Реформа Офиса генпрокурора. Виктор Чумак: "Военное подразделение в прокуратуре останется"

Фото:  Андрей Гудзенко / LIGA.net
Фото: Андрей Гудзенко / LIGA.net

Закон о реформе прокуратуры вступил в силу. Фокус разбирался, с каких шагов начнется становление новой прокуратуры и побеседовал с заместителем генерального прокурора - главным военным прокурором Виктором Чумаком

23 сентября президент Владимир Зеленский подписал закон о первоочередных мерах по реформе органов прокуратуры. С момента регистрации законопроекта, до его подписания президентом, прошло меньше месяца. 29 августа Зеленский внес документ в парламент как неотложный, а уже 19 сентября народные депутаты 259 голосами поддержали инициативу главы государства. Отметим, ко второму чтению законопроект готовился с сокращенным сроком подготовки.

Закон вносит кардинальные изменения в системе органов прокуратуры. Так Генеральная прокуратура становится Офисом генпрокурора, региональные прокуратуры превращаются в областные, а местные – в окружные. Ликвидируется главная военная прокуратура. Граничная численность прокуроров оставит 10 тыс. человек, против 15 тыс. на сегодня. Генпрокурор получит право на неограниченное количество заместителей, в действующем законе их четыре. После публикации приказа генпрокурора об утверждении новой организационной структуры органов прокуратуры, все прокуроры будут считаться предупреждены о возможном предстоящем увольнении. Прокурор может сохранить должность, если пройдет аттестацию. Она будет состоять из тестирования и собеседования, которые будут проводить кадровые комиссии. Прокуроры будут подавать декларацию добропорядочности и родственных связей. Вместо академии прокуратуры предлагается создать тренинговый центр. Примечательно, что до 1 сентября 2021 года останавливается деятельность Квалификационно-дисциплинарной комиссии прокуратуры и Совета прокуроров. Это органы прокурорского самоуправления, которые среди прочего принимали решения по кадрам.

Руслан Рябошапка во время выступления в Верховной Раде, при своем назначение на должность генпрокурора, заявлял, что на определенном этапе КДКП и Совет прокуроров могут тормозить перезагрузку прокуратуры.

"Органы прокурорского самоуправления - квалификационно-дисциплинарная комиссия прокуроров и Совет прокуроров - являются важными элементами для обеспечения независимости прокуроров. Но на определенном этапе эти органы могут стать, собственно, тормозом для осуществления обновления или перезагрузки прокуратуры. Очевидно, что после того, как органы прокуратуры пройдут эту перезагрузку, когда будет сформирован новый состав новыми прокурорами этих органов прокурорского самоуправления, тогда они смогут эффективно работать снова", – говорил Рябошапка.

Бывший заместитель генерального прокурора Алексей Баганец говорит, что в президентском законе есть угроза, что все кадровые решение в органах прокуратуры будет принимать один человек.

"Логично, что генпрокурор должен отвечать за кадры, но получится ситуация, что он единолично будет формировать прокурорский состав. Сейчас этим занимается КДКП и Совет прокуроров. По моей информации, на сегодняшний день, открыто более 1,5 млн уголовных производств, для каждого из них нужен процессуальный руководитель, то есть прокурор. Представьте ситуацию, что случится, когда прокуроров начнут увольнять, а назначение затянется. Первыми ощутят на себе потерпевшие стороны", – говорит Фокусу Баганец.

По его словам, перезагрузка системы прокуратуры в Украине необходима, но все будет зависеть от честности и эффективности отбора кадров.

"Важно, чтобы не получилось, как при бывшей власти, когда через закон о люстрации прокуратура потеряла большое количество опытных и ценных кадров", – отмечает Баганец.

Открытый офис

Несмотря на ликвидацию главной военной прокуратуры, 11 сентября Рябошапка назначил свои заместителем-главным военным прокурором Виктора Чумака. Позже Чумак заявил, что вместо военной прокуратуры будет создана специализированная прокуратура противодействия преступлениям в сфере национальной безопасности и обороны.

"Сейчас работаю над структурой нового органа, если генпрокурор ее утвердит, мы сразу же опубликуем. Если завернет, придется дорабатывать. Скажу точно, что все прокуроры будут гражданскими, но с уклоном работы в специфике вопросов обороны и безопасности", – рассказывает изданию Чумак.

По его словам, группа экспертов разрабатывает тестирование для набора новых прокуроров в структуры Офиса генпрокурора. Он уточняет, что действующие прокуроры не будут массово уволены, но им нужно будет пройти новый отбор.

"Смотрите, Офис генпрокурора – это не просто новое название, это новое юридическое лицо, новая структура, куда будут набираться новые кадры. Так будет по всем структурным подразделениям, военное в том числе. У действующих прокуроров будет возможность пройти отбор. Более того, мы предоставим им возможность пройти его в первую очередь", – объясняет Чумак.

Вместе с тем, он не исключает, что реформа прокуратуры может быть заблокирована в судах. Поскольку на сегодняшний день украинские суды могут принять любое решение по поданным искам.

Особые полномочия

Бывший заместитель военного прокурора Центрального региона Анатолий Маркевич считает, что ликвидация военной прокуратуры в период военных действий была бы ошибочным решением.

"С началом боевых действий на Донбассе мы уже сталкивались с подобной ситуацией. В 2014 году военной прокуратуры уже не было, в местах боевых действия местная милиция и прокуратура прекратили выполнять свои функции. Это привело к полному беззаконию на указанных территориях. Боевые действия не закончились, мы постоянно ждем эскалации конфликта, поэтому отказываться от военной прокуратуры преждевременно", – говорит он Фокусу.

Маркевич напоминает, что у военной прокуратуры нет функции следствия, ее передали Государственному бюро расследований. Территориальные управления ГБР находятся на расстояние 250-300 км от зоны возможных боевых действий.

"В свое время Матиос (бывший главный военный прокурор - Фокус) запретил следователям с опытом расследований проходить конкурс в ГБР, а в самом бюро нет кадров с необходимым уровнем подготовки. Кроме того, вряд ли сотрудники ГБР будут выезжать на преступления за 250-300 км", – отмечает эксперт.

Сами военные прокуроры говорить на тему будущей реформы не хотят, по причине непонимания, как будут проходить изменения.

"Какое может быть настроение и ожидание, если люди годами работали на своих местах, а теперь все наново", – заявил собеседник издания в военной прокуратуре Центрального округа.

Напомним, 2 сентября на встрече президента Зеленского с руководством Верховной Рады, Кабинета министров и правоохранительных органов, генпрокурор Рябошапка назвал основные задачи, стоящие перед его ведомством. Среди них – перезапуск, обновление и очищение Генпрокуратуры, системный перезапуск всей системы уголовной юстиции и защита интересов бизнеса, работающего на законных основаниях.