МезАльянс. Сможет ли Украина достичь стандартов НАТО к 2020 году

Рисунки: Николай Гавриловский
Рисунки: Николай Гавриловский

Руководство Украины задекларировало курс на вступление страны в НАТО. Достичь стандартов военного блока наша армия должна к 2020 году. Насколько реалистичен этот план?

В ноябре 2015 года министр обороны Степан Полторак утвердил план выполнения основных мероприятий по переходу Вооруженных сил Украины на стандарты НАТО. С тех пор в отечественном информационном пространстве мелькало немало сообщений о введении тех или иных натовских стандартов в нашей армии. Благодаря им украинцы знают, что служащих ВСУ переодевают, перевооружают, а некоторых из них уже даже кормят в соответствии с нормами НАТО. Однако целостной картины того, как реформируется оборонная система страны и насколько она приблизилась к лучшим мировым образцам, нет.

Весьма слабое представление об этом дают и публичные заявления руководителей оборонного ведомства страны. Они либо сводятся к общим оценкам того, что ВСУ "существенно приблизились к стандартам НАТО", либо изобилуют цифрами, из которых трудно выловить суть происходящего в армии. К примеру, что можно понять из слов госсекретаря Минобороны Александра Дубляна о том, что по стандартам НАТО подготовлены уже 10 батальонов и 25 рот, а также 1,4 тыс. инструкторов? Или из сообщения о том, что на стандарты Североатлантического альянса переведены 60% структур Генерального штаба ВСУ?

Попытки Фокуса получить от Минобороны разъяснения по этим и ряду других вопросов успехом не увенчались. Там, ознакомившись с нашим запросом, посоветовали адресовать его Генеральному штабу, а в Генштабе собраться с мыслями до сдачи номера в печать не смогли. Начальник управления связей с общественностью ВСУ Богдан Сеник заявил, что поставленные Фокусом вопросы требуют комплексных ответов от ряда структур и управлений. "Вопросы обрабатываются, на многие из них можно найти информацию из брифингов, которые уже давали Генштаб и Минобороны. Как только мы соберем всю информацию, сразу дадим вам ответ", — пояснил он.

Под одну гребенку

Агентство военной стандартизации НАТО создано в 1950-х годах. Спустя сорок лет появилось Агентство по стандартизации гражданского персонала. В начале 2000-х обе структуры объединили в Агентство стандартизации НАТО (NATO Standardization Agency, NSA) — единый орган для обработки деятельности в области стандартизации. Стандарты блока формируются не на пустом месте, все они базируются на боевом опыте, накопленном армиями стран — членов Альянса.

Требования НАТО к "однообразию" касаются далеко не только военной сферы, но и национального законодательства стран — членов блока

Государства, входящие в НАТО, имеют общие стандарты на все — от калибров стрелкового оружия, процедуры передачи боеприпасов между кораблями на море до системы заправки на аэродромах и составления протоколов допросов военнопленных.

Каждый стандарт принимается коллегиально и оформляется в виде международного договора по стандартизации (Standardization Agreement — STANAG). Подчеркнем, что STANAG является договором, который может вмещать в себя сотни описанных стандартов. Ратификация и имплементация каждого STANAG обязательна для всех государств — членов НАТО.

Сегодня на официальном сайте Альянса размещено более чем 1600 договоров, список которых постоянно меняется. Кроме этого существуют STANAG с ограниченным доступом, но их количество не называется.

Все стандартизирующие соглашения условно делятся на три вида: административные (определяют процессы управления и обмена информацией, порядок работы с документацией), оперативные (оперативное планирование применения войск) и материально-технические (требования к вооружению и военной технике).

"Стандартизация, применяемая членами Альянса, делится на три уровня: самый нижний из них — совместимость (Compatibility), потом идет взаимозаменяемость (Interchangeability), и на самом верху — общность (Commonality)", — рассказывает Фокусу Игорь Козий, военный эксперт Института евроатлантического сотрудничества. Объясняет это на примере бронемашин. Говорит, что на уровне Compatibility ее запчасти должны быть совместимы для всех машин такого типа: если ты открутил гайку с одной, то сможешь прикрутить ее к другой. На уровне Interchangeability речь идет уже о целых узлах, например, пушках или двигателях, которые можно переставить с одной машины на другую. На самом же высоком уровне, Commonality, должна быть возможность без проблем заменить весь БТР на другой такой же.

Требования НАТО к "однообразию" касаются далеко не только военной сферы, но и национального законодательства стран — членов блока. Их внутренние нормативные документы должны быть совместимы с базовыми положениями и механизмами, которые приняты в Альянсе. Например, согласно "законодательному стандарту" НАТО, руководить оборонными ведомствами стран — участниц Альянса должны гражданские лица. В Украине эта норма заложена в законе о национальной безопасности, принятом не так давно Верховной Радой. Она должна вступить в действие 1 января 2019 года.

Трудности перехода

На первом месте среди задач по переходу к натовским стандартам, по мнению экспертов, должно стоять реформирование системы управления Вооруженными силами. Это приведет к оптимальной структуре оборонного сектора, которая при минимально необходимых ресурсах сможет выполнять поставленные задачи. В практических условиях это означает лучшее владение обстановкой, повышение гибкости управления силами и средствами, быстрое принятие решений, минимизацию потерь в силах и средствах.

Fullscreen

Для достижения этих целей предусмотрен переход органов военного управления украинской армии на особую структуру, именуемую в НАТО литерой "J". Еще весной нынешнего года в Мин­обороны отрапортовали о том, что "с целью приближения к типичной структуре штабов НАТО в Генеральном штабе реформированы три, сформированы два и формируется одно структурное подразделение". По словам зам­начальника Главного управления оборонного и мобилизационного планирования Генштаба ВСУ Сергея Масловского, эти мероприятия практически привели к завершению структурной реорганизации Генерального штаба.

Однако, по мнению члена Комитета Верховной Рады по вопросам нацбезопасности Дмитрия Тымчука, пока кардинального реформирования органов военного управления в украинской армии не произошло. "Переход на J-структуру означает коренную оптимизацию, вычищение структур-паразитов, сбрасывание балласта. Речь идет о сокращении не только должностей, в том числе генеральских, но и целых структурных подразделений в органах управления", — убежден Тымчук.

Также эксперты обращают внимание на вопросы технических стандартов и гарантии качества продукции. Сегодня в Украине нет национальной системы такой сертификации. Эксперт Проектного офиса реформ Минобороны Юрий Мороз акцентирует внимание, что применяемые ранее ГОСТы устарели. Если речь идет об экспортных контрактах, то вопрос качества указывается в двухсторонних договорах. При этом за качество изделия отвечает делегация по приемке со стороны заказчика. "Мы работаем над созданием государственной системы гарантирования качества на основе натовского STANAG 4107. Это даст возможность обеспечить взаимное признание государственного гарантирования качества со странами — членами НАТО как при импорте, так и при экспорте, повысит нашу конкурентоспособность на внешних рынках. Более того, мы отойдем от советской системы приемки оборонной продукции, перейдя на механизмы в соответствии со стандартами Альянса", — говорит Юрий Мороз. Он уточняет, что осуществить поставленную задачу планируют к 2020 году.

Партнерство и цели

В отличие от отечественных оборонных структур, представительство НАТО в Украине более открыто к общению. Там Фокусу сообщили, что практическую поддержку Украине Альянс оказывает через Годовую национальную программу и Комплексный пакет помощи, в который входит процесс планирования и оценки сил по программе "Партнерство ради мира".

"Еще одним ключевым этапом в движении Украины к евроатлантическому сообществу станет реформа спецслужб, в том числе Службы безопасности Украины"

Украина и НАТО согласовали цели партнерства (ЦП), охватывающие несколько приоритетных STANAG. Их главная задача — помочь нашей стране в развитии возможностей и оперативной совместимости Вооруженных сил, а также в реализации реформ, указанных в Стратегии национальной безопасности Украины, принятой в 2015 году.

В 2016-м Киев работал над выполнением 37 ЦП. Пакет на 2018 год предусматривает 42 цели в сфере трансформации обороны, ее планирования и финансирования, комплексной логистической системы, киберобороны, медицинской помощи, стратегических коммуникаций и т. д. В общей сложности в целях партнерства на 2018 год в качестве вспомогательной документации указаны более 200 стандартов НАТО. "Процесс планирования и оценки сил — дело добровольное. Решение об участии в нем государство-партнер принимает самостоятельно. Каждая страна сама несет ответственность по внедрению стандартов, выбранных совместно с экспертами и официальными представителями НАТО. Но перед этим необходимо провести исследование, которое должно определить силы и возможности партнера, доступные для Альянса, его более общие оборонные направления, структуру сил и бюджетные планы. Даже те стандарты НАТО, которые указаны в ЦП, не являются обязательными для реализации в Украине. Решение и ответственность за проведение надлежащего анализа страна принимает сама. Как правило, в качестве первого шага к стандартизации Украине предлагается принять общие украинские стандарты, которые затем могут быть изменены по мере необходимости для принятия стандартов НАТО", — рассказывает Александер Винников, глава представительства НАТО в Украине.

Сейчас Альянс оказывает консультативную поддержку. Более десятка экспертов из разных стран НАТО постоянно работают в Киеве. Их основная задача — поделиться с украинскими коллегами опытом по внедрению стандартов, принципов и лучших практик Альянса. Кроме консультантов, союзники направляют в Украину профильных экспертов из агентств блока. Например, Агентство НАТО по поддержке и снабжению привлекло двух консультантов, чтобы помочь Украине в создании национального регулятора безопасности боеприпасов и перейти от старых советских подходов к модели НАТО. При этом учитывались почти 120 соответствующих стандартов Альянса.

Хорошие оценки

В начале года посол Украины при НАТО Вадим Пристайко отметил, что украинская армия уже имеет четверть необходимых стандартов Альянса, предположив, что до конца 2020 года ВСУ достигнет конечной точки на этом пути. С технической стороны эксперты НАТО дважды в год оценивают прогресс в достижении каждой цели партнерства, а также возникающие на этом пути проблемы. Оценку прогресса Альянс отражает в последующих докладах, которые передаются Минобороны и другим органам, ответственным за реализацию целей партнерства. Отмечают прогресс и в представительстве Альянса в Украине. "За последние два года мы увидели прогресс во многих областях оборонной реформы. Вооруженные силы Украины прошли значительный путь. Тактико-технические возможности существенно возросли. ВСУ продолжают получать поддержку по программам обучения и оснащения от ряда союзников НАТО. Можно похвалить Минобороны за выполненную практическую работу, требовавшую оперативных решений", — говорит Винников.

Fullscreen

При этом он отмечает, что на пути от проектирования и планирования реформ до их фактического внедрения много сложностей. "Главной глобальной задачей Украины на ближайшую перспективу является установление эффективного гражданского контроля над Вооруженными силами и демократического надзора над сектором безопасности и обороны в целом. Еще одним ключевым этапом в движении Украины к евроатлантическому сообществу станет реформа спецслужб, в том числе Службы безопасности Украины", — резюмирует Винников. И подчеркивает, что стандартизация НАТО имеет практическую цель — оперативную совместимость.

На сегодня ни один из союзников НАТО не реализовал 100% STANAG. По состоянию на февраль 2018 года наибольшее количество STANAG ратифицировано и внедрено Норвегией и Германией — более 80%. Показателен также пример Польши. Страна вступила в НАТО в 1999 году, после чего начался процесс реформирования оборонного ведомства. На первом этапе только силы быстрого реагирования и стратегического прикрытия готовили к оперативной совместимости с войсками партнеров по Альянсу. В дальнейшем ставка делалась на контрактную комплектацию армии, на которую Польша полностью перешла в 2010 году. Что касается материально-технической стороны, польские военно-воздушные силы до сих пор используют советские истребители МиГ-29 наряду с американскими F-16. Кроме того, в Польше проходит испытания бронемашина Oncilla, которая является лицензионной копией украинской "Дозор-Б", но с доработанной в соответствии с требованиями НАТО системой противоминной защиты.

В армиях стран Балтии на вооружении до сих пор остаются советские бронемашины и стрелковое оружие. А Венгрия ремонтирует свои вертолеты Ми-17 в компании "Вертолеты России", которая входит в санкционный список Госдепа США.

В Украине локомотивом внедрения стандартов НАТО являются силы, принимающие участие в миротворческих операциях, а также международная бригада LITPOLUKRBRIG, отмечает Игорь Козий, военный эксперт Института евроатлантического сотрудничества. "Это действительно те силы, где уже есть эти стандарты. Думаю, о них и говорят в Минобороны, когда рапортуют об успехах в процессе перехода", — отмечает он.

Даже те, кто сомневается в достижимости задекларированных целей, уверены в том, что переходить на натовские стандарты украинской армии необходимо. Независимо от того, станет она членом Альянса или нет. Поскольку это верный путь к улучшению качества обороны, безопасности и повышению боеготовности ВСУ.