Зеленский сегодня – это Кучма вчера. Почему новая власть решила сократить количество депутатов

2019-09-05 08:31:30

2715 42
Зеленский сегодня – это Кучма вчера. Почему новая власть решила сократить количество депутатов

Фото: УНИАН

3 сентября 258 народных депутатов отдали свои голоса за то, чтобы направить в Конституционный суд проект закона "О внесении изменений в статьи 76 и 77 Конституции Украины (относительно уменьшения конституционного состава Верховной Рады и закрепления пропорциональной избирательной системы"). Фокус заинтересовался, в чем суть нововведения и не стоят ли за этим фундаментальные изменения политического устройства

Как уже стало традицией для Верховной Рады IX созыва, чтобы принять постановление о том, чтобы проверить на соответствие Основному закону законопроект президента Владимира Зеленского и направить его в Конституционный суд, народным депутатам понадобилось не более десяти секунд. "За" голосовали 258 депутатов, из них 237 представляют фракцию "Слуга народа", 14 – "Батькивщину", один – депутатскую группу "За майбутне" и к ним добавились голоса пяти внефракционных депутатов. "Против" голосовали 27 человек, а 50 – воздержались.

Справедливости ради отметим, что голосованию предшествовало обсуждение предлагаемых правок. Чаще всего депутаты обращали внимание возможные риски.

Речь идет о сокращении конституционного состава Верховной Рады с 450 до 300 народных депутатов. Предлагаемые правки в статье 76 Конституции гласят, что народный депутат должен постоянно проживать в Украине не менее пяти последних лет и владеть государственным языком. Статью 77 Основного закона президент Зеленский предлагает дополнить следующим пунктом: "Верховная Рада выбирается по пропорциональной избирательной системе". Третья правка касается раздела XV "Переходные положения". Он должен быть дополнен пунктом 17, в котором говорится о том, что "Верховная Рада, избранная до вступления в силу закона, продолжает выполнять свои полномочия до следующих выборов народных депутатов".

В пояснительной записке к проекту закона, которая, по сути, совпадает с выводом парламентского комитета по вопросам правовой политики, акцент делается на том, что изменения осуществляются в рамках внедрения в жизнь парламентской реформы. Цель принятия законопроекта обозначается фразами: "реформирование отдельных аспектов статуса парламента" и "оптимизация общих основ статуса единого органа законодательной власти".

Меньше жителей – меньше депутатов

На вопросы народных депутатов отвечал с парламентской трибуны представитель президента в КС Федор Вениславский. По его словам, цифра 300 буквально снята с языка украинского народа.

"Если выйти на улицу и спросить граждан, согласны ли они с тем, что в Украине 450 народных депутатов, мы услышим в 90% случаев ответы, что много. Во-вторых, когда была закреплена в 1996 году норма Конституции, о которой сейчас идет речь, украинцев было более пятидесяти миллионов. Количество граждан существенно сократилось, поэтому пропорциональное представительство по отношению к гражданам народных депутатов, представляющих их интересы, тоже должно быть сокращено. Кроме того, выборы народных депутатов происходят на определенных конституционных основаниях – на основе свободных выборов общего, равного, прямого избирательного права, тайного голосования", – утверждает Вениславский.

 

По поводу перехода на выборы по открытым спискам, представитель президента отвечает, что "тип избирательной системы – вопрос политической целесообразности, но его нужно рассматривать в контексте других норм Конституции. Теперь для того, чтобы изменить закон с пропорциональной избирательной системы на другую, будет необходима ревизия Конституции. А это будет сделать невозможно". Он предупреждает, что тип избирательной системы станет "вопросом законодательного регулирования", то есть, его нужно прописать в законе о выборах народных депутатов или в Избирательном кодексе.

Следует отметить, что из уст представителя президента в КС так и не прозвучал ответ, откуда взялась цифра 300 и зачем видоизменять статью 77 Конституции при наличии принятого парламентом Избирательного кодекса, предусматривающего отказ от мажоритарной системы и проведение выборов по системе открытых списков.

Назад, в 2000 год

Примечательно, что Вениславский не смог толком ответить, почему именно до 300 человек предлагается сократить депутатский корпус. Все, что смог сказать представитель президента, так это сослаться на волеизъявление народа, "высказанное на всеукраинском референдуме".

Из его слов следует, что речь идет о референдуме, который проводился 16 апреля 2000 года по инициативе второго президента Леонида Кучмы. На голосование выносился вопрос реформирования системы государственного управления, в частности, переход на двухпалатную модель парламента. Тогда же на голосование ставилось сокращение числа народных депутатов до 300 человек. Верховная Рада отказалась имплементировать результаты референдума. Юристы и правоведы приравняли инициативу Кучмы к попытке юридически оформить в Украине диктатуру.

Лидер Социалистической партии Александр Мороз завил тогда: "Речь идет о том, что вторая палата парламента будет формироваться президентом лично из руководителей областных администраций. Если мы хотим такой парламент, который будет ставить конкретную черточку под законами, принимая их или не принимая, я думаю, мы далеко зайдем".

Фокус спросил министра юстиции в 2010-2013 гг. Александра Лавриновича, можно ли провести параллели между нынешней ситуацией и событиями 2000 года и получил однозначный ответ.

"Они прослеживаются. Но такая система наиболее распространена в Европе, и она не имеет привязки к административному устройству большинства европейских стран. В Украине мы имеем монополию власти в Верховной Раде избранного президента. В этой ситуации могут быть совершены общегосударственные ошибки в пользу отдельной группы лиц. Чтобы предотвратить узурпацию власти одного лица или политической партии важно иметь сенат, верхнюю палату, наделенную правом назначать должностных лиц", – перечисляет Лавринович.

По его замечанию, если в Основном законе будет закреплена пропорциональная избирательная система, то возникает риск утратить представительскую функцию Верховной Рады – "делегирования гражданами права голоса принимать решения конкретному лицу". "Уменьшение конституционного большинства до 300, снятие с народных депутатов неприкосновенности, право досрочно прекратить их полномочия – это три вопроса из четырех, которые выносились на референдум в 2000 году. Осталось принять только закон о верхней палате", – предупреждает Фокус Лавринович.

Количество и качество

Генеральный директор Комитета избирателей Алексей Кошель обращает внимание Фокуса, что в мире существует порядка ста моделей избирательных систем с открытыми списками, соответственно, отсутствие конкретного типа пропорциональной системы в тексте статьи Конституции открыло бы возможности для манипуляций.

"Не выдерживает критики утверждение, что сокращение народных депутатов позволит сэкономить бюджетные средства. Существует множество других статей, по которым можно оптимизировать статью растрат: автопарк, помещения, санатории… Я считаю, что 300 парламентариев – слишком мало. 350 – более-менее обоснованный показатель. Также мне не нравится, что законопроекты не прошли ни экспертного, ни общественного обсуждения. Таким образом, снижается уровень демократии, сокращаются возможности поддержания взаимосвязи депутатов с избирателями", – делится наблюдениями с Фокусом Кошель.

 

Председатель правления гражданской сети "ОПОРА" Ольга Айвазовская утверждает, что количество народных депутатов должно рассчитываться "через призму обеспечения представительства различных групп избирателей, перспектив, эффективной работы комитетов Верховной Рады, а также непосредственно работы депутатов с избирателями".

Что касается целесообразности сокращения депутатов парламента до 300, специалист по избирательному праву говорит: "Нет международных стандартов. Здесь в большей мере срабатывает исторический аспект, территориальное административное устройство, географическое положение, избирательная система".