10 шагов к импичменту. Можно ли при помощи нового закона отстранить Зеленского

Фото: Михаил Палинчак
Фото: Михаил Палинчак

28 минут! Именно столько времени потребовалось народным депутатам, чтобы принять закон об импичменте президента, – закон, который обещали проголосовать народные депутаты как минимум двух предыдущих созывов Верховной Рады. За соответствующий законопроект проголосовали 245 "слуг народа". Фокус разбирался - можно ли теперь будет уволить главу государства в любое время, если к нему возникнут вопросы уголовного характера

Related video

10 шагов к импичменту

Законопроект 1012 об импичменте президента был подан в Верховную Раду 29 августа – в первый день работы парламента нового созыва. Его автор – президент Владимир Зеленский. В документе объемом 20 страниц, от А до Я выписана процедура отстранения главы государства с поста. Если не вдаваться в юридические детали, то президента с поста можно уволить в десять шагов.

Все начинается с письменного представления – 226 народных депутатов озвучивают требования создать временную следственную комиссию по вопросу импичмента президента в связи с подозрением в совершении им "государственной измены или другого преступления" (под "другим преступлением" имеется в виду любое преступление, предусмотренное Уголовным кодексом Украины. – Фокус). Возможность отзыва подписей исключена.

Далее требование 226 депутатов выносится на рассмотрение в сессионный зал. Парламентарии простым большинством голосуют, создавать Следственную комиссию или нет. Третий этап – непосредственное создание временной следственной комиссии. В нее входят депутаты (пропорционально от всех фракций и групп), спецпрокурор (предлагает инициатор импичмента) и следователи (предложения от фракций и депгрупп). Комиссию нужно создать в течение 30 дней с момента голосования о ее формировании. Не успели – всю процедуру нужно начинать сначала.

Чем занимается Следственная комиссия? Ее главная задача – собрать доказательства вины президента и по итогу подготовить свои выводы, которые будут рассмотрены в зале Верховной Рады. Как только выводы комиссии попадают в сессионный зал, начинается их обсуждение (но если президент согласен с обвинением, то этап обсуждений упускается), которое заканчивается тайным голосованием. Нужно собрать 300 голосов, чтобы продолжить процедуру импичмента.

Не хватает голосов – процедура прекращается, набралось – депутаты направляют два обращения: первое в Конституционный суд для получения выводов, придерживалась ли Верховная Рада Основного закона, проводя процедуру импичмента, второе – в Верховный суд, который должен сказать, усматриваются ли в действиях президента признаки госизмены или других преступлений. Суды выносят решения. Если негативные – процедура импичмента прекращается и спикер Верховной Рады приносит публичные извинения перед президентом, если позитивные – депутаты вновь голосуют. Только в этот раз для отстранения президента с поста нужно заручиться поддержкой трех четвертей депутатского корпуса. Если наберется 338 голосов "за", президент будет считаться отстраненным с поста. Верховная Рада объявит о проведении досрочных выборов президента. И пока нового главу не изберут, его обязанности будет выполнять спикер Верховной Рады.

А идите-ка вы в суд

Принятие данного законопроекта закончилось огромным скандалом в парламенте. Депутаты, не входящие в состав монобольшинства, обвинили коллег в вопиющем нарушении Регламента при рассмотрении законопроекта об импичменте. Главное нарушение: закон был принят сразу в двух чтениях, депутаты лишились возможности внести в него свои поправки, замечания, зарегистрировать альтернативные законопроекты.

"Принятие закона с нарушением Регламента – это прямой путь к отмене закона. Возможно, в этом и была задумка: попиариться, сохранить неприкосновенность президенту, выписать такой механизм, чтобы никто никогда не смог снять президента", – сказал в кулуарах парламента глава фракции "Европейская солидарность" Артур Герасимов. Депутат отметил, что принятие законопроектов с нарушением Регламента не только убивает парламентаризм в Украине, но и сильно бьет по инвестиционной привлекательности страны. "Инвесторы смотрят заседание (Верховной Рады. — Фокус) и видят, условно говоря, что парламент едет на красный свет со скоростью 120 километров в час и говорит: "А нам так можно". Будут они вкладывать деньги сюда?" – сгущал краски Герасимов.

Принимая законопроект об импичменте, народные депутаты не только нарушили Регламент Верховной Рады, но и Конституцию. Об этом в комментарии Фокусу заявил экс-замглавы ЦИК Андрей Магера. "Нарушена статья 93 Конституции Украины, в которой сказано, что депутаты имеют право подавать законопроекты. В свое время было решение Конституционного суда, который растолковал, что в этой статье речь идет не только о праве депутатов подавать законопроекты, но и вносить поправки, предложения. 10 сентября при рассмотрении законопроекта об импичменте такое право парламентариев было нарушено", – сказал Магера.

Будут ли недовольные депутаты, к мнению которых "Слуга народа" не прислушалась при рассмотрении законопроекта об импичменте, обращаться в Конституционный суд, пока неизвестно. В кулуарах парламента такая готовность озвучивается, в частности представителями фракции "Оппозиционная платформа – За жизнь", но официального заявления еще не было. "Даже если сейчас никакая фракция не обратится в Конституционный суд, то нельзя исключать, что это будет сделано через месяц, год или даже в момент, когда будет запущена процедура импичмента", – отмечает в комментарии Фокусу внефракционный народный депутат Сергей Лабазюк.

Но даже если такое обращение и подадут, то достоверно сложно сказать, когда стоит ожидать вердикта Конституционного суда. "На рассмотрении депутатского обращения в Конституционном суде отводится максимум шесть месяцев. Но отсчет идет не с момента поступления обращения в суд, а с момента, когда Конституционный суд открыл производство. А время для открытия производства не регламентируется", – уточняет Андрей Магера.

Представители пропрезидентской фракции отрицают, что при рассмотрении законопроекта об импичменте были нарушения Регламента. А спешили с принятием закона, поскольку стыдно перед людьми. "Мы сегодня так настойчиво голосовали и в первом чтении, и в целом, потому что сразу же после того как приняли закон о снятии неприкосновенности мы выходим на улицу и говорим людям, а они спрашивают: "А что с импичментом президенту? Вы тоже обещали", – сказал в кулуарах парламента глава фракции "Слуга народа" Давид Арахамия. – Мы не видим никаких нарушений Регламента. Это во-первых. Во-вторых, по всем законопроектам, которые мы уже проголосовали, всегда оппозиция говорит: "Нарушение Регламента".

Зеленскому точно не стоит опасаться

Парламентарии имеют замечания не только к процедуре принятия законопроекта, но и к его сути. Уверяют, что документ выписан так, что президента отправить в отставку просто невозможно, не говоря уже о том, чтобы привлечь к уголовной ответственности. "Назову только самые "невозможные" в реализации пункты закона. Первое: слишком высокий депутатский порог при принятии решения по импичменту – 338! На практике собрать столько голосов нереально. И не только сегодня, когда пропрезидентская фракция имеет 254 голоса, но и в будущем. Нужно снижать порог хотя бы к 300 голосам. Второе: в законе нет временных ограничений, когда Конституционный и Верховный суды должны вынести свои решения. Рассмотрение депутатского обращения может тянуться вечно. Третье: в данном законе прописана амнистия для президента – если президент сам подаст в отставку, то он может избежать ответственности", – озвучил в комментарии Фокусу основные замечания к законопроекту народный депутат от "Голоса" Роман Лозинский.

К слову, даже если президенту объявят импичмент, то это не означает, что он будет автоматически привлечен к уголовной ответственности. "Какова дальше судьба президента? Все зависит, на каком этапе будет уголовное производство в отношении него. Разные варианты возможны: сразу же после голосования задержат при выходе из Верховной Рады, как это было с депутатом Мосийчуком, или же только со временем экс-главу государства будут вызывать на допрос…" – пояснил в комментарии Фокусу адвокат Иван Либерман.

Если говорить о президенте Владимире Зеленском, то, по словам народного депутата от "Европейской солидарности" Софии Фединой, ему при наличии огромной фракции вообще нечего опасаться. Процедура импичмента (если такая будет в отношении него) может быть заблокирована практически на старте. "Следственная комиссия формируется по пропорциональному принципу. А это означает, что в такой комиссии большинство будет от "Слуги народа". Решение может быть заблокировано в самом начале, задолго до голосования в 338 голосов", – сказала Фокусу Федина.

Парламентарии- старожилы уверяют: для того чтобы президента сделать ближе к народу и ответственности перед законом, нужно идти другими путями. К примеру, вместо того чтобы принимать сложные процедуры импичмента, которые и так предусмотрены статьей 111 Конституции Украины, следует внести изменения в статью 105 Основного закона – просто лишить президента неприкосновенности. Или же "упрощать" статью 111 Конституции Украины. По мнению народного депутата Верховной Рады 8-го созыва Виктории Пташник, когда выписывался Основной закон страны, то в него включили две мировые модели импичмента: наличие признаков государственной измены или другого преступления, а также ¾ голосов депутатов. "Но, как правило, в мире выбирают одну из этих моделей – либо политический импичмент, и тогда действительно нужен повышенный кворум, но без дополнительных условий, или наличие совершенного преступления, но тогда не нужен огромный кворум. В нашей Конституции умышленно соединены две модели, чтобы провести импичмент было невозможно", – отмечает Виктория Пташник.

Сейчас вопрос с законом об импичменте на стороне президента Владимира Зеленского. После того как документ подпишет спикер Дмитрий Разумков, законопроект ляжет на стол президенту. У главы государства будет 15 дней, чтобы его подписать или ветировать. После подписания закона президентом его напечатают в официальных изданиях "Голос Украины" и "Урядовый курьер" – с этого дня он вступит в силу.