Отличников нет. Какие оценки заслужили министры правительства Гройсмана

2018-12-10 12:00:00

5360 19
Отличников нет. Какие оценки заслужили министры правительства Гройсмана

Фото: Getty Images, УНИАН, из личных архивов

Как эксперты оценили деятельность украинских министерств в 2018 году.

За месяц до конца года Фокус традиционно оценивает эффективность исполнительной власти. Под пристальным вниманием опрошенных нами экспертов третий год подряд оказываются премьер Владимир Гройсман, министры, а также руководители ключевых ведомств страны.

Мы сознательно отказались от анализа деятельности трёх вице-премьеров, а также министра Кабинета министров, чью работу из-за крайней непубличности невозможно оценить объективно. Исключением стала Иванна Климпуш-Цинцадзе, вице-премьер по вопросам европейской и евроатлантической интеграции, в самой должности которой определён чёткий функционал политика. Без оценок также осталась Ирина Фриз, министр по делам ветеранов, поскольку на эту должность её назначили только 22 ноября, а само министерство, по словам Фриз, заработает лишь к лету следующего года. Оценить эффективность работы исполнительной власти мы попросили по 12-балльной школьной системе. После этого оценки по каждому руководителю суммировались и делились на число экспертов. В итоге получился среднеарифметический балл.

В этом году, в отличие от прошлогодних оценок, в табеле успеваемости исполнительной власти нет ни одного руководителя с отметкой "отлично". Хотя сам  Гройсман получил твёрдую девятку, средняя оценка правительства Гройсмана едва дотягивает до семи баллов. Зато все прошлогодние аутсайдеры, которым эксперты Фокуса в 2017-м поставили "неуд", лишились своих портфелей. Правда, пришедшие на их место люди успехами похвастаться тоже не могут. Так что с большой вероятностью  можно прогнозировать, что их постигнет та же участь.

В этой ситуации драйва закостенелым реформам могут придать разве что назначенные на следующий год президентские и парламентские выборы, когда и министры, и руководители других ведомств вынуждены будут работать на имидж власти. Главное, чтобы запал не угас после выборов, как это нередко бывает в нашей многострадальной, но всеми любимой Украине.

10 - 12 баллов. Так держать! Работа ведомства недалека от идеала. Если и есть небольшие огрехи, они не омрачают общей картины. Впрочем, для совершенства нет предела.

7 - 9 баллов. Могло быть и лучше. На фоне общей картины ведомство смотрится неплохо. Чувствуется определённое развитие, пусть и не столь стремительное, как хотелось бы. Приложив усилия, обладатели жёлтого флага в следующем году имеют все шансы стать отличниками.

4 - 6 баллов. Последнее предупреждение. Пока обходятся без явных "пожаров", но в целом положение дел в подотчётном ведомстве не очень. Какого-либо развития не заметно, а имена чиновников регулярно всплывают в скандалах. Если чиновники в ближайшее время не пересмотрят своё отношение к работе, в следующем году им светит неуд.

1-3 балла. На выход! О сколь-либо удовлетворительной работе нет и речи. Ведомство разваливается прямо на глазах, и без смены руководства ситуацию однозначно не исправить.

 


Владимир Гройсман

Премьер-министр

Средняя оценка

9

из 12 баллов

Оценивали:
Олег Устенко,
исполнительный директор Международного фонда Блейзера
Андрей Новак, глава Комитета экономистов Украины
Михаил Кухар, экономист IMF Group Ukraine (Независимой группы макро­экономического анализа и прогнозирования)

Стремление Владимира Гройсмана к самостоятельной игре обрело реальные очертания. Он заявил о том, что готов идти на парламентские выборы и при этом не собирается присоединяться ни к одной из существующих политсил. О политических амбициях премьера говорят и множащиеся по стране билборды с рекламой успехов правительства.

Стоит признать, что фактажа для размещения на рекламных площадях достаточно. К примеру, впечатляюще выглядит цифра 9218. Столько составила средняя зарплата в октябре нынешнего года, что почти на 25% больше, чем в октябре 2017-го. Неплохо на бордах будет смотреться и показатель роста ВВП, который за девять месяцев этого года вырос до 3,8%. Вполне "продаваемы" и более 1 тыс. км отремонтированных дорог государственного значения и несколько тысяч километров — местного.

По мнению Олега Устенко, исполнительного директора Международного фонда Блейзера, будучи "зажатым множеством ограничений", премьер-министр всё же сумел удержать экономику страны в управляемом русле и не допустить катастроф, которые вполне реально могли бы произойти.

Естественно, в деятельности Гройсмана можно найти и недочёты. Так, Андрей Новак, глава Комитета экономистов Украины, вменяет в вину Кабмину высокие темпы инфляции. Но в целом, оценивая работу главы правительства, эксперты сходятся в мнении о том, что премьеру в текущем году удалось стабилизировать социально-экономическую ситуацию в стране и избежать заметных промахов, кризисов и провалов. Михаил Кухар, экономист IMF Group Ukraine, считает, что прошлогодний шаг Гройсмана, направленный на резкое поднятие минимальной зарплаты, который многие критиковали, сработал в этом году. "Увеличился внутренний спрос, который заместил наш упавший экспорт", — отмечает он. "Да, Гройсману повезло: его приход в правительство совпал с началом цикла роста. Но он не испортил ситуацию, а использовал её для улучшения", — убеждён эксперт.



Иванна Климпуш-Цинцадзе

Вице-премьер-министр по вопросам европейской и евроатлантической интеграции

Средняя оценка

9

из 12 баллов

Оценивали:
Андрей Бузаров,
эксперт-международник
Алексей Мельник, содиректор программ внешней политики и международной безопасности Центра Разумкова
Сергей Таран, политолог
Владимир Пилипенко, экс-представитель Украины в Венецианской комиссии

Главный успех в работе офиса вице-премьер-министра Иванны Климпуш-Цинцадзе — внесение изменений в Конституцию, которые закрепляют необратимость европейского и евроатлантического курса Украины. Данные поправки пока приняты в первом чтении, но эксперты уверены, что препятствий для их окончательного утверждения нет. "Основной показатель деятельности вице-премьера — степень эффективности евроинтеграционных и евроатлантических процессов. Если анализировать то, как выполняется Соглашение об ассоциации между Украиной и ЕС, то эта эффективность высока", — говорит политолог Сергей Таран. Он утверждает, что европейские партнёры Украины отмечают значительные успехи страны в этой сфере по сравнению с периодом до 2014 года.

Иванну Климпуш-Цинцадзе называют политиком новой формации. Алексей Мельник, содиректор программ внешней политики и международной безо­пасности Центра Разумкова, высоко оценивает её успехи в сфере внутренних и международных коммуникаций. "Обращают на себя внимание многочисленные и содержательные выступления вице-премьера на публичных мероприятиях и, что особенно важно, когда это необходимо — на прекрасном английском", — говорит Мельник.

Однако некоторые аспекты евроинтеграции, по мнению экспертов, далеки от совершенства. "Посмотрите на Годовую нацпрограмму под эгидой Комиссии Украина — НАТО, — приводит пример Мельник — Это образец работы нашей бюрократии ради галочки, а не на результат".

В то же время эксперт по международным отношениям Андрей Бузаров убеждён, что большая часть преобразований в стране имеет мало общего с интеграцией в европейское сообщество. Согласен с ним и Владимир Пилипенко, экс-представитель Украины в Венецианской комиссии. "Климпуш-Цинцадзе не фигурирует в громких скандалах, что в украинских реалиях уже является большим плюсом. Но стали ли мы ближе к Европе? По крайней мере, на законодательном уровне — нет. Среди недоработок — отсутствие обещанной стратегии реформирования госслужбы", — говорит он..



Степан Полторак

Министр обороны

Средняя оценка

9

из 12 баллов

Оценивали:
Игорь Романенко,
бывший замначальника Генштаба ВСУ
Василий Богдан, ветеран внешней разведки Украины
Дмитрий Снегирёв, сопредседатель Гражданской инициативы "Права Справа"
Алексей Мельник, содиректор программ внешней политики и международной безопасности Центра Разумкова

В ноябре Вооружённые Силы Украины оказались на 10-м месте списка сильнейших армий европейского континента с оборонным бюджетом $4,88 млрд, впервые войдя в десятку лидеров. Это стало победой как Министерства обороны, так и лично министра Степана Полторака.

К его достижениям эксперты относят оборонный бюджет, принятый на 2019 год: выделенные 211,9 млрд грн превышают ассигнования прошлых лет. "27 лет мы наблюдали медленное умирание армии. До 2014 года нам выделяли лишь 1% ВВП, и это был ужас. В этом году на армию впервые выделили 3%, это большая победа", — уверен Игорь Романенко, бывший замначальника Генерального штаба ВСУ. Он отмечает, что в 2018 году значительно улучшилось и обеспечение войск.

С его словами согласен ветеран внешней разведки Василий Богдан, который считает реформу армии наиболее успешной в стране: Украина становится всё ближе к стандартам НАТО, а Вооружённые силы пользуются доверием нации.

Однако радужную картину портят ЧП, например, взрывы на складах боеприпасов. Сопредседатель гражданской инициативы "Права Справа" Дмитрий Снегирёв отмечает, что, несмотря на ущерб от взрывов в размере $1,8 млрд, наказание никто и не понёс. "Взорвалось шесть арсеналов, и никого не отстранили", — констатирует он.

Впрочем, в соответствии со стандартами НАТО министр обороны должен быть гражданским лицом, поэтому эксперты критикуют переназначение на эту должность Степана Полторака. "Своим согласием он нанёс ущерб идее о том, что министр должен быть гражданским, ведь снятие погон не означает, что Полторак перестал быть военным", — резюмирует Алексей Мельник, содиректор программ внешней политики и международной безопасности Центра Разумкова.



Лилия Гриневич

Министр образования и науки

Средняя оценка

9

из 12 баллов

Оценивали:
Дмитрий Науменко,  
региональный директор компании Lumo Education Ltd
Егор Стадный, исполнительный директор аналитического центра CEDOS
Александр Элькин,  председатель совета ОО "EdCamp Україна", советник министра образования и науки
Александр Жук, учитель года-2018

С 2018 года в Украине стартовала реформа образования, призванная сформировать в государстве новую школу. За этот период 20 тыс. украинских учителей прошли переподготовку, 100 тыс. окончили соответствующий онлайн-курс. Из госбюджета выделили 1 млрд грн на переоснащение классов для первоклассников. А с 2019 года на смену устаревшей аккредитации педагогов придёт сертификация, успешное прохождение её предусматривает 20% надбавки к зарплате.

Ожидать полного обновления системы за год не приходится, однако часть экспертов надеялись, что МОН приложит больше усилий для реализации реформы. В том числе в плане доступного разъяснения текущих процессов широкой общественности. Сейчас люди чётко не понимают тех изменений, которые происходят в образовании. По словам Дмитрия Науменко, регионального директора компании Lumo Education Ltd, даже многие директора школ и педагоги не могут изложить причины и цели реформ. Когда родители спрашивают у них, зачем внедряют, например, интегрированное преподавание или посещение школ по месту жительства, редко получают аргументированный и исчерпывающий ответ.

Но если изменения в школе так или иначе заметны, остальные сферы образования "провисают". "Звено, которое занимается высшим образованием (в министерстве. — Фокус), откровенно слабое. Там очень много разговоров и мало действий", — считает Егор Стадный, исполнительный директор аналитического центра CEDOS. Также пока не заметно каких-либо существенных изменений в профессионально-техническом образовании и науке.



Оксана Маркарова

Министр финансов

Средняя оценка

8

из 12 баллов

Оценивали:
Анна Деревянко,
исполнительный директор Европейской Бизнес Ассоциации (ЕБА)
Андрей Цымбал, управляющий партнёр компании KPMG в Украине
Вячеслав Черкашин, эксперт группы "Налоговая и бюджетная реформа" Реанима­ционного пакета реформ

В прошлогоднем рейтинге эффективности власти возглавляемое Александром Данилюком Министерство финансов заслужило одну из наихудших оценок — 3 балла. Похоже, замена Данилюка на посту главы Минфина на его первого заместителя Оксану Маркарову пошла министерству на пользу.

В числе сильных сторон обновлённого Минфина Виталий Шапран, член Украинского общества финансовых аналитиков, называет некоторое улучшение отношений с монетарной властью, способность быстро реагировать на плохую конъюнктуру рынка, а также понимание проблем госдолга и борьбу с ними доступными методами.

"Минфин отбил сдержанный бюджетный дефицит в условиях предвыборного года, а также провёл работу над внедрением среднесрочного бюджетного планирования", — говорит Мария Репко, заместитель исполнительного директора Центра экономической стратегии.

Деятельность Минфина в сфере управления госдолгом так же неоднозначна. "Последний выпуск еврооблигаций сложно назвать успешным — Минфин привлёк $1,25 млрд на 10 лет под явно высокую ставку 9,75%", — рассказывает Дмитрий Чурин, глава аналитического департамента инвестиционной компании Eavex Capital. Он отмечает: когда международные инвесторы не особо доверяют Украине, лучше привлечь краткосрочный долг, чтобы потом, показав улучшения в экономике, выйти за длинными заимствованиями под приемлемые ставки.

К очевидным провалам Минфина эксперты отнесли отсутствие прогресса в реформе Государственной фискальной службы и налоговой сферы. В частности, Вячеслав Черкашин, эксперт группы "Налоговая и бюджетная реформа" Реанимационного пакета реформ, указывает на отказ от принятия налога на выведенный капитал, нежелание ликвидировать налоговую милицию и проводить деофшоризацию экономики.



Ульяна Супрун

И. о. министра здравоохранения

Средняя оценка

8

из 12 баллов

Оценивали:
Андрей Клепиков,
исполнительный директор Международного благо­творительного фонда Alliance for Public Health
Светлана Бубенчикова, менеджер группы реформы охраны здоровья Реанима­ционного пакета реформ
Денис Давиденко, исполнительный директор ОО "Платформа здоровья"
Юрий Андреев, глава правления Национального движения "За трансплантацию"

В этом году в Украине наконец стартовала медицинская реформа. Первый этап предусматривает переформатирование первичной медпомощи, то есть до конца 2018-го население должно подписать с врачами договоры на оказание услуг. Однако из-за не до конца проработанной информационной кампании не все украинцы в курсе происходящих процессов. Юрий Андреев, глава правления движения "За трансплантацию", уверен, что в настоящее время первичная медпомощь не адаптирована к украинским реалиям, поэтому неэффективна.

При этом, отмечает Денис Давиденко, исполнительный директор ОО "Платформа здоровья", полноценно заработал принцип новой модели финансирования "Деньги идут за пациентом", а Национальная служба здоровья начала перечислять средства больницам, перешедшим на самоуправление. "Мы увидели, как заработал Центр общественного здоровья — отечественный аналог американских центров по контролю и профилактике заболеваний, — отмечает Давиденко. — В скором времени такие центры появятся в каждом регионе Украины, а врачи будут получать материальные бонусы за каждого здорового члена громады".

Андрей Клепиков, исполнительный директор Alliance for Public Health, в целом позитивно оценивающий медреформу, подчёркивает, что Минздраву необходимо наладить взаимодействие с Верховной Радой. "От этого зависит принятие ряда стратегических документов, которые "зависли" в парламенте", — комментирует он.

Острой проблемой для украинцев остаётся и лечение за границей, считает Юрий Андреев. В 2018 году крупный скандал разгорелся после смерти пациента из "листа ожидания" Виталия Семенюка, который не дождался необходимых для операции денег. И это при том, что в этом году на реализацию программы "Лечение граждан Украины за рубежом" выделили почти 400 млн грн. Сейчас в очереди находится около ста человек..



Павел Климкин

Министр иностранных дел

Средняя оценка

7

из 12 баллов

Оценивали:
Алёна Гетьманчук,
директор Центра "Новая Европа"
Екатерина Кульчицкая, заместитель директора ОО "Европа без барьеров"
Богдан Яременко, директор фонда "Майдан иностранных дел"
Владимир Пилипенко, экс-представитель Украины в Венецианской комиссии

Ситуация в Азовском море, вылившаяся в вооружённую агрессию РФ против Украины, пожалуй, наиболее важная из проблем, которыми МИД занималось в нынешнем году. Правда, его ошибкой, по мнению опрошенных Фокусом экспертов, было то, что ведомство долгое время не выносило этот вопрос в публичную плоскость. "Скоординированная и решительная позиция в этом вопросе могла бы лучше "подготовить" мировое сообщество к произошедшей эскалации на Азове", — уверена Алёна Гетьманчук, директор Центра "Новая Европа". "Не видно и значительных сдвигов в деле Сенцова, за освобождение которого министр обещал бороться до конца", — добавляет Владимир Пилипенко, экс-представитель Украины в Венецианской комиссии.

Осенью 2018-го новость о выдаче венгерских паспортов в Закарпатье привела к новому витку обострений в отношениях Киева и Будапешта.Климкин заявил о двойном гражданстве в Украине. "Но у МИДа до сих пор нет перспективного видения того, как решить эту проблему, — говорит Богдан Яременко, директор фонда "Майдан иностранных дел. — Сейчас нашими дипломатами фактически руководят венгры, хотя нужно найти способы реализовать собственную политику".

"Никакого Минского формата нет, есть минская площадка" — это заявление Павла Климкина Гетьманчук называет одним из самых ярких проявлений его позиции в 2018 году, поскольку идёт вразрез с официальной линией Киева, демонстрирующего преданность выполнению минских договорённостей. "Это свидетельствует о том, что в 2018-м Климкину-дипломату начал наступать на пятки Климкин-политик", — говорит эксперт.

Екатерина Кульчицкая, замдиректора ОО "Европа без барьеров", основными успехами внешнеполитического ведомства называет введение с апреля сего года электронных виз для граждан 44 стран, принятие нового закона о дипломатической службе и качественную отчётность перед Еврокомиссией о реализации условий безвиза. Кроме того, эксперты отмечают весомый вклад МИДа в работу украинской делегации в Парламентской ассамблее Совета Европы.



Степан Кубив

Первый вице-премьер-министр — министр экономического развития и торговли

Средняя оценка

7

из 12 баллов

Оценивали:
Дмитрий Ливч
, проектный менеджер, руководитель аналитического отдела центра EasyBusiness
Виталий Шапран, член Украинского общества финансовых аналитиков
Глеб Вышлинский, исполнительный директор Центра экономической стратегии (ЦЭС)

Деятельность Минэкономразвития и торговли (МЭРТ) с точки зрения опрошенных Фокусом экспертов выглядит неоднозначно. Так, Дмитрий Ливч, проектный менеджер, руководитель аналитического отдела центра EasyBusiness, считает МЭРТ одним из самых передовых министерств по количеству и качеству реформ.

Визитной карточкой реформаторов из МЭРТ стала система ProZorro, которая сделала прозрачнее некогда особенно коррумпированную сферу госзакупок. В числе последних достижений эксперты называют построение системы поддержки экспорта, ускорение темпов экономического роста и инвестирования, создание Офиса развития малого и среднего предпринимательства, внедрение онлайн-аукционов аренды земли, запуск единого окна на таможне и старт малой приватизации через онлайн-аукционы.

Однако Виталий Шапран, член Украинского общества финансовых аналитиков, критикует МЭРТ за имитацию деятельности на благо национальной экономики, непрофессиональный подход к управлению госкомпаниями и спорные результаты в госзакупках. То есть несмотря на то, что ProZorro проливает свет на многие злоупотребления, система контроля сомнительных операций ещё не заработала, и недобросовестных участников торгов расслабляет безнаказанность.

"Это министерство — двуликий Янус, где реформаторская вертикаль госзакупок и дерегуляции сосуществует со старыми проверенными кадрами", — обобщает Глеб Вышлинский, исполнительный директор Центра экономической стратегии (ЦЭС). И хотя он отмечает, что благодаря поддержке премьера и давлению международных партнёров МЭРТ перезапустило процесс приватизации и, до отъезда на учёбу торгового представителя Натальи Микольской, активно расширяло внешние рынки для украинских производителей, деятельность министерства в этом году сложно назвать прорывом.



Арсен Аваков

Министр внутренних дел

Средняя оценка

7

из 12 баллов

Оценивали:
Александр Банчук,
эксперт Центра политико-правовых реформ
Тарас Шевченко, директор Центра демократии и верховенства права
Михаил Каменев, эксперт по криминальной юстиции
Виктор Развадовский, народный депутат

2018 год не назовёшь простым для Арсена Авакова. Смерть правозащитницы Катерины Гандзюк и её предсмертное видео, в котором облитая кислотой девушка говорит о том, что правоохранительные органы не в состоянии защитить гражданских активистов, нанесла серьёзный урон репутации министра внутренних дел. Обычно активный в Facebook Арсен Аваков в этот раз не дал ни одного комментария по теме. "Аваков фактически отдал на откуп руководителю полиции все случаи нападений на гражданских активистов. Он сам как политик не вышел и не сказал: "Это наша ответственность". С его стороны нет никакой заинтересованности стать на защиту гражданских активистов и заставить полицию предпринимать соответствующие действия", — считает Александр Банчук, эксперт Центра политико-правовых реформ.

Критикуют министра и за создание в стране силовых гражданских структур, которые фактически исполняют работу полиции. В негативном ключе говорят и об остановленных реформах. Эксперт по криминальной юстиции Михаил Каменев считает, что всё перешло в стадию "стабильности", которую впору назвать застоем. "Нужные Авакову законопроекты не принимаются. Исключение — проголосованный закон об уголовных проступках", — говорит Каменев.

Однако социальные инициативы министра эксперты оценивают положительно, отмечая, что они способны помочь в решении кадровых проблем. В ноябре Аваков представил ипотечную программу покупки жилья для сотрудников полиции, Нацгвардии и других структур МВД. Сотрудник полиции сможет жить в квартире, постепенно выплачивая взносы. Срок рассрочки составит до 20 лет, при этом на размер ежемесячных выплат будет влиять состав семьи и выслуга лет силовика.

Кроме того, как утверждает нардеп Виктор Развадовский, "Аваков — самый интеллигентный из всех министров внутренних дел за всю историю страны. Он пользуется уважением западных партнёров".



Максим Мартынюк

Первый заместитель министра аграрной политики и продовольствия

Средняя оценка

7

из 12 баллов

Оценивали:
Алекс Лисситса,
президент ассоциации "Украинский клуб аграрного бизнеса", генеральный директор ИМК
Денис Марчук, заместитель председателя Всеукраинского Аграрного Совета
Олег Клименко, управляющий партнер ProAgro Grup

Министерство агрополитики официально осталось без руководителя. Верховная Рада Украины 22 ноября отправила в отставку Тараса Кутового. Поскольку он написал заявление об отставке с должности ещё 23 мая 2017 года, де-факто всё это время ведомством руководит его первый заместитель Максим Мартынюк.

Эксперты отмечают, что в этом году министерство работало не очень активно. "Оно заняло пассивную позицию по ключевым аграрным вопросам. В частности — вопросам земли, улучшению транспортной логистики для агрокомпаний и экспортёров, проблемам рейдерства", — отмечает Олег Клименко, управляющий партнёр ProAgro Grup. 

Программа господдержки АПК в 2018 году, по словам экспертов, оказалась провальной. Согласно проекту госбюджета на этот год, Кабинет министров якобы выделил на поддержку аграрного сектора рекордно большую сумму — 6,3 млрд грн (в 2017 году — 5,5 млрд грн ). Однако аграрии этих средств почти не увидели.

"Утверждённые правительством программы не создают стимулов для вывода теневого аграрного бизнеса в легальное русло. Несмотря на очевидные факты того, что господдержка аграрной отрасли в 2018 году не сработала, правительство настаивает на продолжении нынешних программ в 2019 году", — отмечает Денис Марчук, заместитель председателя Все­украинского Аграрного Совета.

Из плюсов работы министерства стоит отметить, что аграрные чиновники достаточно успешно координировали работу структур, задействованных в транспортировке урожая. Благодаря этому удалось вовремя убрать и отправить на экспорт рекордный урожай зерновых этого года, который составил более 68 млн тонн.



Владимир Омелян

Министр инфраструктуры Украины

Средняя оценка

7

из 12 баллов

Оценивали:
Александр Кава,
экс зам министра инфраструктуры
Владимир Наумов, глава общественной организации "Всеукраинский центр реформ транспортной инфраструктуры"
Владимир Шульмейстер, эксперт аналитического центра "Украинский институт будущего"
Леонид Костюченко,  президент "Ассоциации международных автомобильных перевозчиков Украины"

Провал борьбы с коррупцией — это эксперты считают главным недочётом Владимира Омеляна на посту министра.

"В результате рейдерства в портах, создания искусственного дефицита разрешений на международные автомобильные перевозки и дефицита подвижного состава на железнодорожном транспорте ВВП Украины теряет до 6 млрд грн в виде недополученных доходов" — уверен Владимир Шульмейстер, директор программы "Инфраструктура будущего".

Также, по словам экспертов, решения в министерстве принимаются в зависимости от политических обстоятельств, а не экономической целесообразности. Нет и решения проблем железной дороги: дефицита вагонов, тяги, износ изношенной путевой инфраструктуры. Довольно спорно и решение закупить у General electric на $1 млрд электровозы вместо загрузки национальных мощностей, большей локализации украинского производства.

Закон об электронном билете так и остался на бумаге. Либерализация пассажирских перевозок тоже не сдвинулась с места — рынок перевозок остался в тени.

Из плюсов работы министерства можно отметить приход в страну авиакомпании Ryanair и утверждённую Транспортную стратегию Украины 2030.

"Нашу страну сделали более узнаваемой и инвестпривлекательной. Приняты несколько инфраструктурных законопроектов. Например, о концессии", — уточняет Владимир Наумов, глава совета общественной организации "Всеукраинский центр реформ транспортной инфраструктуры". Основным позитивом деятельности Омеляна эксперты считают слаженную работу Дорожного фонда, благодаря которой появились возможности для строительства и реконструкции дорог.


 

 

 



Андрей Рева

Министр социальной политики

Средняя оценка

7

из 12 баллов

Оценивали:
Катерина Черепаха,
вице-президент "Ла Страда Украина"
Ярослава Токарь, глава правления благо­творительного фонда "Крылья"
Марианна Онуфрик, глава правления ОО "Социальная синергия"
Ольга Балакирева, глава правления ОО "Украинский институт социальных исследований им. Ярёменко"

В феврале Минсоцполитики утвердило стратегический план своей деятельности до 2020 года. В документе идёт речь о реформе рынка труда, создании справедливой системы пенсионного страхования, обеспечении эффективной государственной социальной поддержки населения. Между тем Ольга Балакирева из Украинского института социальных исследований им. Ярёменко считает, что стратегия ведомства нуждается в экспертном обсуждении и доработке: "Документ не только не ориентирован на вызовы завтрашнего дня, но даже не отвечает на ряд вызовов сегодняшнего".

Критике подвергается и предоставление субсидий на оплату услуг ЖКХ. В 2018 году по этой программе заложили 71 млрд грн. Однако при существующей схеме эти бюджетные деньги дотируют монополистов. Несмотря на то, что в стране давно назрела необходимость перехода на монетизацию и адресное получение субсидий, полнноценный процесс монетизации начнётся лишь с 1 января 2019 года. "Однозначно со знаком "плюс" прошла первая попытка монетизации, но в целом система социальных льгот и выплат требует кардинального пересмотра", — отмечает Марианна Онуфрик, глава правления ОО "Социальная синергия".

Эксперты в целом позитивно оценивают работу министерства по обеспечению прав детей и предоставления им социальных услуг. Ярослава Токарь, глава правления благотворительного фонда "Крылья", называет мощной информационную кампанию по усыновлению детей. Онуфрик считает эффективным внедрение инициативы "Громада, дружественная к детям и молодёжи". В то же время есть вопросы к программе деинституализации, цель которой — научиться обходиться без детских интернатов. К примеру, государство выделяет деньги на формирование сети патронатных семей, но пока эта система запустилась только в столице и в Киевской области.



Остап Семерак

Министр экологии и природных ресурсов

Средняя оценка

7

из 12 баллов

Оценивали:
Алексей Василюк
, эколог Международной благо­творительной организации "Экология-Право-Человек"
Анатолий Павелко, эколог Всемирного фонда природы WWF
Ирина Ставчук, директор центра экологических инициатив "Экодом"

"Министр показал себя решительным европейским лоббистом интересов общества. Но при этом оказался в оппозиции к бизнесу, который вредит окружающей среде", — говорит Алексей Василюк, эколог Международной благотворительной организации "Экология-Право-Человек". Речь идёт в первую очередь об одобрении парламентом закона "О стратегической экологической оценке", инициированного Минэкологии. Теперь документы в сфере энергетики, лесного, рыбного и сельского хозяйства на этапе разработки должны проходить обязательную оценку на предмет влияния на окружающую среду.

В этом году министерство подготовило ещё один важный законопроект о введении в Украине европейской системы мониторинга выбросов парниковых газов. "Ныне нет единых методик расчёта, поэтому каждое промышленное предприятие определяет их на своё усмотрение", — поясняет Ирина Ставчук, директор центра экологических инициатив "Экодом". Новшества позволят посчитать объёмы выбросов в атмосферу углекислого газа. Минус в том, что у Украины пока нет видения, как уменьшить количество парниковых газов в течение следующего десятилетия. В соответствии с Парижским соглашением по климату, к которому присоединилась наша страна, Украина должна определиться с этим до 2020 года. "Задача министерства инициировать этот процесс", — отмечает эксперт. При этом она называет неконструктивной реакцию министра на экологические протесты жителей Мариуполя. Осенью они вышли на протест под лозунгом "Я хочу дышать". "Вместо действенного ужесточения требований комплексной модернизации фильтров на местных предприятиях, Семерак заявил лишь о сложной ситуации в этой сфере", — говорит Ставчук.

Эксперты позитивно оценивают принципиальные позиции министра в конкретных вопросах. В частности, по словам Анатолия Павелко, эколога Всемирного фонда природы WWF, речь идёт о защите лося с внесением его в Красную книгу Украины. К тому же министр отбрасывает идею строительства гидроэлектростанции на Днестре. В свою очередь Ставчук отмечает развитие проекта "Солар Чорнобиль", в рамках которого в октябре на территории ЧАЭС открылась солнечная электростанция.



Вадим Черныш

Министр по вопросам временно оккупированных территорий и внутренне перемещённых лиц

Средняя оценка

6

из 12 баллов

Оценивали:
Ольга Скрипник,
глава правления Крымской правозащитной группы
Анатолий Засоба, Председатель правления "Крымская диаспора"
Алексей Мацука, глава ОО "Донецкий институт информации"
Александра Дворецкая, Исполнительный директор "Восток SOS"

Ведомство Вадима Черныша должно было стать органом, формирующим политику по отношению к оккупированным территориям. Однако за 2,5 года работы министерства этого не произошло. "У министерства практически нет возможностей влиять на государственную политику", — считает правозащитница Ольга Скрипник. По её словам, деятельность госоргана остаётся разрозненной.

Скандалом завершилось и создание общественного совета при МВОТ: 25 общественных организаций не признали выборы его членов. Исполнительный директор "Восток SOS" Александра Дворецкая называет совет ручным и подчёркивает, что ни одна из организаций, системно работающих в сфере защиты прав переселенцев, попасть в него не смогла. "Уже больше года не проводится встреч НГО с министром", — подчёркивает правозащитница.

Некоторые общественники уверены, что деятельность министерства сосредоточена лишь "на локальном уровне в Донецкой и Луганской областях". В частности, председатель правления "Крымская диаспора" Анатолий Засоба уверен, что тема Крыма и переселенцев с полуострова не приоритет для ведомства Черныша. При этом он негативно оценивает и деятельность самого министра: "Вадим Черныш зарекомендовал себя слабым менеджером, задачи и интересы которого не совпадают с потребностями простых людей".

В свою очередь глава ОО "Донецкий институт информации" Алексей Мацука называет Вадима Черныша "наиболее адекватным" в МВОТ, в то время как его заместители являются "политически ангажированными фигурами". Из позитивных моментов он отмечает работающую программу предоставления жилья переселенцам и утверждение ряда документов для реинтеграции Донбасса.



Павел Петренко

Министр юстиции

Средняя оценка

6

из 12 баллов

Оценивали:
Надежда Волкова,
юрист-международник, руководитель Украинской правовой консультативной группы
Михаил Жернаков, директор DEJURE, эксперт по судебной реформе Реанимационного пакета реформ
Игорь Колиушко, председатель правления Центра политико-правовых реформ

Основное замечание к Минюсту со стороны экспертов — пассивность в реформах. "Как человек, занимающийся реформой правосудия, не вижу работы министерства в этом направлении, — говорит Михаил Жернаков, директор DEJURE, эксперт по судебной реформе Реанимационного пакета реформ. — Если вначале оно хотя бы выступало в роли коммуникатора, то сегодня нет даже этого".

По наблюдениям Игоря Колиушко, председателя правления Центра политико-правовых реформ, Минюст не занимается и правовой политикой. "Ведомство не анализирует качество законодательства и его выполнение, не вносит предложения по его усовершенствованию", — отмечает он. К позитивам в работе министерства относят то, что Павлу Петренко удалось разблокировать работу над законопроектом "Об административной процедуре". В этом году рабочая группа подготовила новую редакцию документа, цель которого — защита граждан от своеволия чиновников и от принятия властью административных решений без ведома и участия людей.

"Мы активно сотрудничаем в области правосудия для детей, — говорит Михаил Жернаков. — Наверное, потому, что в этом вопросе меньше всего политики и министерство может чувствовать себя свободно". Руководитель Украинской правовой консультативной группы Надежда Волкова позитивно оценивает работу офиса уполномоченного по делам ЕСПЧ. "Именно этот офис подал межгосударственную жалобу по политзаключённым, а на днях обратился в ЕСПЧ по вопросу захваченных Россией моряков, на основе чего суд уже принял решение и ждёт объяснений от РФ", — говорит она. По мнению юриста, это едва ли не самая эффективная структура Минюста.



Геннадий Зубко

Министр регионального развития, строительства и жилищно-коммуналього хозяйства

Средняя оценка

6

из 12 баллов

Оценивали:
Татьяна Бойко,
координатор жилищно-коммунальных и энергетических программ гражданской сети "Опора"
Андрей Гинкул, эксперт по территориа­льному развитию Центра реформ местного развития
Ирина Ставчук, директор центра экологических инициатив "Экодом"

Министерство регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства выступает флагманом в вопросах децентрализации и энергоэффективности. Проектов, проводимых ведомством, много, однако результативность программ, по мнению экспертов, невысока. "Эпопея с Фондом энергоэффективности длится уже третий год, но он до сих пор не работает", — говорит Андрей Гинкул, эксперт Центра реформ местного развития, прогнозируя, что в тестовом режиме этот фонд будет функционировать ещё год-два.

"Провисает" и программа "тёплых кредитов". Хотя министерство часто призывает граждан получить заём для утепления домов на выгодных условиях, финансирование программы остаётся на низком уровне. В этом году на неё выделены 400 млн грн. Столько же обещают в 2019-м. "Министерство саботирует финансирование программы "тёплых кредитов". Четыре года подряд ведомство подаёт в Минфин значительно меньшую сумму, чем необходимо. В 2018-м году средства на неё закончились еще в июне!" — говорит Татьяна Бойко, координатор жилищно-коммунальных и энергетических программ гражданской сети "Опора".

Сложная ситуация и с монетизацией субсидий. Её запустили только частично. Причём приоритеты расставлены не в пользу эффективного развития — большая часть финансов уходит не на внедрение энергосберегающих технологий, а на компенсацию неэффективного предоставления услуг ЖКХ. "На субсидии по коммуналке, в том числе на отопление, выделено 58 млрд грн, а на компенсацию монетизированных субсидий смешные 20 млн грн", — комментирует Андрей Гинкул. Более того, по словам Татьяны Бойко, министерство практически не уделяет внимания модернизации систем тепло- и водоснабжения. До сих пор не выполнен закон о коммерческом учёте коммунальных услуг, согласно которому к августу 2018-го все многоэтажки должны быть с домовым счётчиком тепла.

Среди недостатков работы министерства эксперты также называют институциональную слабость ведомства, чрезмерный пиар на фоне вялой деятельности по ключевым направлениям.



Эмине Джапарова

Первый заместитель министра информационной политики

Средняя оценка

6

из 12 баллов

Оценивали:
Наталья Лигачёва,
шеф-редактор Detector Media
Любовь Цыбульская, руководитель группы по анализу гибридных угроз Украинского кризисного медиацентра
Татьяна Пушнова, медиаэксперт

Среди главных проблем Министерства информполитики, которым де-факто управляет первый зам Эмине Джапарова, эксперты отмечают отсутствие государственной информационной стратегии и дублирование МИПом функций других ведомств.

Из достижений ведомства называют появление инициатив, продвигающих интересы Украины в глобальном инфополе: это презентация бренда Ukraine Now, фильм "Киборги", коммуникационные кампании в День Конституции, День памяти и примирения и т. д. "Проект Ukraine Now — самая заметная инициатива МИП, — говорит медиаэксперт Татьяна Пушнова. — Но задача ведомства — формировать и реализовывать информполитику на госуровне, а на деле никакой информационной стратегии и никаких политик нет. МИП также дублирует функции других институций — например, раздает на востоке Украины книжки, чем мог бы заняться Украинский институт книги. Или проводит Дни украинского кино за границей, дублируя Украинский институт".

Шеф-редактор Detector Media Наталья Лигачёва отмечает, что в этом году МИП начал развиваться как игрок на рекламном рынке. "Ведётся также масштабная работа по наращиванию ресурса вещания на приграничных территориях, — говорит она. — Правда, с блокированием сигнала российских и сепаратистских вещателей дела не столь хороши. Также Кабмин принял разработанную МИПом Стратегию информационной реинтеграции Донбасса".

Руководитель группы по анализу гибридных угроз Украинского кризисного медиацентра Любовь Цибульская считает, что у концепции популяризации Украины нет сформулированной идеи. "Какую Украину мы предлагаем миру? — говорит Цибульская. — У нас появилось лого Ukraine Now, но теперь нужно подумать, какие стороны (желательно реалистичные, а не выдуманные) мы бы хотели продемонстрировать миру".

Из положительных сторон Пушнова называет тот факт, что должность первого замминистра занимает Эмине Джапарова, "профессионал и настоящий защитник интересов крымских татар". С ней согласна и Цибульская, называя коммуникацию проблем Крыма и крымских татар одним из наиболее заметных направлений работы МИПа.



Игорь Жданов

Министр молодёжи и спорта

Средняя оценка

5

из 12 баллов

Оценивали:
Павел Викнянский,
глава ВМОО "Студенческая республика"
Валерий Сушкевич, президент Национального  паралимпийского комитета, уполномоченный президента Украины по правам людей с инвалидностью
Лидия Фесенко, президент Украинской ассоциации студентов
Игорь Кретов, исполнительный директор ОО "ТОП РАННЕРЗ"

Деятельность Игоря Жданова на посту министра молодёжи и спорта оценивают неоднозначно. Паралимпийский комитет Украины говорит о плодотворном сотрудничестве, результатом которого становятся громкие победы наших спортсменов. Украинская ассоциация студентов отмечает открытость команды министра к диалогу и поддержку проектов для молодёжи. Сам министр на своей странице в Facebook гордится подписанными меморандумами о спортивном сотрудничестве с разными странами. Отмечает бюджет на 2019 год, называя выделенные 600 млн грн субвенций регионам "бюджетом развития спортивной инфраструктуры".

С другой стороны, второй год подряд известная среди украинской молодёжи организация "Студенческая республика" ставит министру минимальный балл, критикуя его за чрезмерный популизм и отсутствие понимания. "В последние годы в Украине появились Facebook-министры, когда вместо настоящих реформ и прогрессивного плана действий — постик в бложик и красочная инфографика, — говорит Павел Викнянский, глава ВМОО "Студенческая республика". — Зачем ломать голову, тратить силы на содержательную коммуникацию с людьми, поддерживать инновации, когда можно спекулировать на теме войны и заниматься пиаром? Массовая эвакуация молодёжи за границу, обнищание, кризис перспективы — все эти явления за год только усилились. Сильный и современный министр реагировал бы на вызовы точно не менторством, караул-патриотизмом и поиском "врагов народа".

Критику разделяет и Игорь Кретов, исполнительный директор ОО "ТОП РАННЕРЗ", обвиняя Жданова в непрозрачных тендерных закупках и считая его слабым менеджером. Кретов приводит пример участия сборной Украины по лёгкой атлетике в Чемпионате мира в Бирмингеме, когда на украинских спортсменах не было национальной айдентики, так как министерство не успело своевременно закупить форму. Кроме того, эксперт отмечает отсутствие стратегии развития разных видов спорта, закона о меценатстве в спорте, а также поддержки спортсменов-любителей.



Евгений Нищук

Министр культуры

Средняя оценка

5

из 12 баллов

Оценивали:
Катерина Чуева,
директор Национального музея искусств имени Богдана и Варвары Ханенко
Надежда Парфан, сооснователь международного фестиваля кино и урбанистики "86"
Павел Гудимов, галерист и культурный менеджер

Достижением года в работе Министерства культуры опрошенные Фокусом эксперты единодушно называют полноценный запуск Украинского культурного фонда, созданного для поддержки культурных проектов. Его бюджет в первый же год работы составил 200 млн грн. "Запуск УКФ свидетельствует о том, что при наличии хорошей команды и необходимого лобби государственные культурные институции могут быть эффективны", — говорит Павел Гудимов, галерист и культурный менеджер.

"В профессиональной среде к фонду есть замечания, но главное, что он заработал, что реализована первая волна проектов", — говорит директор музея им. Ханенко Катерина Чуева. Она также отмечает создание Украинского института, ответственного за культурную репрезентацию страны в мире. Он запущен МИДом, потому это не прямой результат работы Евгения Нищука, но его появление открывает огромные возможности для сотрудничества между ведомствами — например, в части организации национального павильона на Венецианской биеннале.

Культурный менеджер и сооснователь фестиваля кино и урбанистики "86" Надежда Парфан достижениями Минкульта, кроме запуска УКФ, называет заявку Украины на вступление в "Евримаж" (европейский фонд копродукции и проката кино, созданный при Совете Европы. — Фокус). Она также говорит о старте культурной децентрализации, приводя в пример участие фестиваля "86" в конкурсе Минкульта "Малі міста — великі враження". "Впервые в истории Украины принцип культурной децентрализации заработал на уровне бюджетов, а не слов", — говорит Надежда Парфан.

Но не всё так гладко. Среди системных проблем Минкульта Катерина Чуева отмечает то, что он так и не научился формировать культурную политику, а межведомственное сотрудничество недостаточно эффективно, "без чего невозможны системные изменения".

Надежда Парфан главным минусом в работе Минкульта за год называет конкурс патриотического кино, "в частности, факт дублирования киногосбюджета сразу на три институции". Ещё одно серьёзное поражение, по словам Парфан, — то, что за год не состоялось ни одного питчинга Госкино. "Простой длиною в год очень вреден для отечественного кинопроцесса", — уверена она.



Игорь Насалик

Министр энергетики и угольной промышленности

Средняя оценка

3

из 12 баллов

Оценивали:
Андрей Герус,
председатель Ассоциации потребителей энергетики и коммунальных услуг
Геннадий Рябцев, эксперт в энергетической сфере
Сергей Куюн, директор ООО "Консалтинговая группа А-95"

Игорь Насалик управляет отечественной энергетикой без значимых провалов, хотя большинство экспертов отмечают, что министерство работает не слишком эффективно.

Что касается рынка нефти и нефтепродуктов, то в целом неизвестно о каких-либо проектах, реализованных министерством в этой сфере в 2018 году. "Это очень странно, так как проблем масса. Главная из них — импортозависимость (80% топлива в стране — импортное) в целом и необходимость диверсификации поставок в частности", — уверен Сергей Куюн, директор ООО "Консалтинговая группа А-95".

На государственных шахтах процветает коррупция и растут долги перед шахтёрами. "Министерство принимает решения в интересах ДТЭК. Блокирует реальную конкуренцию на рынке, хотя импортная электроэнергия дешевле, чем от Ахметова. Саботируют введение аукционов в зелёной энергетике. В прогнозном балансе они рисуют завышенные показатели дорогой тепловой генерации и заниженные показатели дешёвого Энергоатома, чтобы максимизировать рост тарифа", — уверен Андрей Герус, председатель Ассоциации потребителей энергетики и коммунальных услуг.

Одним словом, Насалик не смог проявить себя как лидер положительных изменений. "Не всегда понятна его кадровая политика, попытки усилить влияние на операторов сетей и недостаточно действенный контроль выполнения задач. В итоге это привело к промедлению с реформированием рынка электрической энергии, угольной промышленности, с выполнением международных обязательств Украины в нефтяной сфере", — уверен Геннадий Рябцев, эксперт в энергетической сфере.

Среди достижений министерства — постепенное превращение в орган, который формирует госполитику в топливно-энергетическом комплексе, а не за­ни­мается выполнением исключительно надзорных функций. Назначен квалифицированный госсекретарь, сформированы три Генеральные директората.



Яков Смолий

Глава Национального банка Украины

Средняя оценка

9

из 12 баллов

Оценивали:
Мария Репко,
заместитель исполнительного директора Центра экономической стратегии (ЦЭС)
Андрей Цымбал, управляющий партнёр компании KPMG в Украине
Вячеслав Черкашин, эксперт группы "Налоговая и бюджетная реформа" Реанимационного пакета реформ

Полноправным главой Нацбанка Яков Смолий стал в марте 2018 года. Как отмечает Дмитрий Ливч, руководитель аналитического отдела центра EasyBusiness, при Смолие НБУ демонстрирует стабильно эффективную работу. Наиболее заметным достижением прошедшего года стала разработка новой концепции валютного регулирования. Речь идёт о принятии либерального Закона "О валюте", который заменил морально устаревший декрет Кабмина от 1993 года.

Среди заслуг Нацбанка эксперты также называют поддержание макро­экономической стабильности в стране. "НБУ в этом году боролся с нерыночным повышением цен, турбулентностью на внешних рынках и снижением интереса инвесторов к Украине, — комментирует Егор Киян, эксперт по экономическим вопросам Международного центра перспективных исследований. — Благодаря усилиям регулятора сохранилась относительная стабильность гривны и пополнились золотовалютные резервы".

К плюсам нового руководства Нацбанка эксперты относят и улучшение состояния банковской системы, которая стала прозрачнее и устойчивее. Период громких банкротств на рынке закончился, а банки, которые преодолели кризис, уже начали показывать прибыль.

Впрочем, в деятельности НБУ не всё гладко — ситуацию омрачает огромный массив неработающих кредитов, а усилившиеся инфляционные процессы вынуждают Нацбанк пересматривать прогнозы в худшую сторону. "Политика таргетирования инфляции, которую проводит НБУ, не срабатывает на фоне повышенного темпа роста цен, обусловленных административными мерами, прежде всего в сфере газоснабжения, и высокого уровня монополизма на рынках", — отмечает Владимир Сиденко, консультант по экономическим вопросам Центра Разумкова.



Оксана Кривенко

Глава Национальной комиссии по государственному регулированию в сферах энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ)

Средняя оценка

4

из 12 баллов

Оценивали:
Анна Деревянко,
исполнительный директор Европейской Бизнес Ассоциации (ЕБА)
Дмитрий Чурин, глава аналитического департамента инвестиционной компании Eavex Capital
Виталий Шапран, член Украинского общества финансовых аналитиков

В рейтинге эффективности власти прошлого года НКРЭКУ под руководством Дмитрия Вовка оказалась в конце списка с оценкой четыре балла. Тогда работа комиссии долгое время оставалась заблокированной из-за отсутствия кворума и было очевидно, что ведомство нуждается в перезапуске.

Весной 2018 года, когда полномочия Вовка на посту главы НКРЭКУ истекли, его не допустили к новому конкурсу. Вакантное кресло досталось Оксане Кривенко. Однако негативный имидж НКРЭКУ оказался настолько силён, что обновлённый состав комиссии пока не сумел его преодолеть. Большинство опрошенных экспертов не видят плюсов в работе ведомства.

Главный источник недовольства — формула расчёта цены на уголь "Роттердам+", благодаря которой владелец СКМ Ринат Ахметов получает сверхприбыли. "Новый состав комиссии оставил без изменения скандальную формулу "Роттердам+", — перечисляет провалы НКРЭКУ Дмитрий Яблоновский, заместитель исполнительного директора ЦЭС. — Непонятно также последнее решение снизить тариф для государственного Укрэнерго, перенаправив (Ахметову) 215 млн грн от тепловой генерации".

По мнению Владимира Сиденко, научного консультанта по экономическим вопросам Центра Разумкова, НКРЭКУ остаётся основным проводником губительной политики регулирования цен, которая ведёт к выборочному повышению рентабельности отдельных операторов рынка за счёт остальной экономики и социальной сферы. Единственным позитивным моментом в деятельности комиссии, который отметили эксперты, стало стимулирование увеличения доли зелёной энергетики в Украине.



Александр Власов

И. о. главы Государственной фискальной службы

Средняя оценка

4

из 12 баллов

Оценивали:
Глеб Вышлинский,
исполнительный директор Центра экономической стратегии (ЦЭС)
Андрей Герус, глава Ассоциации потребителей энергетики и коммунальных услуг
Андрей Цымбал, управляющий партнёр компании KPMG в Украине
Дмитрий Чурин, глава аналитического департамента инвестиционной компании Eavex Capital

В прошлогоднем рейтинге эффективности власти, который готовил Фокус, Государственная фискальная служба получила одну из самых низких оценок — 4 балла. Тогдашний и. о. главы ГФС Мирослав Продан в сентябре 2018 года уволился по собственному желанию. Однако смена фигур с приставкой и. о. у руля ГФС, судя по оценкам экспертов, пока не пошла фискальному ведомству на пользу.

"В 2018 году служба стала полем битвы между премьером Гройсманом и тогдашним министром финансов Данилюком. В результате реформа ГФС так и не началась, в ведомстве уже второй и. о. руководителя за год, и первый из них (Мирослав Продан. — Фокус) стал объектом дела НАБУ", — комментирует ситуацию Глеб Вышлинский, исполнительный директор Центра экономической стратегии. Он также подчёркивает, что в составе ГФС до сих пор незаконно функционирует налоговая милиция, ликвидированная почти два года назад, да и в целом фискальная служба остаётся серьёзным препятствием для улучшения делового климата в стране.

По мнению Владимира Сиденко, научного консультанта по экономическим вопросам Центра Разумкова, на стабильности руководства ведомства по-прежнему отражается высокий уровень коррупционной составляющей в работе ГФС. Напомним: последнего полноправного главу ведомства без приставки и. о. Романа Насирова отстранили в марте 2017 года в связи с коррупционным расследованием. Примечательно, что теперешнего и. о. главы ГФС Александра Власова его предшественник Мирослав Продан незадолго до своего увольнения отстранил от руководства Одесской таможней на период служебного расследования.

Однако даже на фоне постоянных скандалов с главами ГФС и провала комплексной реформы налоговой сферы эксперты называют некоторые точечные достижения ведомства. В их числе — развитие электронных сервисов обслуживания налогоплательщиков, некоторая детенизация и рост налоговых поступлений.



Виталий Трубаров

И о. главы Фонда госимущества

Средняя оценка

3

из 12 баллов

Оценивали:
Анна Деревянко, исполнительный директор Европейской Бизнес Ассоциации (ЕБА)
Егор Киян, эксперт по экономическим вопросам Международного центра перспективных исследований
Виталий Шапран, член Украинского общества финансовых аналитиков

Деятельность Фонда госимущества, который уже второй год с приставкой и. о. возглавляет Виталий Трубаров, опрошенные Фокусом эксперты оценивают крайне низко из-за очередного провала планов приватизации.

Егор Киян, эксперт по экономическим вопросам Международного центра перспективных исследований, связывает срыв продаж крупных объектов с их неудовлетворительным состоянием, в том числе финансовым, особенностями проведения тендеров и политизированностью решений фонда. Из-за этого стоимость госактивов падает.

Срыв приватизации — не единственная проблема ФГИ. "Управление государственными активами крайне неэффективно и позволяет олигархическим группам извлекать из государственных предприятий доходы рентного типа", — продолжает Владимир Сиденко, научный консультант по экономическим вопросам Центра Разумкова.

Впрочем, решение проблем с госсобственностью зачастую находится за пределами компетенции главы ФГИ. Как отмечает Дмитрий Яблоновский, заместитель исполнительного директора Центра экономической стратегии, ответственность за то, что из 23 готовящихся к приватизации крупных предприятий в 2018 году планируют продать лишь Центрэнерго, во многом лежит на прочих органах власти, не спешащих передавать предприятия в управление ФГИ, и на судах, блокирующих утверждение инвестиционных советников.

Много критики вызвало и внедрение института платных посредников при доступе к государственной базе данных отчётов об оценке недвижимости, которое ввели в ноябре этого года. Из успехов же Фонда можно назвать разве что запуск малой приватизации на площадке Prozorro.Sale.


Loading...