Видео для тех, кому 18 и старше. В чем секрет популярности Партии Шария

Фото: Анатолий Шарий / Facebook
Фото: Анатолий Шарий / Facebook

Несмотря на то, что Партия Шария не попала в число победителей парламентских выборов, этот политический проект можно назвать одной из главных сенсаций избирательной кампании. Согласно обработанных Центральной избирательной комиссией 96,04% протоколов, политсила заручилась поддержкой 2,24% избирателей (312 125 человек). Фокус расспросил специалистов в сфере информационных технологий, в чем секрет взрывного эффекта популярности партии, зародившейся и представленной в YouTube

Отметим, что сразу после обнародования результатов Национального экзит-полла, одной из самых обсуждаемых темой стало гарантированное финансирование деятельности из государственного бюджета политических сил, получивших не менее 2% голосов избирателей – Партия Шария (ПШ) находится в их числе.

Весь срок деятельности Верховной Рады IX созыва такие партии будут получать для осуществления своей партийной (уставной) деятельности средства из госбюджета. Об этом подробно говорится в законе "О внесении изменений к некоторым законодательным актам Украины относительно противодействия политической коррупции". Эта практика будет внедряться в Украине впервые в рамках реформы политических финансов, стартовавшей 1 июля 2016 года.

Зачем считать чужие деньги

Согласно закону, "ежегодный объем госфинансирования уставной деятельности политических партий составляет две сотых размера минимальной заработной платы, установленного на 1 января года... умноженный на общее количество избирателей, которые приняли участие в голосовании в общегосударственном многомандатном избирательном округе".

Телеканал "1+1" уже подсчитал, что "Сила и честь" претендует на 270 млн грн, "Оппозиционный блок" — на 200 млн грн, Партия Шария — на 190 млн грн; Радикальная партия — на 170 млн грн, "Украинская стратегия" — на 135 млн грн, "Свобода" — на 130 млн грн.

23 июля Анатолий Шарий дал ответ в своем видеоблоге в YouТube на сюжет ТСН и заявил своим сторонникам, что они теперь "стали миллионерами", а заодно поделился своими мыслями о новой практике:

• "Такое финансирование нужно для того, чтобы партии не искали финансирование у людей, которые будут в дальнейшем влиять на эти партии, то есть у олигархов. Но фишка в том в Украине получилась, что именно олигархические проекты плюс ко всему получают еще и из бюджета бабло…"

• "Надо платить только тем политсилам, которые мы уже знаем? Это копейки для тех политсил, которые получают в три, четыре раза больше, чем я"

• "Миллион долларов, может быть, и станет неплохим стартом, но это абсолютно не стимул для того, чтобы развиваться. Стимулы должны быть совсем другие".

• "Я думал запускать эти средства из госфинансирования на проекты – помощь людям на местах, что-то отремонтировать, чтобы четко проходило. Нельзя, говорят, надо четко расходовать на свою политсилу. Мы придумаем-что-нибудь"

Кто они

YouТube-канал "Анатолий Шарий" насчитывает 2 млн 188 тыс. 417 подписчиков. Для участия в досрочных парламентских выборах ПШ, созданная на базе партии "Объединенная Украина", основанной в феврале 2015 года, Центральная избирательная комиссия зарегистрировала список из 30 кандидатов в народные депутаты. Первый номер списка – Анатолий Шарий был снят с избирательной гонки за нарушение статьи 9 закона "О выборах народных депутатов Украины" как не проживающий в стране в течение пяти последних лет. Костяк списка ПШ составляют граждане возрастом от 23 до 45 лет. Среди них предприниматели, временно безработные, директора предприятий и журналист телеканала "НАШ". В одномандатных избирательных округах ПШ представляли пять кандидатов в депутаты, но ни один из них не стал победителем.

По данным 94,2% обработанных протоколов, наибольшая поддержка ПШ наблюдается в Донецкой области – 5,57%. Далее идут Одесская – 4,66%, Харьковская – 4,27%, Луганская – 3,73%, Запорожская области – 3,65%. Меньше всего ПШ пользуется популярностью во Львовской области (0,54%), Волынской (0,73%), Хмельницкой (0,81%), Закарпатской (0,82%) и Ровенской (0,84%).

Виртуальный вождь

Ни один из опрошенных Фокусом PR-менеджеров и политтехнологов не смог сказать утвердительно, что ПШ можно рассматривать исключительно как виртуальную политическую силу, стремящуюся выйти на уровень киберпартии. Никто не нашел ничего общего с венгерской виртуальной партией "Йоббик", созданной в 2003 году.

Политолог Михаил Чаплыга считает, что угрозы для страны подобные политические проекты не представляют.

"Партии могут заниматься проведением массовых мероприятий, акций протеста. Это разрешено законом. Думаю, что Партия Шария будет расходовать бюджетные деньги на партийные структуры, рекламу. В идеале, на распространение идеологии среди избирателей. Но нужно понимать, что в Украине идеологических партий нет. В стране такая практика, что деньги "смываются", уходят к ФОПам на разработку законопроектов, которые никому не нужны. По сути, это отмывание денег. Закон о финансировании партий – сам по себе хорош, но он работает в развитой демократии", – делится с Фокусом своими соображениями Чаплыга.

  Fullscreen

Политтехнолог Элина Слободянюк рассказала Фокусу, что ошибкой Шария была попытка влить молодое вино в ветхие мехи вождистской политсилы.

"Шарий собрал часть протестного электората, но я не верю в его дальнейший успех. Эта партия – не идеология по форме, она взяла новую интернет-форму, а по типу применила очень неудачный, но принятый и понятный формат партии имени себя любимого. В Европе политических партий имени Меркель не было и нет. Это партия вождистского типа. А смысл ее успеха в том, что она представила "новых лиц востока", идеологию имперского типа. Зеленский стал новым лицом для всех регионов страны, Вакарчук – на западе, а Шарий – это его зеркальное отражение на востоке, хотя партии нельзя сопоставлять по идеологии, а лидеров – по уровню известности", – говорит Фокусу Слободянюк.

Генеральный директор Комитета избирателей Украины Алексей Кошель не рассматривает ПШ как интернет-феномен. Эксперт больше находит в действиях Шария во время избирательной кампании "применение технологии провокаций, "красных флажков", массированной рекламной кампании в интернете".

"Мне жаль, что эта партия будет получать средства из госбюджета, потому что политсила известна украинофобскими высказываниями своего руководителя. Появление таких политсил подрывает идею самого финансирования партий", – негодует гендиректор КИУ, не исключая, что дискуссии вокруг ПШ могут привести к пересмотру практики финансирования партий за счет госбюджета. – "Важно сохранить финансирование политических партий. Нужно сохранять механизм гарантирования независимости партиям от влияния финансово-промышленных групп, иначе государству процесс будет обходиться в разы дороже".

Кошель напоминает Фокусу, что ПШ, по данным Национального экзит-полла, преодолевает 5% барьер в промышленных городах востока и юга Украины и не исключает, что в случае проведения внеочередных местных выборов, сможет обеспечить себе присутствие в местных органах власти.

Во избежание нерационального использования партиями бюджетных средств Кошель настаивает на принятии законопроекта, изменяющего пропорцию распределения финансов между центром и регионами. "30% – в центре, 70% – в областях. Запрет использования средств на рекламу. Они должны быть направлены на создание аналитических центров, проведение мероприятий партиями и так далее. Если необходимый документ не будет принят, траты партий могут быть абсурдными", – предупреждает Фокус Кошель.

Эксперт в сфере стратегических коммуникаций Денис Богуш считает, что "Слуга народа" – партия телевизора, а Партия Шария – партия интернета".

"Позиция видеоблогера жесткая, его заявления были на грани дозволенного, включали множество сепаратистских моментов, а правоохранительные органы бездействовали. Они не понимают разницы между проявлениями гибридной войны. Например, запрет 15 российских телеканалов. Их вещание на территории Украины – зло, а отстаивание блогером своей позиции – свобода слова", – считает Богуш.

Эксперт обращает внимание на риски, которые такие виртуальные партии могут принести стране, когда "под лозунгом "Снести старую систему власти" приходит к власти большая группа "новых некомпетентных людей", а ряд политсил получают возможность за бюджетные средства проводить спецоперации на территории Украины".

Тем не менее, Богуш слабо верит в способность ПШ стать полноценной партией. "Она будет выстреливать ближе к местным выборам. У нас 366 партий. Из них от 2% до 3% набрали десять партий. Все они пойдут на местные выборы", – утверждает Богуш, добавляя, что в Украине из 70% граждан, пользующихся интернетом, 10-15% являются политически ангажированными.