Жребий Жебривского. Почему экс-глава Донецкой области больше не хочет заниматься НАБУ

Фото: Евгений Гончаренко / vectornews.net
Фото: Евгений Гончаренко / vectornews.net

Аудит Национального антикоррупционного бюро откладывается на неопределенное время. В составе комиссии, которая должна его проводить, освободилось место, которое занимал Павел Жебривский. Фокус разбирался, почему один из главных антикоррупционных органов Украины работает более трех лет без внешнего аудита

Related video

Бывший председатель Донецкой областной военно-гражданской администрации Павел Жебривский, полгода назад назначенный аудитором Национального антикоррупционного бюро (НАБУ), слагает полномочия. Свое решение он мотивирует бездействием Верховной Рады.

"Для начала работы аудиторов необходимо принять ряд документов, положений, утвердить процедуры и определить бюджет процесса. Верховная Рада Украины это игнорирует. Это сделало невозможным выполнение той работы, которую считал важной и почетной в рамках действующего законодательства. Прошло полгода. Все, что не нарушает закон и является легитимным – осуществлено. Предложения и проекты документов, законов и положений аудиторами разработаны и представлены в соответствующие органы власти", – пишет Жебривский на своей странице в Facebook.

Как стало известно из его слов, Жебривский направил заявление о сложении своих полномочий аудитора НАБУ в администрацию президента 15 ноября 2018 года. С 19 декабря он считает себя свободным от обязанностей и возобновляет участие в политическом процессе.

Краткий курс

Напомним, Жебривский был назначен аудитором НАБУ по квоте президента Украины 19 июня 2018 года.

НАБУ было создано в апреле 2015 года как правоохранительный орган с широкими полномочиями по расследованию коррупционных преступлений высших должностных лиц. В своей деятельности бюро подконтрольно только парламентскому комитету по вопросам предотвращения и противодействия коррупции. Уволить директора бюро может парламент по предложению трети народных депутатов от конституционного состава (150 человек) по результатам неудовлетворительного отчета независимого аудита, который проводится раз в год. В комиссию по аудиту входит по одному представителю от президента, парламента и правительства. За три года существования НАБУ аудит ни разу не проводился, так как не был сформирован состав комиссии. В июне 2018 года она все-таки была создана. Помимо Павла Жебривского, в состав комиссии вошли Владимир Василенко – от Верховной Рады и Михаил Буроменский – от Кабинета министров.

Нет условий

"Жебривский займется избирательной кампанией Порошенко, с его опытом в Донецкой области он без дела не будет"

Виктор Чумак, народный депутат, руководитель избирательного штаба кандидата в президенты Анатолия Гриценко

Согласно профильному закону, члены комиссии назначаются ежегодно. Первым свою квоту заполнил Кабинет министров, назначив 26 мая 2017 года Буроменского. Срок его полномочий закончился в мае текущего года, а о его переназначении сведений нет. Василенко присоединился к комиссии 7 июня 2018-го, а Жебривский – 19 июня. Таким образом, после отставки Жебривского в составе комиссии по аудиту НАБУ остается один Василенко. В разговоре с Фокусом он сетует, что у комиссии нет должных условий для работы. При этом он воздерживается от ответа на вопрос, последует ли примеру Жебривского.

"Комиссия не работает, нет условий для работы. Никто даже не пытается это исправить", — заявил Фокусу Василенко.

Для начала работы комиссии по аудиту требовалось решить ряд нормативных и материальных вопросов. В частности, материально-технического обеспечения, а также набрать сотрудников в секретариат согласно штатному расписанию. Затрагивалась тема продления срока работы комиссии, поскольку три человека не смогут за год проделать работу, которая не проводилась с момента создания НАБУ в 2015-м.

Заместитель председателя парламентского комитета по вопросам предотвращения и противодействия коррупции Игорь Попов говорит, что при создании комиссии законом не был урегулирован ряд важных моментов ее деятельности.

"Регламенты, изменения в законы, методики аудита и целевая программа для финансового обеспечения – все это обсуждается, проводятся консультации, но никто не хочет становиться драйвером процесса. Ни Кабмин, ни администрация президента, ни наш профильный комитет, в котором сейчас три с половиной кандидата в президенты заняты другой работой, этого делать не хотят", — не скрывает недовольства Попов.

Депутат предполагает, что аудит НАБУ начнется не скоро, поскольку власть в этом не заинтересована.

"Ни один из органов власти не имеет полномочий организовывать и обеспечивать работу комиссии по независимой оценке, никто и не форсировал ее работу, не хотят подталкивать", — говорит Фокусу Попов.

Еще один заместитель председателя комитета по вопросам предотвращения и противодействия коррупции Виктор Чумак называет решение Жебривского прогнозируемым и своевременным.

"Комиссия все никак не заработает, несмотря на такие потуги и желания кандидатов войти в ее состав. Думаю, Жебривский займется избирательной кампанией Порошенко, с его опытом в Донецкой области он без дела не будет", — высказывает Фокусу свои предположения руководитель избирательного штаба кандидата в президенты Анатолия Гриценко народный депутат Виктор Чумак.

Под давлением

Создавая органы по борьбе с коррупцией, власть в то же время искусственно блокирует их полноценную работу

Член Совета общественного контроля НАБУ Татьяна Козаченко отмечает, что создание антикоррупционных органов в Украине проходит под давлением общественности или международных партнеров. Нынешняя ситуация с бюро является тому наилучшим подтверждением.

"В законе написали про комиссию по аудиту, но не прописали норм для ее функционирования. У них даже секретариата нет, фактически это три человека, назначенные туда после долгого конкурса по отбору. Да и сам отбор вызывал много вопросов, ведь исключили всех независимых, международных специалистов в области борьбы с коррупцией – остановились на двух ученых и одном политике", — рассказывает Фокусу Козаченко.

По ее словам, создавая органы по борьбе с коррупцией, власть в то же время искусственно блокирует их полноценную работу. Так было и с НАБУ, и с Высшим антикоррупционным судом, и с Государственным бюро расследований.

"Уже сколько времени Раду просят изменить закон о НАБУ, чтобы предоставить возможность самостоятельного снятия информации с каналов связи. Сегодня детективы бюро обязаны обращаться в СБУ и ходатайствовать перед судом. Возникает вопрос, а где смысл этих действий, если мероприятия будут проводиться против сотрудников этих органов?", — недоумевает Козаченко.

Верховная Рада не оставляет попыток расширить контроль над деятельностью НАБУ. В конце 2017 года лидеры парламентских фракций БПП Артур Герасимов и "Народный фронт" Максим Бурбак зарегистрировали законопроект относительно обеспечения парламентского контроля. Документ предлагает увольнять директора НАБУ без решения внешнего аудита. Предлагается по таким же правилам увольнять руководителей НАПК, САП и Государственного бюро расследований. Инициатором кадровых решений могут быть президент, Кабинет министров или 150 народных депутатов. На следующий день после регистрации законопроекта он был включен в повестку дня заседания парламента. Но после волны критики со стороны общественных активистов и директора Международного валютного фонда Кристин Лагард был снят с рассмотрения. Однако на сегодняшний день законопроект не отозван из Верховной Рады.