Где два украинца – там три ветерана. Почему в стране так много общественных объединений участников АТО

Фото: akzent.zp.ua
Фото: akzent.zp.ua

Фокус разбирался, что представляет собой ветеранское движение в настоящее время и что его ожидает в будущем

Согласно данным Государственной службы по делам ветеранов войны и участников антитеррористической операции за 2017 год, в Украине зарегистрировано 719 общественных объединений участников АТО. Столкнувшись с таким объемным списком ветеранских объединений, бывшие фронтовики зачастую теряются, не зная, куда обратиться за помощью. Фокус разбирался, что представляет собой ветеранское движение в настоящее время и что его ожидает в будущем

"Лично я разочаровался в этом движении после того, как мне за деньги предложили помочь в оформлении инвалидности", — делится с Фокусом ветеран войны Олег с позывным "Лысый". По его словам, кроме такого предложения, никакой конкретной помощи общественная организация ему предоставить не смогла.

Участники боевых действий, вернувшись к гражданской жизни, обращаются в ветеранские объединения с самыми разнообразными вопросами. Оформление положенных по закону льгот и социальных гарантий, поиск работы, желание поступить на учебу или овладеть новой специальностью, психологическая поддержка — это далеко не все проблемы, которыми заняты волонтерские объединения: кто на бумаге, а кто на деле.

Докажи своим

"Сначала я не верил в ветеранские объединения. Думал, что их услуги платные", — рассказывает Фокусу ветеран русско-украинской войны Владимир с позывным "Ирландец". Обратиться в районную организацию его уговорил друг. Парень видел, как активисты бесплатно оказывают юридические консультации по разным вопросам, а в соседней комнате волонтеры плетут маскировочные сети.

"Боец, мой товарищ, попал с семьей в аварию. Благодаря девочкам-волонтерам, обзвонившим всех и вся, их удалось спасти", — вспоминает Владимир. В настоящее время он с побратимом, которого удалось спасти, создает ветеранскую спортивную организацию.

Разделяй и властвуй

Вернувшись с фронта, ветераны представляют собой пусть и имеющий свои особенности, но типичный срез нашего общества. В большинстве случаев это люди, которым свойственны привычные для нас слабости, считает председатель общественной организации "Сприяння Збройним силам України "Булат" Тарас Степура.

С приближением выборов политики все чаще предпринимают попытки создания "карманных" ветеранских организаций и получения контроля над уже существующими

Такого мнения придерживается и "киборг" Максим Музыка. В своем выступлении на Международной ветеранской конференции VETS, проходившей в Киеве, он отдельно отметил личные амбиции и особенности украинского менталитета среди основных факторов, мешающих объединению ветеранских организаций. "Политики хорошо умеют разбивать организации, сталкивать их лбами. Поскольку ветераны имеют сейчас самый большой репутационный ресурс, их нужно либо контролировать, либо поссорить", — сказал Музыка.

Разрозненные ветеранские организации используются различными силами в своих интересах. "В рейдерских захватах, защите определенных представителей местной власти, формировании электоральной основы под будущие выборы конкретными политиками, — перечисляет Степура. — Даже авторитетным ветеранам порой не хватает опыта и сил противостоять".

Как признается "Ирландец", убеждать в честности намерений своей организации на всех уровнях ему приходится ежедневно. "Репутация работает на нас сама, но работы все равно много", — добавляет он.

С приближением выборов политики все чаще предпринимают попытки создания "карманных" ветеранских организаций и получения контроля над уже существующими.

Плечом к плечу

С уверенностью можно утверждать, что в парламентских выборах 2019 года примут участие также отдельные ветераны, завоевавшие достаточный для этого уровень популярности. Их поведение во многом станет определяющим для развития всего ветеранского движения.

"Ветеранам, решившимся взять на себя ответственность, нужно понять, что их боевые заслуги, связи, узнаваемость и авторитет, дают уникальную возможность, попав на любой уровень власти, говорить правду и выдвигать свои обоснованные требования", — говорит Фокусу Тарас Степура. Он уверен, что выдержав давление соблазнов сегодня, в будущем им удастся сделать больше, чем можно себе представить при нынешнем уровне развития ветеранского движения.

"Я считаю заданием номер один — объединиться, несмотря на свои "объективные" факторы, — отмечает Музыка. — Разработав четкие и прозрачные принципы, ценности и правила, а не зацикливаясь на персоналиях".

Ветеран приводит пример недавней успешной попытки координации бывших фронтовиков, когда на должность председателя Госслужбы по делам ветеранов "сверху" пытались назначить одиозного Валентина Манько. "Объединиться не ради чего-то, а против — это тоже плюс", — не скрывает иронии Максим Музыка.

"Я не верю в перспективу всеобщего объединения, еще и независимого. Но достаточно и появления отдельных успешных ветеранских проектов, влияющих на реформирование системы государственного управления", — заключает Тарас Степура.

Согласно статистике, в Украине насчитывается более 300 тысяч участников антитеррористической операции. Но эти официальные данные не учитывают добровольцев, которые и по возвращении с фронта остаются одними из самых активных в мирной жизни.