Героям слово. Почему теледебаты в Украине могут проходить только с участниками второго тура выборов президента

1 марта кандидаты в президенты получают бесплатное эфирное время для агитации на радио и телевидении. Число участников – 44 – не дает возможности проводить полноценные дебаты. А вот на случай второго тура голосования, Фокус решил выяснить, дождутся ли избиратели дискуссии в прямой трансляции с участием кандидатов на пост главы государства

На вопрос Фокуса: "А как, собственно, всем кандидатам принять участие в дебатах?", отвечает председатель правления общественной организации "Громадське радио" Андрей Куликов: "В идеале, всем кандидатам должно предоставляться одинаковое количество эфирного времени. В этом контексте очень важно подобрать общие критерии для кандидатов во время проведения дебатов. Но возникает и другая проблема – для такого числа людей будет сложно найти эфирное время. Можно было бы огласить список тех, кто готов к дебатам, определить кандидатов, которые будут в них участвовать. Пусть записываются к участию, пусть проводится жеребьевка, пусть устраиваются дебаты в равном объеме времени".

Победители получают все

С Куликовым согласен руководитель избирательного штаба Петра Порошенко Игорь Грынив.

"У нас 44 кандидата в президенты, и я не думаю, чтобы какой-либо канал рискнул проводить дебаты со всеми участниками. Я не представляю себе, как могут такие дебаты проходить. Если Порошенко выиграет в первом туре, то мы точно будем настаивать на их проведении во втором туре", – заявил он во время пресс-конференции.

Напомним, что первые – и единственные до настоящего времени – телевизионные дебаты кандидатов в президенты Украины между Виктором Ющенко и Виктором Януковичем состоялись 17 ноября 2004 года. За их дискуссией, которую организовал Первый национальный телеканал и ретранслировали ведущие коммерческие телекомпании, наблюдали 22 млн зрителей.

1 февраля 2010 года, в день, назначенный Центральной избирательной комиссией для проведения дебатов между участниками второго тура выборов, в телевизионную студию пришла только Юлия Тимошенко, которая в эфире Первого национального выступала с сольной программой, а Виктор Янукович в тот же вечер участвовал в предвыборном шоу ICTV "Лучший кандидат".

Дебаты между кандидатами в президенты могут проводиться только в случае проведения второго тура выборов

Следует отметить, что в законодательной базе слово "дебаты" встречается только в VI разделе Закона "О выборах Президента Украины", посвященном предвыборной агитации. Статья 58 закона разрешает кандидатам проводить публичные дебаты, дискуссии, круглые столы и пресс-конференции относительно положений предвыборных программ и политической деятельности партий за счет средств избирательного фонда.

В статье 60 говорится, что кандидаты в президенты имеют право "пользоваться государственными и коммунальными СМИ в рамках средств Государственного бюджета, выделяющихся на подготовку и проведение выборов". Порядок предоставления эфирного времени определяет Центризбирком. Процедура и сроки проведения предвыборных теледебатов упоминаются только в статье 62.

Дебаты между кандидатами в президенты могут проводиться только в случае проведения второго тура выборов – в последнюю пятницу перед днем повторного голосования, между 19:00 и 22:00 в прямом эфире. Длительность теледебатов не должна превышать шестидесяти минут.

"Теледебаты за счет госсредств транслируются на Первом Национальном канале Национальной телекомпании и на Первом канале Национальной радиокомпании, а также могут бесплатно транслироваться другими каналами вещания", – предусматривает закон.

Теледебаты могут проводиться также за счет средств избирательных фондов. Правила для всех кандидатов должны быть одинаковыми, время выделяется в равном объеме. "В одной передаче цикла теледебатов одновременно могут принимать участие не более двух кандидатов на пост президента", – говорится в законе.

Что сказать

20 декабря 2018 года на заседании Наблюдательного совета Национальной общественной телерадиокомпании Украины (НОТУ) рассматривался вопрос "Об особенностях общественно-политического вещания в избирательный период".

Председатель правления НОТУ Зураб Аласания рассказал о специальных проектах: "UA:Перший" покажет дебаты и пост-шоу, а также политическое ток-шоу; филиалы – региональные дебаты. Часовая программа "Дебаты" подразумевает формат "один на один", он будет состоять из четырех блоков вопросов: национальная безопасность, внешняя политика, законодательная инициатива, вопросы-ответы. 45-минутное пост-шоу – это обсуждение дебатов экспертами в прямом эфире после их завершения.

"Региональные дебаты", которые будут проходить в эфире областных филиалов, по словам Аласании, будут отличаться от дебатов на "UA: Першом" по формату и тематике. "Это будут дебаты по правилам, с двумя спикерами и модератором, на региональную тематику. Хронометраж – 52 минуты. Кроме того, в филиалах будут выходить "старые" программы "Отчеты наживо", "Избирательный округ", "Дебаты по требованию". Ряд программ будет готовиться в сотрудничестве с новостями и радио", – заявил Аласания.

Кто придет

"Наши кандидаты привыкли к комфортной коммуникации в прямом эфире преимущественно без ожесточенных, равных по весу и влиянию оппонентов, с привлечением экспертных групп поддержки"

В 2018 году украинские эксперты по вопросам бизнеса, науки, образования, СМИ, культуры, государственного управления, внешней политики и политики госбезопасности объединились в составе общественной организации "Избирательный совет UA", чтобы помочь избирателям понять, насколько каждый из кандидатов честен и ответственен. Лучше всего, как считают инициаторы, украинцы смогут сделать выбор, наблюдая за ходом публичных дебатов. Для кандидатов в президенты "Избирательный совет UA" подготовил вопросы, которые отправлены электронной почтой. Ответы на них будут обнародованы в СМИ и социальных сетях. Кандидаты, которые смогут отличиться, отвечая на полученные вопросы, будут приглашены для проведения публичных дебатов с участием экспертов и представителей СМИ.

"Избирательный совет UA" поделился с Фокусом копией письма. В нем пять блоков вопросов, касающихся роли президента в конституционной модели власти, форм и методов осуществления им своих полномочий и предвыборных обещаний, в реализации заданий внешней политики страны, в реализации стратегии политики безопасности и обороны, усилении национальной консолидации Украины, стратегии экономического развития страны и ключевых элементов ее видения.

Один из членов "Избирательного совета UA", председатель правления Гражданской сети "ОПОРА" Ольга Айвазовская утверждает, что качественные предвыборные дебаты – признак по-настоящему конкурентных выборов. "Когда у кандидатов нет возможности говорить через аффилированных пиарщиков, блогеров и политологов, когда они вынуждены напрямую в очень сжатых временных рамках дискутировать относительно общественно-важных вопросов, их настоящая компетенция, морально-психологическое состояние становятся открытыми для аудитории. Им не удастся ничего заретушировать, переписать, приукрасить. Именно поэтому дебаты западного образца имеют серьезное влияние на конечный результат выборов. Наши кандидаты привыкли к комфортной коммуникации в прямом эфире преимущественно без ожесточенных, равных по весу и влиянию оппонентов, с привлечением экспертных групп поддержки. Сейчас дебаты предусмотрены законом о выборах только накануне второго тура. Они остаются необязательным форматом и кандидаты, которые не приходят на этот эфир, никак не осуждаются обществом, тем более, не несут ответственности хотя бы в виде формального предупреждения от ЦИКа. Таким образом, избиратели лишены права на осведомленное волеизъявление.

Сейчас существует общественный запрос на такие дискуссии. Ток-шоу и индивидуальных прямых эфиров для политиков недостаточно. Формат дебатов – общеизвестные правила, четкий хронометраж, равнозначные вопросы от ведущих к кандидатам и прямая непосредственная дискуссия между конкурентами", – разъясняет Фокусу суть проблемы Айвазовская.

Ее позицию разделяет генеральный директор Комитета избирателей Украины Алексей Кошель. По его убеждению, предвыборные дебаты стали превращаться в очередную политическую технологию.

"Дебаты остаются необязательным форматом и кандидаты, которые не приходят на этот эфир, никак не осуждаются обществом, тем более, не несут ответственности"

"Мы выступаем за то, чтобы ЦИК наложил наказание на кандидатов за отказ от участия в дебатах. Убежден, только механизм политической ответственности способен урегулировать вопросы избирательной кампании в формате дискуссии. Нужно предусмотреть ответственность – предупреждение со стороны ЦИКа за отказ от участия в дебатах. Чтобы оно действовало, как механизм привлечения внимания. Предупреждение ЦИКа создаст негативный имидж кандидату и стимулирует не отказываться от участия в дебатах. В Украине были разные попытки провести дебаты на коммерческих телеканалах в формате ток-шоу, но дискуссии подменялись обвинениями, выбросом компромата, телестудии становились площадками для манипуляций", – рассказывает Кошель Фокусу.

Он предлагает Украине взять на вооружение американский формат проведения дебатов между кандидатами в президенты, который предполагает несколько серий дискуссий, касающихся конкретных тем. К примеру, один час посвящается обсуждению налоговой политики, следующие 60 минут – вопросам здравоохранения.

"Для нас крайне важны качественные, содержательные дебаты. Ответы кандидатов на вопросы, касающиеся реформирования различных сфер страны, могут стать определяющими для выбора граждан. Если дебаты будут происходить по американскому образцу, то мы увидим переворот в общественном сознании. Дебаты Дональда Трампа и Хиллари Клинтон состояли из нескольких серий, получили высокий рейтинг, – продолжает Кошель. – Но если мы получаем 50 кандидатов в первом туре, то проведение дебатов по классической американской модели невозможно. Хотя здесь важную роль могут сыграть частные вещатели ключевой группы телеканалов. На последних выборах в Грузии было порядка 40 кандидатов и невозможно было спрогнозировать их итог".

Американская модель

О том, как проходят дебаты за океаном, Фокус поинтересовался у директора Евразийской демократической инициативы (Нью-Йорк) Питера Залмаева. По его словам, в американском законодательстве нет норм, обязывающих кандидатов принимать участие в словесных дискуссиях.

"Дональд Трамп был первым кандидатом за последние 40 лет, отказавшимся обнародовать свою декларацию. Для многих это стало сюрпризом. Дебаты – не закон, но все кандидаты в президенты США понимают, что неучастие в них может свести их шансы на победу к нулю. В Украине кандидаты не подвергаются такой "народной проверке", как в США. Дебаты в США получают высокие рейтинги, они острые, интересные, правильно смодерированные. Кандидаты согласовывают, к примеру, сидеть им или стоять во время дискуссий, выторговывают для себя более выгодные условия в эфире. Также оговаривается количество реплик и время. При правильном подходе и поведении кандидатов дебаты стали неписаным законом. Ведь кандидат, отказывающийся от участия в них, подвергает себя шквалу критики со стороны избирателей", – делится Залмаев своими наблюдениями с Фокусом.

Популизма Украине не избежать, даже если дебаты будут проходить по американскому образцу

Он также добавляет, что "во многих странах Запада обязательное участие в дебатах кандидатов не прописано. В США американский избиратель не столько вслушивается в слова кандидата, сколько смотрит, как он парирует, ведет себя".

Председатель правления Международного центра перспективных исследований Василий Филипчук утверждает, что популизма Украине не избежать, даже если дебаты будут проходить по американскому образцу. "Кандидаты приходят на дебаты не для того, чтобы говорить правду, а для того, чтобы их поддержали. Это будет действительно шоу, если кандидаты покажут свою способность держать удар, когда их прямой оппонент будет задавать жесткий вопрос. И это вопрос давления непосредственно на самих кандидатов со стороны общества. Все зависит от национальных особенностей страны, от ее культурных традиций".

Исторические примеры

Первые публичные дебаты кандидатов в президенты США состоялись в 1858 году между республиканцем Авраамом Линкольном и демократом Стивеном Дугласом. Основной темой дискуссии стала отмена рабства. По телевидению дебаты впервые были показаны 26 сентября 1960 года, в них участвовали республиканец Ричард Никсон и демократ Джон Кеннеди. С тех пор теледебаты стали неотъемлемой частью американской политической культуры, влияющей на исход президентских выборов.

В 2010 году в Великобритании впервые за всю историю Соединенного Королевства были проведены дебаты по американскому образцу между лейбористом Гордоном Брауном, консерватором Дэвидом Кэмероном и либеральным демократом Ником Клеггом.

Как выглядят общие правила проведения теледебатов, основанных на американской модели: каждый из участников получает 60 секунд на вступительное и 90 секунд на заключительное слово; в промежутке они отвечают на вопросы, заранее присланные избирателями или заданные непосредственно во время дебатов через интернет; каждый раунд дебатов посвящается блоку конкретных тем: например, первый – внутренней политике, образованию, здравоохранению, иммиграции; второй – внешней политике; заключительный – экономике. Избирательные штабы партий и телекомпании согласовывают десятки правил, по которым будут проходить дебаты, а также место их проведения. На каждом раунде в студии присутствуют сотни местных жителей, приглашенных общественными организациями. Как правило, аудитории запрещается шумно реагировать на реплики участников дебатов. Аплодировать можно лишь в начале и в конце каждой программы.