Удаленное волеизъявление. Что может помешать переселенцам проголосовать на выборах

2019-01-17 11:08:00

1566 6
Удаленное волеизъявление. Что может помешать переселенцам проголосовать на выборах

Фото: slovoidilo.ua

Центральная избирательная комиссия ежедневно принимает документы для регистрации кандидатов в президенты Украины. Тем временем Фокус решил узнать, какие препятствия стоят перед временно перемещенными лицами, вынужденными голосовать вдали от дома – а таких избирателей в стране полтора миллиона человек

31 декабря вынужденные переселенцы из временно оккупированного Крыма и отдельных районов Донецкой и Луганской областей, а также граждане, проживающие не по месту регистрации, получили право участвовать в голосовании на выборах президента Украины по упрощенной процедуре. У них есть время обратиться с заявлением в ближайшее отделение Государственного реестра избирателей до 26 марта.

Напомним, во время избирательной кампании 2014 года вынужденные переселенцы выстраивались в большие очереди в органах ведения Госреестра избирателей. Многих из них по этой причине не дождались в избирательных участках в день голосования. При этом Центризбирком облегчил процедуру голосования перед президентскими выборами после аннексии Российской Федерацией Крымского полуострова. Переселенцам из Крыма для того, чтобы зарегистрироваться по месту временного голосования, достаточно было написать заявление и предъявить паспорт. Жители Донбасса воспользовались новшеством уже осенью, перед парламентскими выборами.

Исполнение всех желаний

ЦИК уведомил будущих избирателей-переселенцев об упрощенной процедуре голосования на президентских выборах еще 5 сентября 2018 года, приняв постановление №129. В соответствии с ним, украинцам, проживающим на территории временно оккупированного Крыма и ОРДЛО и желающим воспользоваться правом голоса на выборах, предлагается написать в органах ведения Государственного реестра избирателей заявление с просьбой временно сменить место голосования. Для этого достаточно иметь при себе паспорт гражданина Украины.

"Люди боятся ревизий на линии разграничения. Они и сейчас простаивают в очередях на КПП по три часа. Никто из этих избирателей не будет выезжать к временному месту прописки за неделю до даты выборов"

При этом внутренне перемещенные лица, официально зарегистрированные как переселенцы и проживающие на подконтрольной Украине территории, будут голосовать по процедуре 2014 года.

В текущем году право временно изменить место голосования предоставляется также избирателям, которые по разным причинам находятся вдали от места регистрации. Этой категории граждан разрешается написать заявление установленной формы при наличии паспорта, справки с места учебы, работы, о праве собственности или аренде жилья либо документы о рабочей командировке (полный список документов содержится в постановлении ЦИКа №893). Процедура будет считаться завершенной после того, как данные обо всех изменениях отобразятся в личном кабинете избирателя.

Проблемный список

ЦИК опасается, что украинцы из временно оккупированных территорий не смогут добраться до избирательных участков, которые они выберут для голосования. Вот что рассказывает Фокусу временно перемещенное лицо (ВПЛ) Екатерина Пилипенко: "Мы переехали в Киев летом 2014 года из Донецка всей семьей. Зарегистрировались, как переселенцы, стали на учет в одном из районов столицы. Процедура голосования была элементарной. Главное, просто заранее написать заявление и в день выборов прийти голосовать. По моей информации, украинцы, проживающие на территории ОРДЛО, сейчас активно не обсуждают тему президентских выборов. Еще летом так называемые власти временно оккупированного Донбасса начали распространять информацию, что нынешний президент Петр Порошенко якобы не даст возможности проголосовать переселенцам, что они не смогут повлиять на будущее Украины. Кроме того, люди боятся ревизий на линии разграничения. Они и сейчас простаивают в очередях на КПП по три часа. Никто из этих избирателей не будет выезжать к временному месту прописки за неделю до даты выборов".

Следует отметить, что Министерство юстиции и Центризбирком одновременно с началом избирательной кампании по выборам президента запустили общенациональную просветительскую программу "Я имею право выбирать". Информационные материалы планируется распространять через социальные сети и в виде печатных материалов.

О чем молчит закон

Права переселенцев регулирует закон "Об обеспечении прав и свобод внутренне перемещенных лиц". Границы временно оккупированных территорий районов, городов, поселков и сел Донбасса прописаны в законе "Об особенностях государственной политики по обеспечению государственного суверенитета Украины на временно оккупированных территориях в Донецкой и Луганской областях". А вот указа президента, которым устанавливается перечень населенных пунктов, подпадающих под "упрощенное" постановление ЦИКа, до сих пор нет. Положения готовящегося документа отправлены на доработку в Генеральный штаб вооруженных сил Украины.

Как объясняет Фокусу бывший заместитель председателя ЦИКа Андрей Магера, перечень местностей для голосования не повлияет на конституционное право избирателей-переселенцев.

"На президентских выборах их участие определено. Проблем не возникнет. Единственное, нужно вовремя прийти в органы ведения реестра и написать заявление. Больше вопросов возникнет во время парламентских выборов. В этом контексте главное – не открыть шлюз для злоупотреблений во время выборов по одномандатным избирательным округам. Отдельно взятые кандидаты в народные депутаты будут массово охотиться на ВПЛ, пытаясь включить их в избирательные списки. Эти риски мог бы частично искоренить законопроект №6240, регулирующий участие в выборах переселенцев. Например, он бы позволил получить новый избирательный адрес по месту фактического проживания. Но самые большие проблемы могут возникнуть на местных выборах. Пока я не вижу механизма разрешения ситуации", – утверждает Магера.

"Существуют проблемы не с процессом написания заявлений, а с осведомленностью граждан, как переселенцев, так и трудовых мигрантов"

Законопроект №6240 "О внесении изменений в некоторые законы Украины (относительно избирательных прав внутренне перемещенных лиц и других мобильных внутри страны граждан)" – не единственный краеугольный камень отечественного законодательства, способного облегчить избирательное право ВПЛ.

Председатель правления Комитета избирателей Украины Алексей Кошель больше обращает внимание на законопроект №9218 "О свободе передвижения и свободном выборе места проживания в Украине". Он говорит Фокусу, что документ мог бы изменить постсоветский механизм регистрации украинцев и существенно упростить процедуру голосования не только на общенациональных, но и на местных выборах.

"Законопроект пребывает на рассмотрении профильного комитета Верховной Рады уже полгода. Не уверен, что для его принятия найдутся голоса. Тем не менее, если документ будет принят, Украина сможет забыть о проблеме голосования ВПЛ и трудовых мигрантов как на местных, так и на общенациональных выборах. В частности, переселенцы смогут регистрироваться в органах местной власти без разрешения владельца жилья на аренду помещения. Эта немецкая и канадская модель реформирования избирательной системы помогла бы переселенцам разрешить и ряд социальных проблем", – заключает Кошель.

Политические раздражители

Несмотря на прозрачность процедуры изменения регистрации по месту жительства, отдельные политические силы находят возможным влиять на сознание избирателей, проживающих на подконтрольной и на неподконтрольной Украине территориях. Сейчас манипуляции заключаются в том, чтобы отговорить граждан вообще участвовать в президентских и парламентских выборах. Ближе к марту позиция политиков, заинтересованных в голосах избирателей из ОРДЛО и временно оккупированного Крыма, может поменяться. По неофициальным данным, среди избирателей может распространяться информация о необходимости выехать на свободную от оккупации территорию Украины и отдать голос за какого-то конкретного кандидата в президенты.

Аналитик Гражданской сети "ОПОРА" Александр Клюжев в разговоре с Фокусом предполагает, что манипуляции во время предвыборных кампаний будут неэффективной. Во-первых, партии не смогут заручиться большим количеством голосов (просчитать, сколько граждан согласится временно поменять прописку, невозможно). Во-вторых, власти Украины настроены на то, чтобы тщательно соблюдать стандарты избирательного процесса.

"Сейчас можно считать проблемой отсутствие в Украине полноценной информационной кампании. Иными словами, существуют проблемы не с процессом написания заявлений, а с осведомленностью граждан, как переселенцев, так и трудовых мигрантов. Государство не должно определять, имеет ли право человек голосовать. Законопроект №6240 заслуживает поддержки. Он больше касается изменения избирательного адреса перед голосованием на местных выборах, расширения возможностей ВПЛ. Все граждане Украины имеют право голосовать и все должны понимать уровень ответственности за участие или неучастие в выборах. Мы не считаем, что для украинцев, проживающих на территории временно оккупированного Крыма и Донбасса, существуют какие-то серьезные избирательные риски", – расставляет акценты Клюжев.

Вопрос без ответа

По данным Министерства социальной политики, в Украине 1 512 367 человек являются официальными переселенцами. При этом в Украине отсутствует официальная статистика по количеству граждан, получивших временную прописку в 2014 году перед внеочередными президентскими и парламентскими выборами. Гражданская сеть "ОПОРА" называет общий показатель – 120 тысяч избирателей. Но здесь возникает вопрос, были ли все они вынужденными переселенцами.

Фокус пытался получить разъяснения в Министерстве по вопросам временно оккупированных территорий. Но к моменту сдачи материала пресс-служба министерства не нашла времени для короткого комментария.

Комментарии

Оставлять комментарии могут только подписчики. Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь, чтобы иметь возможность оставлять комментарии.