Неотложная реформа. Успеют ли депутаты внедрить систему открытых списков

.
.

Председатель Верховной Рады Андрей Парубий заявил, что сделает все возможное для того, чтобы следующие парламентские выборы прошли по новым правилам. Фокус разбирался, успеют ли народные депутаты принять во втором чтении новый Избирательный кодекс, и какие факторы могут повлиять на ход избирательного процесса

Проект Избирательного кодекса был принят за основу еще 7 октября 2017 года. Его авторы – Андрей Парубий, Леонид Емец ("Народный фронт") и Александр Черненко ("Блок Петра Порошенко") разрабатывали нормы, отталкиваясь от версии Избирательного кодекса 2010 года. Приняв во внимание особенности последних парламентских выборов, они сформировали в октябре 2015 года блок унифицированных законопроектов – условный сборник, касающийся процесса избрания президента, Верховной Рады и местных советов.

В 2017 году переход на новую систему выборов в первом чтении поддержал необходимый минимум народных депутатов – 226. Чтобы принять Избирательный кодекс в целом и провести в октябре выборы в Верховную Раду по новым правилам, парламент должен успеть в кратчайшие сроки рассмотреть 4,5 тыс. поправок (к "языковому" законопроекту было внесено более 2 тыс. поправок).

Масштабное собрание проектов законов и подзаконных актов, подготовленное парламентским комитетом по вопросам правовой политики и правосудия, предполагает внедрение принципиально новых правил политической борьбы. Из вывода главного научно-экспертного управления профильного комитета следует, что в случае принятия новых избирательных норм во время парламентских выборов будет применяться модель персонифицированного голосования – за конкретного кандидата в народные депутаты, включенного в региональный список той или иной партии. Статья 338 Избирательного кодекса предусматривает разделение общенационального избирательного округа на 27 региональных.

Как это делается

  • Партия выдвигает кандидатов в виде единого списка в общенациональном избирательном округе, который утверждает съезд (праймериз). Первопроходцем их проведения стала партия УКРОП. В апреле 2019-го проведение праймериз анонсировал "Блок Петра Порошенко "Солидарность".
  • Из числа кандидатов партия формирует региональные списки в каждом избирательном регионе, в которые должны войти не менее пяти кандидатов в депутаты (ст. 341).
  • Во время голосования избиратель вписывает в бюллетень номер партии и кого-то из кандидатов в региональном партийном списке.
  • По результатам устанавливается общее количество мандатов, которые набирает партия по всей Украине и количество мандатов по регионам.
  • Мандаты распределяются Центральной избирательной комиссией между кандидатами, которые набрали по меньшей мере 4% голосов (сейчас действует барьер в 5%) в общенациональном избирательном округе (ст. 334) в два этапа. Вначале между лицами, включенными в региональные избирательные списки политических партий с учетом процента поддержки, затем – на уровне общенационального избирательного округа.
  • Информировать избирателей о списках паланируется непосредственно в день голосования – буклетами, плакатами. ЦИК в свою очередь формирует официальный перечень партий, субъектов избирательного процесса. Он вместе с другой информацией будет размещаться на стендах в каждой кабинке для голосования.
  • Избирательная квота, то есть количество голосов, необходимое для получения одного мандата, определяется по формуле: число избирателей, проголосовавших за партии, которые в общенациональном списке преодолевают проходной барьер, нужно разделить на количество депутатских мест в Верховной Раде (450).

"Предусмотренная модель избирательной системы дает возможность избирателям персонифицировать свое голосование во время парламентских выборов и выбрать из списков партии отдельного кандидата", — отмечается в выводе.

Когда времени нет

Открытые списки – краеугольный камень проекта Избирательного кодекса. Суть новшества в том, что украинцы, которые голосуют за партию, вправе повлиять на прохождение в Верховную Раду того или иного кандидата, независимо от расположения в списке, который утверждает съезд партии. Региональные списки важны тем, что пройти в парламент получают шанс не только кандидаты, имена которых занимают первые места в списках, но и те, кого больше всего поддержат избиратели.

Кроме того, ожидается, что пропорциональная система может уменьшить влияние прямого или косвенного подкупа избирателей. При новой избирательной модели кандидат в депутаты должен "засеять гречкой" не один район, а целый избирательный регион.

Напомним, с 28 октября 2012 года парламентские выборы в Украине проводятся по "смешанным" законодательным правилам. 225 депутатов избираются по пропорциональной системе в общегосударственном многомандатном избирательном округе и по закрытым избирательным спискам, остальные 225 – по мажоритарной системе в одномандатных избирательных округах.

О вероятности принятия нового Избирательного кодекса Фокусу рассказывает председатель подкомитета по вопросам выборов и референдумов парламентского комитета по вопросам правовой политики и правосудия Александр Черненко. "Не вижу смысла сейчас принимать новый Избирательный кодекс. Если мы перейдем к сложной и абсолютно новой избирательной системе, то мы просто не проведем парламентские выборы. Нужно понимать, что уже в начале мая ЦИК должен утвердить границы избирательных округов и фактически начать избирательный процесс в соответствии с действующим законодательством. Для рассмотрения Избирательного кодекса нужно как минимум три пленарных недели – два месяца", – предупреждает Черненко и добавляет, что в случае принятия Кодекса может сложиться катастрофическая ситуация.

Не только партии должны будут вносить изменения в списки, но и государству предстоит обеспечить новые принципы голосования. А это утверждение новой формы избирательного бюллетеня, изготовление информационных плакатов для размещения в избирательных кабинках, пояснительная работа с избирателями, которым собственноручно придется вписывать в бюллетень номер кандидата в депутаты, и так далее.

"Избирательный кодекс желательно принимать за год до даты проведения выборов. Даже если он будет принят сейчас, то нужно было бы вписывать в переходных положениях, что документ вступит в силу на следующих выборах, чтобы мы успели нормально подготовить и избирателей, и членов избирательных комиссий", – говорит Фокусу Черненко.

Покупательная способность

Тем не менее, новые правила не полностью исключают возможностей подкупа избирателей. Черненко обращает внимание, что в странах Балтии, Скандинавии, ряде государств Восточной Европы действует система выборов по открытым спискам. В то же время есть многолетний опыт Германии, Великобритании, Франции, Италии, в которых действует мажоритарная система. "В этих странах никому не приходит в голову говорить о коррупционной составляющей. А у нас существует традиционная привычка – испробовать все, что не работает, а потом придумать нечто новое, – делится с Фокусом своими наблюдениями Черненко. – Открытые списки разрешают одну единственную проблему – все депутаты будут выдвиженцами от партии, они будут закреплены за фракцией, не смогут в дальнейшем переходить в другие фракции. Если говорить о честности избирательного процесса, улучшении качества работы избранных лиц, то открытые списки мало что изменят".

"Большинству фракций выгодна пропорциональная система без мажоритарной. Всем выгодны закрытые партийные списки без преференций. Как партия сформировала, чтобы мандаты получали кандидаты в том порядке, как утвердил съезд, но поскольку это не модно, то звучат заявления об открытых списках", – заключает Черненко.

Депутат Верховной Рады, бывший председатель правления Комитета избирателей Украины Игорь Попов полагает, что народные депутаты могут успеть принять до выборов Избирательный кодекс, но более вероятным сценарием он видит принятие отдельного закона об открытых избирательных списках.

"Только теоретически возможно принятие кодекса, потому что сейчас в Верховной Раде нет необходимого количества голосов. Избирательный кодекс не рассматривался даже комитетом и вряд ли пройдет второй этап обсуждения. С большей долей вероятности выборы пройдут по смешанной системе", – дает Фокусу свой прогноз Попов.

По его мнению, большим плюсом новой модели выборов стало бы частичное разрешение проблемы подкупа на избирательных округах и заложение основ внутрипартийной демократии. В таком случае праймериз, на которых обсуждаются и утверждаются кандидатуры, стали бы ярким примером наличия внутренней конкуренции по открытым спискам. Попов убежден, что к этому постепенно придут все политические силы в Украине.

"В кодексе есть множество проблем. Его нужно принимать хотя бы за месяц до старта избирательной кампании, чтобы ЦИК смог разобраться в вопросах и принять соответствующие постановления, – говорит Фокусу Попов. – Единственное, что можно было бы технологически успеть сделать, так это проголосовать в мае за полностью открытые списки, снизить проходной барьер до 3%. Это выгодно для многих игроков, в частности, для тех, кто захочет поиграть в ситуативной коалиции. В таком случае у нас было бы не восемь, а четырнадцать фракций".

На вопрос Фокуса, какая модель проведения выборов была бы более приемлемной для Украины, Попов отвечает: "Венецианская комиссия говорит о том, что избирательная система – это право самой Украины, потому что она исходит из своей политико-общественной ситуации. Поэтому большинство экспертов едины во мнении, что сейчас были бы полезны открытые списки. Возможно, мы бы провели таким образом несколько избирательных циклов, а потом опять перешли бы к мажоритарной или смешанной системе".