Верховная Рада – меньше прав, меньше депутатов. Что теряют депутаты, кроме неприкосновенности

2019-09-03 20:47:03

2043 103
Верховная Рада – меньше прав, меньше депутатов. Что теряют депутаты, кроме неприкосновенности

Фото: Михаил Палинчак

Президент Владимир Зеленский внес в Верховную Раду законопроекты, направленные на изменение правил работы депутатского корпуса. Для воплощения президентских планов в жизнь требуется изменить Конституцию. Фокус разбирался, как реформы Зеленского отразятся на судьбе украинского парламентаризма

На сайте Верховной Рады можно ознакомиться с текстами пяти законопроектов, поданных президентом Владимиром Зеленским как неотложных. Два из них предусматривают внесения изменений в статьи 80 и 81 Конституции Украины. Первая из них касается неприкосновенности народных депутатов, вторая – определяет дополнительные основания для досрочного прекращения депутатских полномочий.

После внесения изменений в статью 80 Конституции (относительно неприкосновенности народных депутатов) (законопроект №7203), законодательная норма выглядит так: "Народные депутаты Украины не несут юридической ответственности за результаты голосования или высказывания в парламенте и его органах, за исключением ответственности за обиду или клевету".

Изменения в статью 81 Основного закона (относительно дополнительных оснований досрочного прекращения полномочий народного депутата) приводят к тому, что полномочия парламентариев прекращаются досрочно в случае установления Верховным судом факта неперсонального голосования, при отсутствии народного депутата без уважительных причин на трети пленарных заседаний Верховной Рады или парламентского комитета, "при факте несовместимости депутатского мандата с другими видами деятельности", а также "если в течение двадцати дней со дня возникновения обстоятельств, которые приводят к нарушению таких требований, эти обстоятельства им не устранены".

Кроме того, после изменения Конституции, депутаты лишаются мандата, если не входят в состав депутатской фракции той политической партии, благодаря членству в которой были избраны, а также в момент выхода из партии.

Материальная сторона

Проект закона №1017 о внесении изменений в статьи 76 и 77 Конституции предполагает уменьшение численного состава Верховной Рады и закрепление пропорциональной избирательной системы. Президент Зеленский предлагает сократить количество народных депутатов с 450 до 300.

В свою очередь, народные депутаты из фракции "Слуга народа" подали законопроект №1038, которым вносятся изменения в закон "О статусе народного депутата Украины", чтобы он соответствовал Конституции после поддержки парламентом инициатив Зеленского.

А проект закона №1035 расписывает подробно, в каких депутаты Верховной Рады теряют право на оплату своего труда в полном размере. "Если народный депутат без уважительных причин не принимает личного участия в более, чем одной трети пленарных заседаний Верховной Рады или более, чем половине заседаний комитета Верховной Рады, в состав которого он входит, в течение календарного месяца в течение одной очередной сессии Верховной Рады, он теряет право на выплаты, связанные с выполнением депутатских полномочий за этот календарный месяц на основании ведомостей относительно учета присутствия народных депутатов".

Кроме того, планируется изменить статью 26 регламента Верховной Рады, чтобы сделать "невозможным осуществление регистрации вместо народного депутата другим лицом".

Демократический режим

Юрист-конституционалист Юрий Ключковский в разговоре с Фокусом называет спорным увеличение оснований для досрочного прекращения полномочий народных депутатов.

"Если посмотреть на ход голосования во время первой сессии парламента IX созыва, то можно сделать вывод, что от присутствия многих нардепов ничего не зависело. Для чего их заставлять присутствовать в том месте, где они ничего не могут сделать? Почему нельзя заявить политический протест, покинув заседание, пойти против законопроекта, показать, что он несовершенен? Если меньшинство не имеет возможности высказать мнение путем внесения альтернативных законопроектов, а большинство будет бездумно "штамповать" свои проекты документов, то это все не соответствует природе парламента. Многое нужно продумывать, внедрять без дилетантского наскока", – предупреждает Фокус Ключковский, напоминая, что народные депутаты должны не только нажимать клавишу в сессионном зале, а осуществлять полноценную законодательную работу.

"Повышенная активность работы в первый день сессии мне напомнила сессию Верховного совета УССР, когда дважды за полгода принимались по полторы тысячи законов. Эти неприятные тенденции проистекают из лишения статуса неприкосновенности. Представьте, к примеру, будет сессия, на которой депутаты могли бы неправильно проголосовать. Неугодных накануне могут арестовать, а через пару месяцев выпустить, сообщив об ошибке. В мотивы вникать не хочу, но небезопасные моменты свидетельствуют об ослаблении роли парламента. Напомню, правительство подотчетно парламенту, а не президенту. Все полномочия определены Конституцией, а Украина является парламентско-президентской республикой. А у нас процессы начинают нивелироваться", – делится с Фокусом своими наблюдениями Ключковский, отмечая, что если оппозиция, которая осуществляет общественный контроль и имеет право голоса, лишается контрольно-законодательной функции, то в таком случае демократия превращается в политический режим.

Ключковский также утверждает, что изменения правил работы депутатского корпуса нацелены на то, чтобы они были подконтрольны, а не самостоятельны, хотя закон о статусе народного депутата говорит о свободе действий законодателей.

Первый заместитель председателя парламентского комитета по вопросам правовой политики и правосудия VIII созыва Леонид Емец, напротив, поддерживает изменения в работе депутатского корпуса.

"Речь идет об изменениях застаревших норм, когда законы Верховной Рады и постановления Кабинета министров базировались на поиске компромиссов между разными политическими силами, имеющими общую коалиционную программу действий. У нас сейчас абсолютное монобольшинство у власти. Изменения в законодательство носят технически-косметический характер и нормализируют реальное состояние дел. В виде нормативных документов оформляется нынешняя политическая реальность в стране. У президента есть большинство в парламенте, которое формирует исполнительную ветвь власти. Речь идет о полноте власти, но эти процессы – демократия", – рассказывает Фокусу Емец.

По его замечанию, раньше депутат-мажоритарщик был "неполноценным", поскольку Конституция запрещала формировать коалицию с его участием. "Такой депутат представлял округ, но не имел полномочий, прав на получение финансирования своей работы. Уменьшение состава большинства до 300 нардепов – так проявляется демократия. Ошибочный это шаг или нет – увидим по первым результатам", – не теряет оптимизма Емец.

Кроме того, он напоминает Фокусу, что половина законодательных инициатив, направленных на реформирование депутатского корпуса, была зарегистрирована прошлыми созывами Верховной Рады, однако проекты законов так и не нашли поддержки среди народных депутатов.

Loading...