Явочным порядком.Почему социологи предрекают высокую явку избирателей в день голосования 31 марта

Фото: Getty Images
Фото: Getty Images

Согласно данным разных социологических компаний, 73–76% граждан Украины твердо намерены 31 марта прийти на избирательные участки. Фокус разбирался кто пойдет на выборы, почему, и даже спросили - за кого будут голосовать наши интервьюеры

Related video

Согласно данным разных социологических компаний, 73–76% граждан Украины твердо намерены 31 марта прийти на избирательные участки. Еще процентов 10–15 придут "скорее всего". Последний раз такой высокий уровень явки наблюдался во время выборов президента в 2004 году. "На самом деле явка может быть несколько ниже, чем показывают социологические исследования, ведь, как правило, в опросе соглашаются участвовать более активные люди, а те, кто политикой не интересуются, избегают их", — уточняет Ирина Бекешкина, директор Фонда "Демократические инициативы" им. Илька Кучерива.

Ожидается, что на западе и в центре страны явка традиционно будет выше, чем на юго-востоке. Но все же, по прогнозам Бекешкиной, в этот раз на избирательные участки в Восточной Украине придет больше людей, чем в 2014 году. "Тогда многие проигнорировали президентские выборы, поскольку у них не было своего кандидата, они не видели, за кого голосовать. Теперь выбор гораздо больше", — считает эксперт.

Великий и могучий

Украинцы всегда охотнее голосуют на президентских выборах, чем на парламентских или местных. К примеру, в 2014 году в выборах главы государства участвовали 59,48% граждан. Это была самая низкая явка в истории президентских кампаний в Украине. На выборы народных депутатов пришли голосовать 52,42% украинцев.

Рекордными по числу участников всенародного волеизъявления были самые первые выборы президента в независимой Украине. Тогда, в декабре 1991 года, свое право голоса реализовали 84% жителей страны. В результате Леонид Кравчук одержал победу в первом туре.

Очень активными были украинцы и во время переголосования второго тура президентских выборов, который состоялся в разгар Оранжевой революции в декабре 2004-го. Чтобы сделать выбор между Виктором Ющенко и Виктором Януковичем, на участки пришли 77% граждан.

В 1999-м, когда в финале президентской гонки сошлись тогдашний президент Украины Леонид Кучма и лидер КПУ Петр Симоненко, явка составила 75%. Угроза коммунистического реванша казалась столь серьезной, что Кучме, "красному директору" с советским менталитетом, плохо говорящему по-украински, отдали предпочтение почти 90% жителей Западной Украины.

"У нас парламентско-президентская республика, де-юре сегодня глава государства не имеет таких широких полномочий, какие были, скажем, у Леонида Кучмы. Тем не менее в глазах народа он остается олицетворением власти и ключевой политической фигурой. Поэтому, голосуя за президента, украинцы понимают, что голосуют за будущее страны в буквальном смысле слова. Вспомните, что каждый раз во второй тур выходили кандидаты с диаметрально противоположными ценностными ориентирами: прозападный и пророссийский. Решение украинцев всегда было основано на мировоззренческом выборе", — размышляет в беседе с Фокусом политический эксперт Владимир Цибулько.

Законодательство Украины не предусматривает минимального порога проголосовавших, и выборы признают состоявшимися, даже если на участки придет незначительная часть избирателей. Но высокая явка демонстрирует доверие граждан к институту президентства, это важная составляющая легитимности власти.

Потерявшиеся избиратели

Сколько украинцев имеют право голоса и сколько смогут этим правом воспользоваться? В Государственном реестре избирателей (ГРИ) зафиксированы довоенные данные с учетом жителей Крыма и всего Донбасса — свыше 35,5 млн человек. Всего же, по данным ЦИК, количество избирателей насчитывает 29 935 965 человек. Это число в Центризбиркоме озвучили в середине февраля, пообещав ближе к выборам уточнить его. Но так и не сделали этого.

Жители оккупированных территорий не лишены права голоса, но для того чтобы принять участие в выборах, им необходимо было до 26 марта явиться с паспортом в отделение ГРИ "на материке" и заявить о смене места голосования. Такая же процедура предусмотрена для временно перемещенных лиц и всех тех, кто проживает не по месту регистрации. Кроме паспорта им нужно было предъявить справку с работы, места учебы и прочие документы, подтверждающие необходимость изменения адреса голосования. В последние дни в Киеве, Запорожье, Херсоне и некоторых других регионах люди на заре занимали очередь у отделений ГРИ, и эта картина, отображенная в теленовостях, вселяла гордость за украинцев. Но аншлаг наблюдался далеко не во всех областях. В итоге, согласно данным на сайте ГРИ, возможностью сменить место голосования воспользовались всего 315 725 человек. Почти 93 тыс. из них — жители Донецкой и Луганской областей, 40 тыс. — крымчане.

На фоне оптимистических прогнозов о высокой явке появились сообщения о массовом запугивании избирателей

В Комитете избирателей Украины настаивают на необходимости упростить процедуру смены места голосования. Но сегодня в стране никто не владеет точными данными, сколько людей живет не по месту регистрации. По оценкам социологов, речь идет о 6–8 млн украинцев. Внести ясность сможет перепись населения, запланированная на 2020 год.

В него попала еще одна "неформатная" категория граждан — трудовые мигранты. По данным Министерства социальной политики, за год в среднем от 7 до 9 млн украинцев ездят на заработки за границу, из которых около 3 млн работают там постоянно. Большинство — нелегалы, поэтому не состоят на консульском учете. Соответственно, они не смогут проголосовать за рубежом. Если оперировать официальными цифрами относительно трудовых мигрантов, то общая явка избирателей за счет этого фактора может упасть на 5–6%.

Игра на понижение

В последние недели на фоне оптимистических прогнозов по поводу высокой явки появились сообщения о случаях массового запугивания избирателей. В 12 областях Украины выявили сеть кол-центров, операторы которых звонят людям от имени Гражданской сети ОПОРА. Они утверждают, будто знают, что собеседник продал свой голос, и преду­преждают: если он пойдет на выборы и таким образом подтвердит факт преступной сделки, ему грозит два года тюремного заключения. В ОПОРЕ расценили это как сознательную манипуляцию и попытку дискредитировать организацию. А политические эксперты видят в этой истории политтехнологический ход: кто-то из кандидатов "играет" на понижение явки.

Такую же цель преследуют и таинственные авторы объявлений, распространяемых, в частности, в Западной Украине. В них молодых мужчин призывают прихватить на избирательный участок военный билет, для того чтобы проверить себя в списках лиц, подлежащих мобилизации. Такая рекомендация рассчитана на то, чтобы отпугнуть от избирательных участков представителей молодежи, чьи планы не связаны с армейской службой.

Кому выгодно снизить явку избирателей? "Политикам, у которых есть устойчивое электоральное ядро, — отвечает на вопрос Фокуса Виктор Таран, член совета Реанимационного пакета реформ. — Сейчас лишь два кандидата могут похвастаться наличием такого ядра: Петр Порошенко и Юлия Тимошенко. Верный электорат каждого из них — 10–12% от общего числа избирателей. Это те, кто придут на выборы при любой погоде. Очевидно, что при низкой явке этот процент может возрасти до 15–17%, а при высокой — упасть до 8–10%".

По мнению аналитиков, Порошенко, который в этом туре, по данным социологов, поборется за второе место, более заинтересован в том, чтобы минимизировать показатели Владимира Зеленского, которому отдает предпочтение молодежь.

Возбуждающий Зе-фактор

Фокус решил узнать настроения молодых людей, которые в этом году впервые будут участвовать в выборах.

Анастасия Боровко работает няней в детском саду Кременчуга на Полтавщине. Ей 18 лет, мечтает поступить в педагогический колледж. В воскресенье девушка планирует съездить в село Песчаное, где прописана, — и родителей повидать, и проголосовать за Зеленского. Почему за этого кандидата? "А по приколу, — смеется Анастасия. — Все старые политики одинаковые и уже надоели. Они ничего не сделали для простых людей, для страны, только набивают карманы. Их надо проучить и выбрать нового человека. Мы с подругами решили: голосуем за Зе-президента".

В жизни студента экономического факультета Острожской академии Назара Демьянчука, которому летом исполнится 20, это тоже первые выборы. Явка на участке, где голосуют преимущественно студенты, по мнению Назара, будет высокой. "Мы прописаны в общежитии, пойдем голосовать компанией. А ребята, которые не живут в общежитии, собираются ехать домой, чтобы проголосовать там", — рассказывает Фокусу Назар. За неделю до дня выборов, когда состоялась наша телефонная беседа, парень еще не определился, кому доверит свой голос: Гриценко или Кошулинскому. По нашей просьбе Назар поинтересовался политическими предпочтениями одногруппников. Единицы из них, как оказалось, готовы отдать голоса за его вероятных кандидатов, несколько человек — за Порошенко, один — за Смешко, ни одного, кто бы собирался голосовать за Тимошенко, Ляшко или Бойко. Зато половина опрошенных остановили свой выбор на Владимире Зеленском. Их главный движущий мотив — полное недоверие к "старым" политикам. "Ставка на Зеленского — это не прагматичное решение, а скорее драйвовое, эмоциональное", — говорит Назар.

По мнению политологов, Зе-фактор возбуждающе подействовал на весь протестный электорат, но особенно на молодежь. Согласно исследованиям социо­логической группы "Рейтинг", в начале марта 39% опрошенных в возрасте от 18 до 30 лет намерены были голосовать за звезду "Квартала 95".

Fullscreen

Кто крайний? Тысячи украинцев выстаивали многочасовые очереди, чтобы получить возможность реализовать свое право голоса

Бытует мнение, что это поколение в целом аполитично, и такая тенденция усиливается не только в нашей стране, но и во всем мире. "У нас не сформированы политические традиции участия молодых в политике, не видно ярких лидеров, которые мотивировали бы их идти на избирательные участки. Поэтому молодежь никогда "не делала погоду" на выборах, за исключением 2004 года, когда на участки пришел 71% молодых", — комментирует Фокусу Сергей Штурхецкий, преподаватель Острожской академии. Действительно, после Оранжевой революции явка на выборы тех, кому меньше 30 лет, постоянно снижалась.

"Последние исследования показывают несколько иную картину: 57% украинцев в возрасте от 18 до 35 лет утверждают, что обязательно примут участие в выборах 31 марта, еще 24% — что, скорее всего, примут. О своем твердом намерении не голосовать заявили лишь 5%", — таковы данные телефонного опроса, проведенного U-Report Ukraine, сообщает представитель этой организации в Мариуполе Максим Горобий. Если бы не Зеленский, мы вряд ли наблюдали бы такое предвыборное оживление молодежи. Именно этот кандидат мобилизовал ее.

Ставки не сделаны

По оценке социологов, за неделю до выборов почти все собравшиеся голосовать твердо знают, за кого. Лишь единицы определяются, придя на участки. Так было всегда. Но нынешняя кампания удивляет количеством неопределившихся. Так, за неделю до финала президентской гонки, по данным Киевского международного института социологии, почти четверть граждан — 24,7% — не определились с фаворитом. Еще 6% респондентов твердо заявили о нежелании участвовать в голосовании. А 2,5% планируют прийти, чтоб испортить бюллетень. Их не устраивает набор кандидатов, а графы "Против всех" в бюллетене нет.

Такое количество неопределившихся свидетельствует о том, что ни один из топ-кандидатов не был убедительным. Их выбор способен радикально изменить расклад сил среди лидеров гонки. Как? Узнаем после 31 марта.