Рабы справки. Почему из сотен тысяч переселенцев жилье от государства получили несколько десятков семей

Фото: novosti.dn.ua
Фото: novosti.dn.ua

В Мариуполе местные органы власти в прошлом году закупили 63 квартиры для временного размещения переселенцев. Для того, чтобы предоставить постоянное жилье всем нуждающимся, нужны миллиарды

Related video

В ноябре Кабмин утвердил план мероприятий Стратегии реинтеграции внутренне перемещенных лиц (ВПЛ), рассчитанный до 2020 года. Эксперты надеются, что это позволит переселенцам эффективнее защищать свои права. Впрочем, основная проблема – обеспечение людей жильем, – остается нерешенной. И следующий год вряд ли позволит это существенно изменить.

Со скоростью улитки

В Украине проживает около 500 тысяч семей ВПЛ. Для того, чтобы обеспечить их собственным жильем, необходимо как минимум 15-20 миллиардов долларов. О привлечении таких сумм не готовы говорить ни депутаты, ни чиновники, ни даже общественники. Кроме того, на сегодняшний день переселенцы даже не могут встать в очередь на получение жилья, потому что в Жилищном кодексе Украины просто нет такого понятия как принудительно перемещенное лицо. По сути, в правительстве даже не готовы говорить о подобных изменениях в документ. Реальность такова, что сейчас речь идет исключительно о предоставлении нуждающимся временных квартир. Впрочем, пока темпы реализации этой программы тоже оставляют желать лучшего.

Пилотными регионами проекта, на который государство второй год подряд готово потратить лишь 34 миллиона гривен, стали Донецкая и Луганская области. Так, в Мариуполе местные органы власти в прошлом году закупили 63 квартиры для временного размещения переселенцев. В итоге правительство признало проект успешным и распространило его действие на всю территорию Украины. После этого заявку для участия в программе прислал Кривой Рог. В настоящее время там идет процесс оформления документов на 15 квартир. Программа предполагает, что регион также финансово участвует в обеспечении жильем людей, покрывая 50 процентов стоимости квартиры.

По словам заместителя министра по вопросам временно оккупированных территорий и внутренне перемещенных лиц Георгия Туки, пока заявок из других городов не поступало. При этом он уверен, что выделенный бюджет ведомство освоит за месяц-два реализации проекта в следующем году. В то же время министерству стоило огромных усилий утвердить хотя бы эту сумму. "Даже если получится увеличить этот бюджет с 30 до 100 миллионов, я буду считать это большой победой. Исходя из того, что территория программы расширилась теперь на всю Украину, то было бы логичным и уместным увеличить и финансирование программы", - подчеркивает он. В то же время Тука убежден, что ситуация не изменится, пока сами переселенцы будут молчать. "Я не вижу других способов давления как на исполнительную, так и на законодательную власть, кроме массовых акций", - считает чиновник.

Для того, чтобы обеспечить переселенцев собственным жильем, необходимо как минимум 15-20 миллиардов долларов

При этом ожидать серьезного вливания иностранных средств для реализации жилищной проблемы не приходится, стоит рассчитывать исключительно на украинский бюджет. "Как показывает наш опыт работы с французскими и немецкими партнерами, любой новый международный стартап в лучшем случае занимает 3-4 года. Даже если сейчас начать вести с кем-то перспективный диалог по получению помощи в финансировании строительства жилья, то результат мы получим только через несколько лет", - объясняет Тука.

Впрочем, финансовая помощь все же должна поступить из Германии. Немецкий банк KfW готов вложиться в строительство или покупку временного жилья социального типа для переселенцев. От других государств предложений о помощи украинским переселенцам пока не поступало.

Подумать о детях

Гораздо активнее продвигается процесс с предоставлением правового статуса детям, пострадавшим от военных действий на территории Украины. Об эффективности этой работы красноречиво говорят цифры: к началу 2018 года по всей стране было всего 26 несовершеннолетних, получивших такой статус. Сейчас же их уже почти 10 тысяч человек. Впрочем, если в некоторых областях (в том числе Донецкой, Луганской, Волынской) этот процесс идет более активно, то в других регионах соответствующие документы получили лишь единицы.

Как считает советник по вопросам ВПЛ в Киевской области Александра Магурова, в первую очередь это связано с безответственностью госслужащих из служб по делам детей, которые либо требуют ненужные дополнительные документы (например, справку от психолога), либо просто отказывают заявителям в устной форме.

Между тем многие родители и сами не видят смысла присвоения такого статуса для своих детей. Этот скепсис можно считать оправданным. Несмотря на то, что в официальных буклетах на эту тему указывается, что статус позволит получать "эффективную государственную поддержку в виде пакета социальных услуг", на самом деле никакого соцпакета для пострадавших детей не существует. Александра Магурова объясняет, что присвоение этого статуса в первую очередь позволит просто посчитать эту категорию несовершеннолетних украинцев. "Везде на международной арене мы говорим про то, что у нас война, что ведутся боевые действия и у нас много пострадавших, а на самом деле мы даже не можем привести конкретные цифры", - рассуждает эксперт. По мнению Магуровой, разработка алгоритма помощи и эффективных программ поддержки этих детей является лишь следующим шагом. Однако точечно на местах уже проводятся попытки оказывать такую помощь детям, но на национальном уровне соответствующая программа по реабилитации пострадавших несовершеннолетних украинцев пока не готовится.

Без бумажки ты… не переселенец

Сейчас внутренне перемещенные лица могут голосовать лишь за президента страны, а вот на местных и мажоритарных выборах получить бюллетень у них возможности нет

В тоже время серьезные трудности возникают у украинцев, решивших отказаться от справки переселенца. По словам менеджера программы "Советник по вопросам ВПЛ" Валерии Вершининой, люди по сути являются "рабами справки".

Уже были случаи, когда молодые люди теряли справку ВПЛ, выезжая учиться за границу, а потом даже не могли вклеить фотографию в паспорт. Другой пример – переселенец покупает собственное жилье, у него аннулируется справка, и он уже не может отдать ребенка в школу.

"У нас нет правовых механизмов, как отказаться от справки ВПЛ и сохранить доступ к административным процедурам и социальным правам", - подчеркивает эксперт. По ее словам, именно разработка таких механизмов для интеграции переселенцев является одной из главных задач на следующий год. Это позволит людям получать социальные выплаты вне зависимости от наличия справки, а также вернет им избирательное право. Сейчас внутренне перемещенные лица могут голосовать лишь за президента страны, а вот на местных и мажоритарных выборах получить бюллетень у них возможности нет. "То есть люди, которые уже годами живут в тех или иных населенных пунктах, фактически лишены возможности влиять на работу местных органов власти", - объясняет Георгий Тука. Соответствующий законопроект лежит в Верховной Раде больше двух лет, но не был рассмотрен даже в первом чтении в профильной комиссии.

В то же время большинство чиновников отмахиваются от решения существующих проблем переселенцев, аргументируя тем, что не сегодня-завтра территориальная целостность Украины будет восстановлена и люди вернутся в свои дома. "Мы настаиваем на том, что права ВПЛ должны быть восстановлены сейчас, мы не должны ждать возвращения территорий", - отмечает Вершинина.