СБУ попала под прицел НАТО. Откладывать реформу Службы безопасности на далекое будущее не получится
НАТО не видит прогресса на пути реформирования Службы безопасности Украины. Представители альянса называют 2018 год ключевым для реформ и предупреждают о снижении уровня доверия со стороны партнеров. Фокус разбирался, почему НАТО недовольно украинской спецслужбой
Североатлантический оборонный альянс в очередной раз напомнил официальному Киеву о взятых обязательствах по реформированию СБУ. Заместитель главы Представительства НАТО в Украине Шэрон Ирон утверждает, что откладывание реформы спецслужбы может подорвать доверие союзников.
"Реформа СБУ была подчеркнута как ключевой приоритет, как в комплексном пакете помощи Украине, который был согласован на Варшавском саммите НАТО в 2016 году, так и в годовой национальной программе Украины. Нецелесообразно продолжать откладывать эту критически важную реформу, потому что это серьезно подорвет доверие союзников", – заявила Шэрон Ирон в ходе круглого стола.
Личные обязательства
Действительно, реформирование СБУ зафиксировано в ряде принятых документов. В первую очередь это Годовая национальная программа под эгидой Комиссии Украина — НАТО на 2018 год. Президент Петр Порошенко утвердил программу только в конце марта. Новый закон о национальной безопасности, который Верховная Рада приняла в июне, также имеет прямое отношение к изменению функций Службы безопасности. Напомним, во время голосования за документ главным камнем преткновения был именно вопрос СБУ. Ряд фракций выступал против демилитаризации спецслужбы и ограничения ее полномочий в сфере борьбы с коррупцией.
Напомним, закон ограничивает полномочия СБУ в части расследований экономических преступлений. Теперь функции ведомства ограничиваются противодействием разведывательно-подрывной деятельности против Украины, борьбой с терроризмом, контрразведывательной защитой государственного суверенитета, конституционного строя и территориальной целостности, оборонного и научно-технического потенциала, кибербезопасностью, экономической и информационной безопасностью государства, безопасностью объектов критической инфраструктуры, охраной государственной тайны.
Через полгода после вступления в силу закона "О национальной безопасности Украины" наступает очередь нового закона о деятельности СБУ. Примечательно, что законопроект разрабатывается собственно службой, чтобы передать его президенту Украины как субъекту законодательной инициативы для внесения в парламент. Закон о нацбезопасности вступил в силу в июле 2018 года.
Через полгода после вступления в силу закона "О национальной безопасности Украины" наступает очередь нового закона о деятельности СБУ
Годом ранее, в 2017-м, во время празднования 25 летнего юбилея создания СБУ, президент Порошенко обещал спецслужбе реформу, которая кардинальным образом сменит принципы ее деятельности. Тогда президент прогнозировал, что в скором времени Совет национальной безопасности и обороны рассмотрит соответствующую концепцию реформирования службы, составленную по стандартам НАТО. Потом о концепции благополучно забыли, новый закон о нацбезопасности сменил приоритеты в подходе к реформе ведомства. Но оказалось, что в альянсе продолжают следить за тем, как реформируется СБУ. В июне 2018 года глава представительства НАТО в Украине Александер Винников заявил, что концепция была разработана в соответствии с западными стандартами. Но украинская сторона предложила свои варианты, которые не отвечали стандартам альянса. "Мы констатируем, что прогресса в этом вопросе нет", – отметил Винников.
Под диктовку
Секретарь парламентского комитета по вопросам национальной безопасности и обороны Иван Винник (БПП) заверил Фокус, что работа над законопроектом о деятельности СБУ идет полным ходом. По его словам, основные замечания НАТО касаются выполнения СБУ несвойственных ей функций по борьбе с коррупцией и экономическими преступлениями. Альянс также указывает на отсутствие демократического и гражданского контроля спецслужбы. Но Винник подчеркивает, что документ будет учитывать все рекомендации НАТО.
"Комитет работает над законопроектом. Могу прогнозировать, что через полтора-два месяца мы представим функциональную блок- схему, чтобы все понимали, что и как будет меняться. Говорю вам, как сопредседатель рабочей группы по этому вопросу. После этого мы будем просить политической поддержки у НАТО, чтобы это было как с законом о нацбезопасности – грубо говоря, под диктовку, что они от нас хотят. Главным мотиватором изменений для НАТО выступает сам альянс, поэтому мы вправе просить помощь", — говорит он Фокусу.
По прогнозам Винника, текст законопроекта может попасть в Верховную Раду в конце февраля 2019 года. Он говорит, что ему неизвестно, работает ли над законопроектом СБУ, но утверждает, что его рабочая группа открыта для всех желающих. Фокусу не удалось получить информации о ходе работы над документом у сотрудников СБУ. Пресс-секретарь службы Елена Гитлянская на телефонные звонки Фокуса не отвечает.
"Мы будем просить политической поддержки у НАТО, чтобы это было как с законом о нацбезопасности – грубо говоря, под диктовку, что они от нас хотят"
Представительство НАТО в Украине не дает прямого ответа на вопрос, что представляет собой "серьезный подрыв доверия союзников".
"Ключевым шагом на пути евроатлантического пути Украины является реформа ее институтов безопасности и разведки, в том числе Службы безопасности Украины. С точки зрения НАТО 2018 год является решающим для общего процесса реформ в Украине. Основная цель Украины – это гражданский контроль над вооруженными силами и демократический надзор над сектором безопасности и обороны в целом. Одним из важных шагов для реформы было принятие закона о национальной безопасности", — сказал Фокусу представитель альянса, пожелавший остаться неназванным.
Напомним, что закон о национальной безопасности Верховная Рада принимала за несколько дней до начала Брюссельского саммита НАТО в июле 2018 года. Тогда было важно, чтобы до начала встречи в верхах Киев продемонстрировал выполнение своих обязательств перед альянсом. По итогам саммита НАТО подтвердило реальность перспектив Украины на присоединение к оборонному блоку.