Учебная тревога. Какие уроки извлекла Украина из военного положения

Фото: AFP / Scanpix
Фото: AFP / Scanpix

Фокус разбирался, какие проблемы всплыли за период действия военного положения и какие выводы из них будут сделаны

Военное положение показало готовность вооруженных сил Украины в короткий срок ответить на военную агрессию со стороны России. В то же время был выявлен ряд недостатков в системе военного управления и обеспечения. Об этом на заседании Совета национальной безопасности и обороны заявил президент, верховный главнокомандующий Петр Порошенко. Фокус разбирался, какие проблемы всплыли за период действия военного положения и какие выводы из них будут сделаны.

"В условиях, приближенных к боевым, благодаря военному положению, мы подвергли строгой проверке системы военного управления, вооружения, обеспечения... Обнаружили большое количество недостатков. Это очень важно, что свои слабые места мы увидели раньше, чем этим смог воспользоваться враг. Мы это сегодня очень тщательно обсудим и сделаем выводы в закрытом режиме", – заявил Порошенко на заседании СНБО, подводя итоги военного положения, длившегося месяц в десяти областях страны.

В свою очередь начальник Генерального штаба вооруженных сил Виктор Муженко рапортует, что способен в случае агрессии России в кратчайшие сроки существенно нарастить численный состав боевых подразделений.

"Первое – Генеральный штаб способен развернуть межвидовые группировки войск в случае угрозы прямого вторжения со стороны России. Второе – ВСУ готовы в короткий срок существенно нарастить численный состав боевых подразделений за счет профессионального и мотивированного оперативного резерва. Третье – проведены комплексные учения бригад территориальной обороны и налажено практическое взаимодействие с органами государственной власти и другими составляющими сил обороны страны", – пишет Муженко на своей странице в Facebook.

Проблемы известны

Директор военных программ Центра Разумкова Николай Сунгуровский объясняет Фокусу, что система военного управления состоит из двух основных компонентов – планирования обороны и военного управления вооруженными силами. За планирование обороны отвечают Министерство обороны и органы исполнительной власти, а управление ВСУ находится в компетенции Генштаба.

О проблемах, которые были выявлены после введения военного положения, говорят не первый год

"Эти недостатки обсуждали на закрытом заседании СНБО, по понятным причинам их не называют публично. Можно полагать, что есть вопросы к управлению ресурсами, комплектации. Это в первую очередь политический компонент, к вооруженным силам и другим военным формированиям вопросов быть не может, там все отработано, есть взаимодействие", – утверждает Сунгуровский в разговоре с Фокусом.

Согласно закону о правовом режиме военного положения, воинские формирования совместно с правоохранительными органами привлекаются к решению задач, связанных с осуществлением мер правового режима военного положения.

Сунгуровский полагает, что недостатки были найдены в компоненте оборонного планирования.

"Об этих недостатках говорят не первый год, в том числе и наши зарубежные партнеры. Думаю, что не нужно было вводить военное положение, чтобы это узнать. Проблемы могли быть в организационных вопросах и обеспечении, что и показал особый режим", – говорит эксперт.

Напомним, представители НАТО неоднократно указывали Украине на существующие проблемы системы планирования и управления ресурсами в секторе обороны. Подвергалась критике и система закупок для нужд обороны.

Кадры решают

Военный эксперт Олег Стариков считает, что самым слабым звеном в период военного положения оказались органы исполнительной власти, причем всех уровней.

"Насколько я владею информацией, вооруженные силы отработали свои задачи в полной мере, а вот к организации есть много вопросов. Организационную работу обеспечивает государство, а не вооруженные силы, так что органы власти показали свою недееспособность. Для примера, военное положение было введено 26 ноября, а Кабинет министров утвердил план обеспечения мероприятий военного положения только 12 декабря", – делится мнением с Фокусом Стариков.

По его словам, остается открытым вопрос формирования и выполнения ресурсного резерва на случай военного положения – он скорее выполняется на бумаге, чем существует в действительности. Система материально-технического обеспечения под условия войны не сформирована. Опрошенные Фокусом эксперты отмечают слабую коммуникацию с общественностью, особенно в первые дни военного положения, со стороны органов местной власти.

Самым слабым звеном в период военного положения оказались органы исполнительной власти, причем всех уровней

"В каждой государственной администрации есть департаменты оборонной работы, зачастую они что-то делают и о них никто не слышит. Режим военного положения как раз показал их неподготовленность к решению задач в реальном времени. Думаю, в ближайшем будущем стоит ожидать кадровых перестановок в некоторых областях", – предупреждает Стариков.

В свою очередь Сунгуровский отмечает, что по итогам обсуждения СНБО недостатков системы военного управления будет составлен план по их устранению. И выполнить его нужно как можно скорее.

"Для этого не нужно принимать или менять действующие законы, нынешней нормативной базы достаточно. Для решения подобных недостатков необходимо иметь политическую волю", – убеждает Сунгуровский Фокус.

Напомним, военное положение было введено 26 ноября 2018 года в десяти областях Украины. Инициативу президента поддержали 276 народных депутатов, выдвинув условие, что его срок будет сокращен в два раза (первоначально планировалось – 60 суток). Верховная Рада приняла в тот же день постановление о назначении выборов президента Украины на 31 марта 2019 года. Текст документа был опубликован спустя два дня – 28 ноября. Действие военного положения закончилось 26 декабря 2018 года в 14:00.