Киева Александр Буряк. Первая конкурсная комиссия по отбору кандидатов в центральный аппарат ГБР была создана 12 марта 2018 года.

До лучших времен

Несмотря на начавшийся отбор будущих следователей, ГБР не может набрать в свой состав оперативных работников. Дело в том, что в законе о ГБР этой должности не нашлось места. Чтобы исправить оплошность, в Верховной Раде были зарегистрированы три законопроекта – один правительственный и два – от народных депутатов. Но при голосовании в марте 2018 года все три документа были провалены. Правда, в сессионном зале хватило голосов, чтобы отправить их на доработку. На сегодня на официальном сайте парламента значится, что законопроекты с доработками рассмотрел профильный комитет. На пленарной неделе, которая закончилась 20 апреля, депутаты как один говорили, что законопроекты отложены до лучших времен.

Напомним, что никак не дойдет очередь до голосования за создание Национального бюро финансовой безопасности, вопросы назначения нового состава Центризбиркома и судей Конституционного суда. А в парламентской коалиции наблюдается затянувшийся кризис недоверия в отношениях между крупнейшими фракциями – "Блоком Петра Порошенко" и "Народным фронтом".

Остается открытым вопрос назначения Совета общественного контроля (СОК) при ГБР – органа, в полномочиях которого изучение отчетов о работе бюро. Кроме того, три члена совета должны войти в состав дисциплинарной комиссии ГБР. Всего в комиссию входят пять человек. Выборы членов СОК также не обошлись без скандала. 30 марта 2018 года 99 делегатов от общественных организаций до поздней ночи выбирали из своего числа 15 будущих членов СОК. Голосование было рейтинговым, каждый участник должен был выбрать в бюллетене 15 кандидатур. В противном случае бюллетень считался недействительным.

Избранная в состав СОК Надежда Коринна рассказала Фокусу, что несмотря на сформированный состав, директор ГБР до сих пор не подписал документы о его создании.

"Мы передали протокол учредительного собрания, выдержали все юридические стороны. Но совет пока не создан, не знаю, почему. У нас постоянный контакт с ГБР и мы готовы приступить к работе в любой момент", – говорит она Фокусу.

Еще один член СОК Ярослав Романенко считает, что до начала полноценной работы ГБР совет не будет создан.

"По закону, состав СОК выбирают на один год. Вот де-факто совет создан, а де-юре – еще нет. Думаю, это связано со стартом полноценной работы ГБР. Бюро еще не работает, чем тогда заниматься нам? Кроме того, если мы сейчас создадим дисциплинарную комиссию, ей тоже нечем будет заняться", – размышляет Романенко в разговоре с Фокусом.

Вместе с тем один из кандидатов, избранных в СОК, на правах анонимности предупреждает Фокус, что результаты выборов могут быть оспорены в суде

По его словам, есть замечания к ряду лиц, избранных в совет. Также были зафиксированы процедурные нарушения в ходе учредительного собрания.

"Персонально состав СОК избран из людей, лояльных к руководству бюро, если так можно выразиться. Были нарушения во время голосования, по сути, дана разнарядка напротив какой фамилии в бюллетене ставить галочку", – говорит собеседник.

Однако директор ГБР Роман Труба в интервью "Судебно-юридической газете" заявил, что не торопится с выводами относительно учредительного собрания и состава СОК.

"Охарактеризовать профессиональные или иные качества людей, которые избраны в совет общественного контроля, а тем более спрогнозировать, насколько эффективно они будут работать в этом органе, пока сложно. Я с ними не знаком. Сейчас мы рассматриваем запросы от общественных организаций по поводу проведения учредительного собрания и анализируем эту процедуру. С выводами не торопимся", – говорит он.

Согласно представленной в конце декабря 2017 года стратегической программе деятельности ГБР, она состоит из четырех этапов. В 2017-2018 гг. – учредительный этап, 2018-2019 гг. – начальный, 2019-2020 гг. – наращивание мощности. До 2022 года планируется достижение стабильной эффективности работы бюро.