"Правило 39". Чем поможет украинским пленным морякам рассмотрение дела в Европейском суде по правам человека
ЕСПЧ принял к рассмотрению заявление Украины по делу о захваченных Российской Федерацией военных моряках. Каким образом обращение в ЕСПЧ может ускорить освобождение украинских граждан, узнавал Фокус
"Правительство Украины выполнило инструкции суда и подало 7 января 2019 г. полноценное заявление по делу №55855/18",– пишет заместитель министра юстиции – уполномоченный по делам Европейского суда по правам человека Иван Лищина на своей странице в Facebook.
Кабинет министров требует признания судом факта нарушения Российской Федерацией прав 24 украинских моряков в ходе незаконного нападения на украинские корабли, ранения и захвата моряков в Керченском проливе 25 ноября 2018 года, а также их незаконного содержания в пенитенциарных учреждениях РФ и привлечения к уголовной ответственности.
Минюст утверждает, что были нарушены статьи 2, 3, 5, 6 и 38 Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Речь идет о праве на жизнь, запрете пыток, праве на свободу и личную неприкосновенность, праве на справедливый суд. Статья 38 описывает процесс рассмотрения дел с участием обеих сторон.
Напомним, 25 ноября РФ атаковала корабли военно-морских сил Украины – буксир "Яны Капу", бронированные катера "Бердянск" и "Никополь", которые совершали плановый проход из Черного в Азовское море через Керченский пролив. Члены экипажей обвиняются в незаконном пересечении государственной границы. Все захваченные РФ украинские моряки заявили следствию, что являются военнопленными.
Особое правило
Юрист Валентина Теличенко, которая специализируется на сопровождении дел в ЕСПЧ, объясняет, что заявление Минюста было подано по процедуре быстрого реагирования, так называемое "правило 39". ЕСПЧ на запрос Украины раньше уже формулировал запрос к РФ и дело, по сути, уже принято к рассмотрению.
"Заявление по "правилу 39" является самостоятельным, его пишут для того, чтобы не допустить нарушений прав человека, которые нельзя будет восстановить или исправить после принятия решения судом. Чаще всего это делают, когда в связи с вероятным нарушением прав определенным государством есть угроза жизни или здоровью", – объясняет Фокусу Теличенко.
Другими словами, "правило 39" является сигналом для правительства страны-ответчика немедленно прибегнуть к определенным действиям.
"Дело моряков" – не единственная претензия Украины к РФ. Все дела составляют общую картину вооруженной агрессии РФ против Украины
Председатель правления Украинского Хельсинкского союза по правам человека Евгений Захаров напоминает, что Международный уголовный суд в Гааге уже подтвердил квалификацию ситуации на Крымском полуострове как военный конфликт между РФ и Украиной. Это значит, что к захваченным морякам должна применяться Женевская конвенция об обращении с военнопленными 1949 года.
"Заявление в ЕСПЧ от имени государства является важным решением, но на его рассмотрение уйдет, в лучшем случае, год. Вспомните, как в этом суде рассматривались дела Юрия Луценко и Юлии Тимошенко, тогда процесс занял два года. Я надеюсь, что наших моряков отпустят раньше, под давлением мировой общественности и применяемых санкций", – говорит Фокусу Захаров.
По словам Теличенко, невыполнение решений ЕСПЧ грозит серьезными санкциями против государства со стороны Совета Европы.
"Все решения ЕСПЧ обязательны к исполнению. Их выполнение контролирует Комитет министров Совета Европы. За невыполнение решений суда могут быть приняты ограничения прав делегации соответствующего государства в Совете Европы, вплоть до его исключения", – предупреждает Теличенко.
Опрошенные Фокусом юристы сходятся во мнении, что очень важным является тот факт, что "дело моряков" – не единственная претензия Украины к РФ. Все дела составляют общую картину вооруженной агрессии РФ против Украины. С одной стороны, наличие многих дел увеличивает резонанс украинских жалоб и привлекает к ним больше внимания, повышает приоритет рассматриваемых дел, но с другой – осложняет ситуацию.
"Суд вынужден работать с реалиями, в отношении которых не имеется богатой судебной практики. Тем не менее, я считаю оправданным представление многих жалоб в ЕСПЧ. Ни одно серьезное нарушение конвенции не должно оставаться вне обжалования", – рассказывает Фокусу Теличенко.
"Факт таких заявлений имеет большой политический смысл. У меня нет сомнений, что у нас большие шансы получить положительное заключение от ЕСПЧ. Подобные решения составят предпосылки для окончательной победы Украины в отстаивании своих границ против агрессора", – отмечает Захаров в разговоре с Фокусом.
Предмет торгов
В то же время министр иностранных дел Павел Климкин ожидает, что моряков удастся освободить из плена до выборов 2019 года. Правда, министр не уточняет, президентские или парламентские выборы имеет в виду. По его словам, МИД поддерживает официальные и неофициальные контакты по этому вопросу.
В настоящее время на рассмотрении ЕСПЧ находится более 4 тыс. отдельных заявлений, которые связаны с событиями в Крыму или военными действиями на востоке Украины
"Мы не просто всех активизировали. Всем прекрасно понятно, что сначала будет суд, РФ будет играть на выборы. То есть, это не означает, что они не могут быть освобождены до выборов, но будет игра технологическая на выборы, и это касается не только моряков, это 100%. Я жду, что нам удастся освободить моряков до выборов, мы на это работаем", – сказал министр. Климкин подчеркивает, что "есть некоторые вещи, которые он не хочет говорить".
По словам Теличенко, даже если Кремль пойдет на уступки и освободит моряков, ЕСПЧ все равно продолжит производство по делу на основании заявления Минюста.
"Производство уже начато, вне зависимости от возможного решения России. Другой вопрос, что это заявление может стать предметом торгов для Кремля. Они могут потребовать отозвать заявление в обмен на освобождение наших граждан. Думаю, это очевидно, здесь необходимо будет уступить, жизнь людей намного дороже", – делится своими предположениями с Фокусом Теличенко.
Следует отметить, что согласно официальному сайту ЕСПЧ, в настоящее время на рассмотрении находится более 4 тыс. отдельных заявлений, которые связаны с событиями в Крыму или военными действиями на востоке Украины. Их рассмотрение на время отложено, поскольку суд должен определить, под какую юрисдикцию (Украины или России) они подпадают.