Месть за "Норд" или репетиция блокады. Зачем Россия начала досматривать корабли, следующие в Мариуполь

ФСБ России с 30 апреля начала останавливать корабли, следующие в Мариуполь, для осмотра и идентификации команды. Что это — политический ответ на задержание крымского судна «Норд», усиление мер безопасности перед открытием керченского моста или репетиция торговой блокады, разбирался Фокус

Активная фаза противостояния в Азовском море началась месяц назад. 25 марта Госпогранслужба Украины задержала рыболовецкое судно "Норд" с 10 членами команды с паспортами РФ, полученными в Керчи. Экипаж обвинили в нарушении порядка въезда на временно оккупированную территорию Украины и выезда из нее.

4 апреля украинские пограничники заявили, что будут задерживать все суда, входящие и выходящие из портов аннексированного Крыма без согласования с Киевом. 19 апреля МИД РФ обвинило украинские власти в пиратских действиях и пообещало жестокие ответные меры.

Просто отнимают время

Начиная с 30 апреля сотрудники ФСБ РФ ежедневно останавливают невоенные суда, которые следуют в Мариуполь. Трое судов направлялись в Украину из Италии, по одному – из Израиля и Греции.

Это были корабли под флагами Болгарии, Панамы, Мальты. Последний подвергся досмотру дважды – сначала в Керченском проливе, а затем в Азовском море. В погранслужбе отмечают, что замечаний россияне не делают, но раньше такого не случалось.

"С точки зрения международного права сотрудники погранслужбы ФСБ РФ не имеют никаких законных прав на обыск или досмотр судов, проходящих по проливу"

"Это торговые суда. С начала недели мы зафиксировали 5 таких случаев. Раньше таких случаев не было. Азовское море является морем внутреннего пользования для России и Украины, поэтому формально в действиях российских пограничников нарушений нет. Но пока трудно сказать, для чего они это делают. Сейчас они просто отнимают время", – прокомментировал ситуацию спикер ГПСУ Олег Слободян.

Впрочем, юристы-международники считают, что нарушения со стороны Российской Федерации есть. Аргументируют это наличием международных договоров, которые де-юре сохраняют свою силу.

Речь идет о Договоре между Украиной и РФ об украинско-российской государственной границе и Договоре о сотрудничестве в использовании Азовского моря и Керченского пролива (оба вступили в силу 23.04.2004). По этим документам Керченский пролив и Азовское море исторически являются внутренними водами Украины и России. При этом урегулирование вопросов, относящихся к смежным морским пространствам, осуществляется по соглашению между сторонами в соответствии с международным правом. Согласно статье Договора об украинско-российской государственной границе, "ничто в настоящем Договоре не наносит ущерба позициям Российской Федерации и Украины относительно статуса Азовского моря и Керченского пролива, как внутренних вод двух государств".

"Совершенно очевидно, что с точки зрения международного права сотрудники погранслужбы ФСБ РФ де-юре не имеют никаких законных прав на обыск или досмотр судов, проходящих по проливу. Увы, де-факто пролив сейчас контролируется Российской Федерацией с обоих его берегов", – объясняет партнер Международной юридической службы Interlegal Артем Скоробогатов.

Причины и последствия

О причинах таких действий погранслужбы ФСБ РФ можно только догадываться. Одной из первых причин эксперты называют ситуацию с судном "Норд": мол, Россия просто дала симметричный ответ на задержание судна и экипажа, часть которого до сих пор находится в Украине.

Однако есть и другие объяснения. "Это повышенные меры безопасности в преддверии открытия Керченского моста. В ближайшие две недели будет открыта автомобильная часть моста. Соответственно, российская служба безопасности принимает меры, чтобы не было каких-то инцидентов", – предполагает экс-замминистра по вопросам инфраструктуры Александр Кава.

"Мариуполь является ключевым для обеспечения экспортных поставок металла ряда крупных предприятий. Если порты будут заблокированы, то бизнес-последствия будут значительными"

Эксперт аналитического центра "Украинский институт будущего" по внутренней и международной политике Игар Тишкевич считает, что таким образом Россия пытается в очередной раз продемонстрировать, кому принадлежит полуостров.

"Россия считает Крым своим. В этом случае, если глянуть на карту, то можно увидеть, что вход в Керченский пролив проходит через российскую территорию, и РФ считает его своими внутренними водами. То есть, досмотр кораблей – это еще один способ продемонстрировать, что Крым принадлежит России", – говорит Тышкевич.

Более того, Россия таким образом пытается показать свое влияние на торговые отношения Украины. "Азовские и Черноморские порты – это главные торговые ворота Украины. Конечно, не по всем грузам это критично, но любые сдвиги в расписании могут иметь негативные последствия. Россия показывает, что она контролирует экспорт-импорт Украины. Кроме того, Россия стремится позиционировать и Черное, и Азовское моря как свои внутренние. Она оказывает психологическое давление, тем более, что украинские ВМС не имеют объективной возможности этому противостоять", – объясняет политический эксперт Евгений Магда. Он уверен, что Украине нужно реагировать на ситуацию, необходимо просить о помощи военно-морскую группу НАТО, которая находится в Черном море. При этом политолог не исключает, что Россия может отказаться от политики ужесточения контроля в водах Азовского моря и Керченского пролива в обмен на определенные действия со стороны Украины.

Руководитель "Центра транспортных стратегий" Сергей Вовк считает, что бизнес-составляющая в сложившейся ситуации невелика. "Это вопрос политический, а не бизнесовый. По сути речи идет о еще одном нарушении норм международного права. Этот вопрос требует соответствующей политической оценки и реакции украинского МИДа", – уверен эксперт.

Однако в случае дальнейшего вмешательства РФ, украинский бизнес может пострадать. "Мариуполь является ключевым для обеспечения экспортных поставок металла ряда крупных предприятий, таких как ММК им. Ильича и "Азовсталь". Если порты будут заблокированы, то у нас есть железнодорожная ветка по маршруту Мариуполь – Волноваха – Камыш-Заря и важно обеспечить ее максимальную пропускную способность. Теоретически возможно отправлять продукцию по железной дороге, например, в Николаевский порт, но из-за этого возрастет стоимость и, следовательно, снизится конкурентоспособность нашей продукции. То есть бизнес-последствия будут значительными. Но мне даже не хочется рассматривать эти варианты", – подытожил Сергей Вовк.