Доходный ряд. Как и сколько народные депутаты зарабатывают на своей профессии

Фото: Getty Images, Чесно
Фото: Getty Images, Чесно

19 августа председатель партии "Слуга народа" Дмитрий Разумков заявил, что считает зарплату нардепа, которая с доплатами достигает 50 тысяч гривен, хорошей, но недостаточной. Это вызвало бурные обсуждения, ведь депутатские зарплаты по меркам среднестатистического украинца не такие уж и маленькие. Но чаще всего народным избранникам не хватает легального заработка. Тогда они прибегают к другим способам пополнить свой бюджет, Фокус изучил, как "относительно честно" подрабатывают парламентарии

График работы народного депутата интенсивный. С субботы по понедельник он должен трудиться в своем мажоритарном округе и встречаться с избирателями. Даже если парламентарий избран по партийному списку, его закрепляют за конкретным регионом, который нардепу приходится регулярно посещать. Вторник, среда и четверг — дни для работы в сессионном зале. В пятницу, как правило, происходят заседания парламентских комитетов, где обсуждаются законопроекты и поправки к ним.

Достойно ли государство оплачивает такую работу? Время от времени в лагере законодателей возмущаются, что зарплаты не отвечают уровню нагрузки и ответственности, с которыми сопряжена их деятельность. Фокус разбирался, так ли это и чем парламентарии могут компенсировать нехватку средств.

Официальный заработок

С 2017 года зарплату депутата привязали к размеру прожиточного минимума. Согласно постановлению "О финансовом обеспечении деятельности народных депутатов Украины", должностной оклад спикера Верховной Рады равен 12 прожиточным минимумам, первого заместителя главы парламента — 11,5, заместителя — 11, руководителя комитета ВР — 10,5, замглавы комитета — 10,3, рядового члена комитета — 10.

С июля прожиточный минимум составляет 1,9 тыс. грн, так что новые депутаты могут рассчитывать на зарплату 19,4 тыс. грн. Но это только "голый" оклад. В дополнение к нему депутат может получить массу бонусов. Среди них надбавка за интенсивность труда, премия, средства на оплату помощников, компенсация за оплату жилья, связи, аренду помещения для работы в округе, проезд по Украине, а также командировочные. Кроме того, народные избранники обеспечены бесплатным медицинским обслуживанием, а также имеют право быть похороненными за счет государства.

Подавая декларации о доходах, парламентарии указывают информацию только о зарплатах. Разного рода компенсации в понятие "зарплата" не входят. Чтобы получить более точную информацию о доходах, следует проанализировать Закон "О государственном бюджете Украины на 2019 год". В нем указан зарплатный фонд народных депутатов — 496,4 млн грн. Выходит, что один парламентарий ежемесячно получает от государства в среднем 97,8 тыс. грн. Но может получить и больше, если постарается.

К примеру, если к окладу добавить надбавки и премии, выйдет примерно 55 тыс. грн. Остальные деньги из полагающихся ему почти 100 тыс. народный избранник может тратить по своему усмотрению. Так, компенсацию за аренду жилья в Киеве в июне сего года получил каждый третий депутат. В то же время есть депутаты, которые не отказываются от государственной компенсации, несмотря на то что обладают приличными квартирами в Киеве и домами в пригороде столицы. Например, у Игоря Молотка, избранного в парламент VIII созыва по мажоритарному округу в Сумской области и прошедшего в Раду IX созыва по тому же округу как беспартийный самовыдвиженец, есть дом под Киевом площадью 407 кв. м. У его жены — квартира в столице на 141 кв. м. Но это не мешает парламентарию ежемесячно получать компенсацию в размере 19,5 тыс. грн за аренду жилья. Данная сумма вычисляется на основе стоимости аренды номера в отеле "Киев", за который деньги перечисляют непосредственно отелю. Но парламентарий может получить эту же сумму на руки, если предоставит справку о том, что снимает квартиру. "Некоторые депутаты снимают жилье для своих помощников, а некоторые просто берут полагающуюся им сумму, скажем, на топливо для автомобиля. Ведь подделать договор аренды — раз плюнуть", — объясняет Фокусу Юлия, помощница народного депутата трех созывов. То же самое, по ее словам, касается зарплаты помощников. Кто-то делит их зарплатный фонд (46 000 грн) на двух-трех человек, а кто-то и вовсе обходится без помощников, кладя эти деньги себе в карман.

Руководство партии "Слуга народа", которая привела в новый парламент больше всего народных избранников, уже заявило, что Верховная Рада — не то место, куда идут за высокими зарплатами. Но вряд ли такие увещевания способны удержать депутатов от соблазна получить дополнительный, нелегальный, доход.

Fullscreen

Игра на кнопках. Руководство будущей фракции "Слуга народа" обещает, что в новом парламенте не будет кнопкодавства

С шестью нулями

Многие народные депутаты VIII созыва теряются, когда журналисты спрашивают у них об официальных зарплатах. Должно быть, потому что не помнят, сколько средств "капает" на их зарплатную банковскую карту. Это неудивительно с учетом того, что нередко парламентарии живут не на зарплату, а на "теневые" доходы, иногда в тысячи раз превышающие официальные.

Очень часто во время трансляции заседаний Верховной Рады страна могла лицезреть полупустой сессионный зал. В таком случае их коллегам, остающимся под куполом, приходится работать не только за себя, но и "за того парня". Вставил электронную карточку соседа в систему для голосования — и жмешь кнопки "за", "против" или "воздержался".

Один депутат за $5–10 тыс. в месяц может имитировать присутствие более чем пяти своих коллег. Если законопроект принципиально важен, а кнопкодавы не успели проголосовать за всех, кого "представляют", спикер снисходительно объявляет о повторном голосовании.

Несмотря на то что у Верховной Рады есть регламент, она работает по негласным законам, согласованным руководителями парламентских фракций. Поэтому депутаты не боятся заниматься кнопкодавством, сознательно нарушая закон. "Суммы, в зависимости от платежеспособности "спонсоров" фракции и активности конкретного депутата, могут быть разными. Лоббисты конкретных законопроектов предпочитают "оптовые закупки" голосов — через руководителей фракций и групп. В крайнем случае прибегают к скупке голосов внефракционных мажоритарщиков", — рассказывает Фокусу Дмитрий Синченко, эксперт Ассоциации политических наук.

В особых случаях с соблазнительными предложениями к депутатам обращаются в индивидуальном порядке. Например, в 2016 году представителю фракции Блок Петра Порошенко Андрею Вадатурскому предлагали взятку за то, чтобы он не голосовал за отставку правительства Арсения Яценюка. "Мне предлагали не наличные, а сказали так: "Знаем, что ты уже полгода борешься за строительство дороги Николаев — Днепропетровск. Можем решить этот вопрос. Только проголосуй как надо", — рассказывает Вадатурский.

Для многих народных избранников мандат служит способом лоббировать интересы своего бизнеса через продавливание соответствующих законопроектов, распределение бюджета, назначение своих людей на определенные должности и тому подобное.

Чтобы писать законы, парламентарию не обязательно юридическое образование. Нередко представители определенной бизнес-группы передают ему уже готовый законопроект. Все, что остается сделать, — вписать свою фамилию в графу "авторы законопроекта" и направить документ в секретариат Верховной Рады. А дальше "проталкивать" его слушания в комитетах ВР и на пленарных заседаниях. Например, депутат нескольких созывов Оксана Билозир долго специализировалась на законопроектах, связанных с культурой и социальной политикой. Но однажды неожиданно для всех выступила соавтором законопроекта "О рынке природного газа".

"Самый распространенный способ нелегального заработка депутатов — лоббирование на законодательном уровне интересов финансовых и банковских структур, энерготрейдеров, аграрных предприятий, — рассказывает один из бывших помощников народного депутата. — Спектр "услуг" широк: от положительного голосования в профильном комитете парламента вывода по законопроекту до личного депутатского обращения в госрегулятор той или иной сферы. Размер гонорара за такую деятельность составляет от $10 тыс. до $100 тыс.".

На потоках

Еще один популярный способ заработать — писать депутатские запросы в органы исполнительной власти, правоохранительные и контролирующие органы. Проигнорировать депутатский запрос адресат не может — за это грозит уголовная ответственность в связи с препятствованием деятельности народного депутата. 17 сентября 2015 года тогдашний генпрокурор Виктор Шокин продемонстрировал в парламенте оперативную съемку, на которой депутат от Радикальной партии Игорь Мосийчук озвучивал сумму за написание депутатского запроса. Тогда под прицелом десятков фото- и телекамер Мосийчука из Верховной Рады вывела "Альфа". Но парламентарий ответственности избежал: на его защиту встал суд, а Генпрокуратура в итоге отозвала ходатайство об аресте.

В июне прошлого года в СМИ попала переписка помощницы депутата Виталия Куприя с человеком, представляющим интересы нардепа от Радикальной партии Сергея Рыбалки. В ней "заказчик" просил поддержать с помощью запроса решение Соломенского суда Киева, которым Рыбалко признали потерпевшим в деле, инициированном Национальным бюро по борьбе с коррупцией. Из этой переписки вытекало, что за одно обращение в органы Куприй получает €5 тыс.

В среднем за каденцию один депутат пишет 20–50 запросов. Некоторые умудряются написать сотни. Например, внефракционный Олег Осуховский за пять лет работы подал 556 запросов, депутат от БПП Дмитрий Добродомов — 356 запросов, Александр Вилкул из Оппоблока — 256.

Вознаграждение не всегда происходит в денежной форме. В последнее время, по информации нескольких помощников народных депутатов, популярной формой расплаты с парламентарием за оказанные услуги стали золотые слитки, драгоценные камни, произведения искусства, дорогие часы и исторические артефакты. В новом созыве ВР эта тенденция, по всей видимости, сохранится. Во всяком случае до тех пор, пока парламентарии не изобретут новые, еще более безо­пасные способы личного обогащения.