Несоседские отношения. Чего добилась Украина на международной арене в 2018 году

Фото: Volodymyr Shuvayev / UN Women
Фото: Volodymyr Shuvayev / UN Women

В уходящем году Киев разорвал дружбу с Москвой, сглаживает конфликт с Венгрией и получил Турцию, как посредника в переговорах

В 2018-м Украина пыталась строить дружеские отношения со всеми пограничными странами. С кем-то удавалось лучше, с кем-то хуже. Но главное достижение страны на международной арене – продление и усиление санкций в отношении России, которые поддерживают все наши ближайшие соседи по ЕС. Неудача – отдельные вопросы между странами, например, паспортный скандал с Венгрией или исторической памяти с Польшей, которые не удалось решить.

Россия: разрыв дружбы

В отношениях Украины и РФ мало что изменилось. Россию мы, как и почти весь мир, считаем страной-агрессором, которая стала инициатором аннексии Крыма и военных действий на Донбассе. Более того, в 2018-м на карте нашей страны появилась еще одна горячая точка – акватория Азовского моря. 25 ноября вблизи Керченского пролива представители погранслужбы ФСБ РФ захватили три украинских военных корабля, а членов экипажей взяли в плен. Эти события стали финальным аккордом семимесячной блокады Азова со стороны России – по данным экспертов фонда "Майдана иностранных дел", россияне останавливали торговые суда, идущее в украинские порты и из них - более семи сотен раз. Все эти события стали основанием для введения и усиления на Западе санкций против России.

После акта агрессии в Азове украинская сторона заявила не только о нарушении основных принципов международного права, в частности, территориальной целостности и суверенитета Украины, а и двухстороннего договора о совместном использовании Азовского моря и Керченского пролива. "Сильная позиция – не просто возможная денонсация этого документа, а и дальнейшие решения военно-морских сил Украины, государственной пограничной службы и вооруженных сил по охране границы", – говорит руководитель проекта "Майдан иностранных дел" Андрей Клименко. Если договор прекратит действие, Азовское море перестанет считаться внутренним, на него распространится Конвенция ООН по морскому праву, а значит – у Украины появится 12-мильная зона – территориальные воды, которые наша страна возьмет под охрану.

Вопрос только в том, готова ли Украина к резкому разрыву двухсторонних документов или предпочитает не продлевать их более мягко. Как это было в случае "большого договора" о дружбе. Документ, подписанный Кучмой и Ельциным в 1997-м, признавал границы двух стран и уважение территориальной целостности. Очевидно, что РФ его нарушила еще в феврале 2014 года, аннексировав Крым. Спустя пять лет Украина на разрыв не пошла, а лишь в установленные сроки отправила в Москву пакет документов для начала прекращения действия Договора о дружбе, сотрудничестве и партнерстве с РФ.

Беларусь: партнер России

В Украине уже сегодня говорят, что Беларусь становится все опаснее для нас

Для Беларуси Россия всегда была "ключевым внешним партнером". Об этом то и дело говорит президент страны Александр Лукашенко. Что же касается Украины, то нашу страну этот сосед поддерживает лишь на словах. Например, 19 декабря Путин одобрил оборонную доктрину РФ и Республики Беларусь, а на следующий день информацию подтвердило и министерство обороны второй страны. Текст документа хранится в секрете, его еще предстоит ратифицировать. Но в Украине уже сегодня говорят, что наш северный сосед становится все опаснее для нас. А вице-спикер Верховной Рады Ирина Геращенко даже предложила перенести переговоры по Донбассу на действительно нейтральную площадку, например, в Астану.

Такой "нейтралитет" проявляется и во время голосований Беларуси в ООН по украинским вопросам. Та всегда поддерживает Россию. Последний случай – голосование за резолюцию "Проблема милитаризации Автономной Республики Крым и города Севастополь, Украина, районов Черного и Азовского морей". Беларусь традиционно нажала красную кнопку.

Венгрия: Закарпатье раздора

Дипломатический конфликт двух стран продолжается. После одобрения украинским парламентом закона об образовании, Венгрия не отступает от своих намерений блокировать сотрудничество Украины с ЕС и НАТО. Например, в июне Будапешт не поддержал выделение ЕС Украине миллиарда евро макрофинансовой помощи, а в июле попытался не допустить проведения заседания комиссии Украина-НАТО на высшем уровне во время Брюссельского саммита.

В августе Венгрия решила распространить свое влияние на Закарпатье более настойчиво. Правительство страны придумало назначить Иштвана Грежу "уполномоченным по Закарпатью". МИД Украины выразило решительный протест в связи с недружественным шагом Будапешта. Далее больше – уже в сентябре разразился скандал в Берегово. В интернет попало видео с церемонии выдачи венгерских паспортов, на котором граждан Украины просили скрывать новое гражданство от украинских властей. После в Будапеште заявили, что дипломаты не нарушают законы Украины. Венгрия и Украина обвинялись "любезностями", выдворив взаимно консульских сотрудников.

К концу 2018 года нашим дипломатам удалось частично уладить конфликт с Венгрией. В Украину приехал Иштван Грежа, но не как "уполномоченный по Закарпатью", а как представитель министра по сотрудничеству приграничных регионов Венгрии и Украины. По факту он стал координатором почти всей гуманитарной политики венгерского правительства на Закарпатье. Что же касается паспортного скандала, то в ноябре на рассмотрение венгерской стороны Украина передала проект соглашения для предотвращения случаев множественного гражданства. А недавно министр Павел Климкин заявил, что венгерские консульства на территории Украины прекратили выдавать свои паспорта, и не будут восстанавливать процедуру.

Дипломатический конфликт Украины и Венгрии продолжается

"Климкин активно участвовал в переговорах и консультациях с венгерским министром иностранных дел и торговли Петером Сийярто, озвучил мнение о необходимости начать дискуссию в обществе о двойном гражданстве, чтобы определить четкие условия для его приобретения. Эта позиция – взвешенная, ведь, действительно, такая практика распространена в мире – в большинстве стран ЕС двойное гражданство разрешено", – говорит аналитик общественной организации "Европа без барьеров" Екатерина Кульчицкая.

То, что это не конец дипломатической войны – очевидно. С одной стороны Венгрия идет на уступки и даже выделяет средства для открытия курсов украинского языка в Берегово, с другой – намерена контролировать Закарпатье из Будапешта, указывая, что регион – стратегически важная для него территория. Даже новый венгерский посол в Украине Иштван Ийдярто, прибывший в Киев в ноябре, родился в Берегово.

Польша: испытание историей

Несмотря на то, что Польша последовательно поддерживает Украину, не признавая аннексию Крыма, выступая против агрессии России на Донбассе, в 2018 году президенты Петр Порошенко и Анджей Дуда так и не встретились ни в Украине, ни в Польше. Более того, Варшава решила отозвать из Киева своего посла. На место Яна Пекло, сторонника взаимопонимания между нашими странами, придет Бартош Цихоцкий – заместитель министра иностранных дел, известный жесткой позицией в историческом диалоге с Украиной.

Именно вопрос национальной памяти стал камнем преткновения в отношениях двух стран в 2018 году. Яркий пример непримирения – 75-я годовщина трагедии на Волыни, которая в этом году разделила двух президентов. Порошенко хоть и предлагал вспоминать жертв трагедии совместно, но в результате Дуда поехал в украинский городок Олыка, а украинский президент – в село Сагринь в Польшу. Причиной такого поведения с польской стороны стал мораторий Украины на эксгумационные работы. Этим запретом Киев ответил на разрушение памятников на могилах воинов УПА на территории Польши в прошлом году.

Словакия: на руку России

В 2018 году отношения между Украиной и Словакией можно назвать прагматическими. Обе страны, в отличие от Польши и Венгрии, свободны от исторического бремени и идеологических проблем.

Из позитива – в 2019 году Словакия будет председательствовать в ОБСЕ. Министр иностранных дел этой страны Мирослав Лайчак уже заявил, что Словакия сосредоточится на вопросах, связанных с аннексией Крыма и войной на Донбассе. "Украина – наш сосед, и мы хорошо знакомы с ситуацией, с самого начала надеемся использовать наши знания для того, чтобы помочь прийти к решению", – отметил он.

Отношения между Украиной и Словакией можно назвать прагматическими

Негатив – между Украиной и Словакией все-таки стоит Россия. Если для нас она главный враг, то для Словакии – давний партнер. Поэтому и не удивительно, что в стране отдельные политики позволяют себе высказываться за нормализацию отношений между Евросоюзом и Россией, а также выступают за отмену санкций против РФ. Об этом говорит, например, председатель Национального совета (парламента) Словакии Андрей Данко. Именно он после совершения акта агрессии вблизи Азовского моря призвал не верить в украинскую версию конфликта. "Украина обманула с умершим журналистом. Мы должны спокойно посмотреть на все события и факты", – сказал он.

Турция: посредник в диалоге с РФ

"Турция никогда не признавала и не признает незаконную аннексию Крыма Россией", – вновь прокомментировал ситуацию в Украине президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган 3 ноября после встречи с президентом Порошенко. Украинский лидер в свою очередь сказал: "У меня была прекрасная возможность еще раз убедиться, что в лице президента Эрдогана у нас есть надежный, добрый друг и партнер для Украины". На следующей день в Анталье состоялось открытие генерального консульства Украины и культурного центра "Украинский дом".

Именно президенту Эрдогану приписывают одну из важных ролей в процессе формирования независимой украинской церкви. Несмотря на то, что Турция – светское государство и по законам не имеет права вмешиваться в дела религиозные, в стране существуют организации, регулирующие взаимосвязь между государством и религией. Подобные решения согласовываются с руководством страны, чтобы можно было спрогнозировать дипломатические последствия. И, видимо, в этом вопросе – Турция на стороне Украины.

После агрессии РФ в Черном море стало очевидно, что партнерство Турции – страны, контролирующей Черноморский регион, важно. Другое дело – будет ли она на нашей стороне или сохранит относительный нейтралитет. "Она не будет принимать активное участие в российско-украинском конфликте", – считает заместитель директора Центра исследований армии, конверсии и разоружения Михаил Самусь. А вот посредником для решения проблемы агрессии в Азовском море может стать. Об этом говорил и сам Эрдоган в телефонном разговоре с Путиным.