Посадить бывшего. Чем закончится судебный процесс над Виктором Януковичем

Фото: Getty Images
Фото: Getty Images

Суд над Виктором Януковичем близится к завершению, несмотря на проволочки. Обвинение просит для экс-президента 15 лет тюрьмы с конфискацией имущества. Защита уверена: даже самый строгий приговор удастся отменить с помощью Европейского суда по правам человека

Related video

В Оболонском районном суде столицы уже полтора года продолжается заочный процесс по делу о государственной измене Виктора Януковича. За это время тройка судей во главе с Владиславом Девятко выслушала показания более пятидесяти свидетелей. В частности, со стороны обвинения — президента Украины Петра Порошенко, секретаря СНБО Александра Турчинова и депутата Госдумы РФ Ильи Пономарева. А вот заявленные стороной защиты экс-премьер Николай Азаров и бывший министр МВД Виталий Захарченко не нашли времени для участия в процессе по скайпу.

30 октября завершились судебные дебаты, а 19 ноября суд намеревался заслушать последнее слово Януковича. Однако сегодня защитник экс-президента сообщил, что из-за травмы неизвестного характера обвиняемый будет проходить лечение в течение минимум трех недель в неизвестной российской больнице. В свою очередь судья Владислав Девятко заявил, что если экс-президент не сможет вылечиться до следующего заседания, то ему позволят выйти на видеосвязь с больничной койки "сидя или лежа". После этого коллегия судей удалится для вынесения приговора в совещательную комнату.

В поисках "большого дела"

"Моя цель — передать в суд большое дело Януковича и его преступной организации", — заявил Юрий Луценко в октябре 2016 года, спустя полгода после назначения на должность генерального прокурора.

"Расследование деяний бывшего президента начиналось с расследования убийств активистов на Майдане. 23 февраля 2014 года произошла смена руководства ГПУ, и тогда же поступили первые материалы уголовного производства, — рассказывает Фокусу Сергей Горбатюк, руководитель управления специальных расследований Генпрокуратуры. — Со временем дело расширяли, дополняли другими подозреваемыми, а также эпизодами хищений и иных незаконных обогащений".

Ныне существуют отдельные производства как минимум по семи историям. Среди них — подозрение в создании преступной организации. Речь идет о действиях экс-президента в январе-феврале 2014 года, которые привели к гибели на Майдане 78 человек. Кроме того, ГПУ расследует эпизоды о незаконном присвоении резиденции в Межигорье, оцениваемой в 540 млн грн, и о завладении охотничьими угодьями в 17,5 га лесного фонда в Сухолучье. Также предметом внимания следствия является растрата 220 млн грн бюджетных средств, выделенных на создание сети спецсвязи на базе "Укртелекома", принадлежащего Ринату Ахметову. Еще в списке — получение взятки под видом гонорара за ненаписанные книги в размере более 26,5 млн грн, подпись под "пакетом диктаторских законов" 16 января 2014 года и незаконное лишение свободы тогдашнего архиепископа Александра Драбинко.

Если собрать все материалы воедино, можно насчитать десять тысяч томов. Только на ознакомление с ними защите Януковича понадобилось бы несколько лет. А это означало бы, что быстрого процесса не получится.

"Рождение" госизмены

30 октября завершились судебные дебаты, а 5 декабря суд намерен заслушать последнее слово Виктора Януковича

Поэтому в прокуратуре стали думать, какой эпизод передать в суд первым, чтобы результата не пришлось долго ждать. Ведь глава ГПУ пообещал скорый суд. Предполагалось, что это может быть история о Межигорье. Дело исключительно коррупционное, о том, как при посредничестве донецкого благотворительного фонда "Возрождение Украины" экс-президент арендовал один дом и три гектара земли на 49 лет за смешные деньги. Или же эпизод, связанный с "Укртелекомом", — преступление, которое, по мнению следствия, Янукович осуществил вместе с экс-премьером Николаем Азаровым и некоторыми членами правительства.

Но неожиданно идею подкинул сам Янукович. 25 октября 2016 года после неудавшегося допроса в качестве свидетеля по делу расстрелов на Майдане бывший президент встретился с прессой. Тогда он впервые после аннексии Крыма подтвердил наличие своего обращения к президенту РФ Владимиру Путину с просьбой ввести на территорию Украины войска. "Документ такой действительно был. Было эмоциональное решение каким-то образом повлиять на наступление незаконных военных формирований", — сообщил беглый президент представителям СМИ.

Уже спустя три дня, 28 ноября 2016 года, лично Луценко во время трансляции из Святошинского ра­йонного суда Киева зачитал Виктору Януковичу уведомление о подозрении в госизмене. "Будучи 1 марта 2014 года в статусе гражданина Украины, называя себя президентом Украины, пребывая на территории РФ, обратился в письменном виде к президенту России Путину с просьбой ввести российские вой­ска на территорию Украины. Этим он способствовал российской агрессии, развязыванию агрессивных действий, нарушению конституционного строя Украины на Донбассе и в Крыму, а также нанесению имущественных потерь Украине в результате оккупации в размере 1 трлн 80 млрд грн", — заявил генпрокурор.

Аргументы обвинения

29 июня 2017 года Оболонский суд Киева разрешил заочное осуждение экс-президента Януковича. Оказалось, в основе обвинения всего одно действие — написание Януковичем письма Путину.

"Как законно избранный президент Украины заявляю: события на Майдане, незаконный захват власти в Киеве привели к тому, что Украина оказалась на пороге гражданской войны. В стране царят хаос и анархия, жизнь, безопасность и права людей, особенно на юго-востоке и в Крыму, под угрозой, — зачитал текст послания в зале судебных заседаний военный прокурор Максим Крым. — В этой связи обращаюсь к президенту России Путину с просьбой использовать Вооруженные силы РФ для восстановления законности, мира, правопорядка, стабильности и защиты населения Украины".

Сторона защиты действует строго в соответствии с заранее продуманной тактикой: максимально работая на публику и искусственно затягивая процесс

По словам стороны обвинения, следствие получило копию письма, сделав запрос в секретариат ООН. Именно на заседании Совета Безопасности Организации Объединенных Наций 3 марта 2014 года представитель России Виталий Чуркин зачитал "документ". Прокуратура считает, что власти РФ использовали письмо Януковича в качестве оправдания военной агрессии. Оригинал видел украинский экс-постпред при ООН Юрий Сергеев.

Дипломат, пожалуй, один из немногих, кто мог на процессе говорить о письме, на котором построено обвинение в госизмене. Все остальные свидетели рассказывали о бегстве Януковича (доказывая при этом, что угроза его жизни была вымышленной), подкупе его со стороны России, а также начале аннексии Крыма и последовавшем за этим референдуме на полуострове.

"Все, о чем целый год говорили в суде, не имеет отношения к криминальному производству, потому что не входит в объем обвинения, — убежден адвокат семей Героев Небесной сотни Виталий Тытыч. — Предварительное подозрение было раз в десять больше, чем то, которое мы услышали в суде. Из него убрали все реальные эпизоды деяний, направленных во вред интересам государства, — экономические преступления, выведение активов, заключение договоров. Другими словами, реальные доказательства госизмены. Обращение к Путину было лишь эпизодом, действием, которое дополняло основные злодеяния".

Стратегия защиты

Как сообщил журналистам адвокат Виктора Януковича Виталий Сердюк, его подзащитный поставил перед ним четкое задание. Сводилось оно к тому, чтобы в максимально открытом процессе показать общественности, что "в действительности произошло в 2014 году и почему Украина потеряла Крым". Чтобы люди могли самостоятельно делать выводы о том, кто за это должен отвечать перед страной.

Адвокаты настойчиво выполняют это задание. По мнению экспертов, наблюдающих за судом, сторона защиты действует строго в соответствии с заранее продуманной тактикой: максимально работая на публику и искусственно затягивая процесс.

Во-первых, в деле постоянно меняются адвокаты. Спустя несколько дней после начала процесса юристы Януковича Виталий Сердюк и Игорь Федоренко отказались принимать участие в заседаниях, и суду не оставалось ничего другого, как привлечь адвоката из центра бесплатной правовой помощи. За пять первых месяцев таких государственных адвокатов в процессе было трое. И все они удивительным образом придерживались упомянутой тактики защиты бывшего президента. Кто-то из них просил три месяца отсрочки на ознакомление с делом, кто-то не являлся в суд в связи с поездкой в Россию в безуспешных поисках Януковича, кто-то обвинял судей в том, что они ведут политический процесс.

Fullscreen

Инфографика: Леонид Лукашенко

Во-вторых, защитники пытаются перевести процесс допроса свидетелей в бесконечный марафон. Изначально адвокаты заявили о желании пригласить 138 свидетелей, но Оболонский суд согласился выслушать только 16. Среди них были экс-глава СБУ Александр Якименко, бывший руководитель Администрации президента Андрей Клюев, а также трое жителей Крыма. Большинство согласны были давать показания по скайпу. Но суд смог выслушать лишь нескольких из них. К слову, поток желающих свидетельствовать на суде по делу Януковича не прекращается до сих пор — на днях о своем желании выступить в суде заявил бывший министр энергетики и угольной промышленности Эдуард Ставицкий. Он, напомним, скрывается от украинского правосудия в Израиле.

В-третьих, адвокаты пользуются малейшим поводом, чтобы отвлечь внимание участников процесса, — выкрикивают замечания, срывают заседания, даже вызывают в зал полицию. Когда наступило время дебатов, новые защитники, нанятые Януковичем, Александр Байдык и Александр Горошинский, произносили свои речи более месяца, дублируя друг друга.

Игра с ЕСПЧ

"Терпение суда объясняется тем, что при несовершенстве заочного процесса, который существует в Украине, он показывает, что дает все возможности защите отстаивать свою позицию. Думаю, это происходит для того, чтобы в будущем Европейский суд по правам человека увидел и максимальное обеспечение прав защиты, и в то же время — насколько цинично себя вели адвокаты, зло­употребляя своими правами. У суда было уже немало возможностей пресечь подобное поведение", — комментирует Сергей Горбатюк.

К слову, говоря о несовершенстве заочного процесса, надо вспомнить, что накануне разбирательства по Януковичу депутаты внесли поправки в украинское законодательство о процедуре "заочки". На них сразу отреагировали правозащитники. "Изменения могут свидетельствовать об избирательности правосудия, так как в процессе подготовки и голосования звучали заявления о необходимости наказания отдельных лиц, — говорит юрист-международник Алина Павлюк. — Более того, есть замечания к срокам действия изменений — заочное осуждение может применяться Генеральной прокуратурой лишь до начала работы Государственного бюро расследований". То есть прекращение действия закона ныне напрямую зависит от одного человека — директора ГБР Романа Трубы, который то и дело переносит сроки начала работы своего ведомства. Ныне это конец 2018 года.

"В Европейском суде по правам человека не любят, когда заявитель сначала пытается избежать ответственности в своем государстве, а затем спешит жаловаться в ЕСПЧ"

Валентина Теличенко, адвока

Горбатюк считает: важно внести ясность в законодательство. "Нормы закона должны действовать бессрочно, а осужденному предоставляться право на полный судебный процесс при его участии в суде, если он по объективным причинам не мог принять участие в предыдущем. Это надо зафиксировать в Уголовно-процессуальном кодексе", — поясняет начальник управления спецрасследований ГПУ. Уже только отсутствие такой нормы дает возможность осужденному с большой долей вероятности успешно обжаловать решение суда в ЕСПЧ.

Именно на Европейский суд по правам человека возлагает надежды защита Виктора Януковича. Виталий Сердюк говорит, что его подзащитный уже передал в ЕСПЧ ряд собранных материалов. В частности, речь идет о жалобе по поводу незаконности его заочного осуждения. Если это так, то теоретически суд сможет рассмотреть ее до завершения процесса. Как это было в свое время в случаях с Юлией Тимошенко и Юрием Луценко.

Их интересы в ЕСПЧ представляла адвокат Валентина Теличенко. Оценив по просьбе Фокуса шансы на победу Януковича в этом суде, она назвала их минимальными. "Украинский суд провел процесс блестяще, особенно если учесть все обстоятельства, — говорит Теличенко. — Янукович и защита могут жаловаться по поводу неудовлетворения каких-то их ходатайств. Государство в ответ прокомментирует, почему украинский суд отказал в удовлетворении тех или иных заявлений, объя­снит, что защита злоупотребляла правами. По моему мнению, ЕСПЧ оправдает действия украинского суда. Там не любят, когда заявитель сначала морочит голову и пытается избежать ответственности в своем государстве, а затем спешит жаловаться в ЕСПЧ".

Если же все-таки допустить, что Янукович подаст жалобу в ЕСПЧ после вступления приговора в законную силу, то можно предположить: дело будет рассматриваться годами. В случае признания нарушений прав Януковича украинскому Верховному суду придется отменить приговор, а государству — вернуть конфискованное имущество и при желании открыть дело заново.

Дела пойдут

После окончания процесса о гос­измене Виктора Януковича в суд, скорее всего, пойдут и другие дела, в которых он будет выступать фигурантом. На очереди — производство о расстрелах и избиениях времен Майдана, в котором представители высшего руководства страны рассматриваются как организаторы преступления. 7 февраля 2018 года Печерский районный суд Киева уже разрешил проводить заочное досудебное расследование. Оно выделено из дела беркутовцев, слушающегося в Святошинском суде столицы. По словам адвокатов семей Героев Небесной сотни, этот процесс будет более сложным и длительным — родные погибших ожидают реального наказания виновных в убийствах.

Окажется ли за решеткой Виктор Янукович по решению украинского суда — вопрос открытый. В деле о госизмене Россия при нынешней власти, скорее всего, не выдаст четвертого президента Украины. Ведь сделав это, она признает вину Януковича, а значит, и то, что использовала его действия для аннексии Крыма и развязывания конфликта на Донбассе.