Подайте "Слуги" ради! На чьи деньги живет и проводит избирательные кампании партия "Слуга народа"

Фото: Getty Images, Любовь Величко
Фото: Getty Images, Любовь Величко

Владимир Зеленский не раз заявлял, что главный спонсор его политической активности вовсе не Игорь Коломойский. Но вместе с тем публично ни разу не обращался к единомышленникам с просьбой финансово поддержать его команду. Такая безынициативность выглядит странно, ведь уже на старте предвыборной гонки сторонников у "Слуги народа" хватало. Так, в первый месяц парламентской избирательной кампании только на официальном сайте Владимира Зеленского и его команды десятки тысяч человек внесли свои персональные данные для получения членства в "Слуге народа", а видео на YouTube-канале "Команда Зе" набирали более сотни тысяч просмотров. Если бы аудитория узнала, что партия нуждается в деньгах, миллионы украинцев наполнили бы ее кассу небольшими, по 10–100 грн, пожертвованиями. Но "слуги" этим путем не пошли.

Данные из финотчетов "Слуги народа" говорят о том, что почти все пожертвования от физических лиц поступали в ее партийную казну суммами от нескольких сотен тысяч до 1,6 млн грн. По нашим подсчетам, более 97 млн грн партия получила от спонсоров суммами 1 млн грн и больше. Выходит, основные жертвователи "Слуги народа" — пусть гривневые, но все же миллионеры. Но кто эти люди?

Самофинансирование

Закон позволяет финансировать политические партии отдельным людям, частным компаниям и общественным организациям. Максимальная сумма пожертвования от частных жертвователей в течение одного года не должна превышать 400 размеров минимальной заработной платы, то есть 1,67 млн грн (4173 грн × 400 = 1 млн 669 тыс. 200 грн). Юридические лица могут поддержать партию вдвое большей суммой — 3,34 млн грн.

На президентских выборах Владимира Зеленского поддержали только семь членов партии "Слуга народа", которые впоследствии стали народными депутатами или членами Кабмина. Нынешний спикер парламента Дмитрий Разумков, например, пожертвовал в избирательный фонд кандидата Зеленского 98 тыс. грн, юрист Алина Загоруйко — 149 тыс. грн, актер "Квартала 95" Юрий Корявченков — 300 тыс. грн, вице-премьер-министр — министр цифровой трансформации Михаил Федоров, курировавший digital-направление президентской кампании Зеленского, — 1,5 млн грн.

С 1,2 млн грн расстался также киевский адвокат Александр Качура, перечислив их в избирательный фонд "Слуги народа", по списку которой в результате прошел в парламент. "У меня до работы в Раде был успешный бизнес. Мы сопровождали топовых клиентов. Моих запасов еще лет на 5–10 хватит", — объясняет причину своей щедрости Качура.

Эксперт по энергетике Виктор Куртев говорит, что пожертвовал в избирательный фонд партии 1,5 млн грн, потому что "поверил Зеленскому". Аргументация размера пожертвования звучит так: "Потому что по закону есть ограничения для физического лица — 1,6 млн грн". То есть мог и больше.

Fullscreen

Организация-призрак. Салон красоты по адресу: Киев, ул. Регенераторная, 4 есть, а общественной организации "Команда Зеленского" — нет

Бедные, но щедрые

Между тем Александр Корниенко, руководивший предвыборным штабом "Слуги народа" во время парламентской кампании, утверждает, что политическая сила собрала деньги путем рекордного количества небольших пожертвований сторонников партии. "Наша кампания прошла за счет большого числа доноров. Это физические лица, дававшие небольшие суммы, но их очень много". Проанализируем и эту версию.

В публичном отчете видны лишь полное имя спонсора и населенный пункт, в котором он проживает. Остальные данные (идентификационный код и точный адрес) есть только в Национальном агентстве по предотвращению коррупции (НАПК). Но даже этого достаточно, чтобы сделать вывод: лишь 23 спонсора пожертвовали партии меньше 1 тыс. грн.

В финансовых отчетах "Слуги народа" есть много примеров, когда миллионные пожертвования поступали от нескольких членов одной семьи. Например, соучредитель студии "Квартал 95" Борис Шефир и трое его родственников суммарно пожертвовали 5 млн грн. Виталий Корниенко, брат идеолога партии Александра Корниенко, перевел на деятельность "слуг" 1,5 млн грн.

Миллионные пожертвования в пользу партии давали не только коллеги и друзья Владимира Зеленского, но и богачи из разных уголков Украины. Откуда они взяли деньги — непонятно. Мы искали имена миллионеров в бизнес-реестрах Министерства юстиции и выяснили, что в большинстве случаев такие благотворители собственниками или руководителями фирм и предприятий не являются. Более того, 45 из них живут в сельской местности.

К примеру, в крошечном селе Пески Одесской области обитает семья Ивашковских. Она не владеет никаким бизнесом, зато от семейного бюджета в пользу избирательного фонда "Слуги народа" оторвала почти 4 млн грн. По 1,5 млн грн на партийные нужды перечислили супруги Сергей и Светлана, еще 950 тыс. грн — их сын Денис.

По словам Елены Гой, заместителя руководителя Департамента по вопросам предотвращения политической коррупции НАПК, часто селяне, жертвующие значительные суммы в пользу партии, даже не подозревают об этом. Потому что партия ворует их персональные данные и вписывает в финотчет. "Если у нас возникает подозрение, что партия завела деньги через подставных лиц, мы пишем письма этим людям и задаем вопрос: действительно ли они давали деньги на политсилу? Если человек отвечает, что не перечислял денег или давал, но чужие, потому что его попросили об этом, мы передаем данные в полицию, которая расследует уголовное дело о подделке документов", — объясняет Елена Гой.

"Как показывает практика, подставных лиц партийные сотрудники берут из партийных баз данных, — добавляет Дмитрий Синченко, председатель общественной организации "Ассоциация политических наук". — Это базы, например, членов участковых избирательных комиссий или наблюдателей, в них содержится подробная информация о каждом, включая паспортные данные и счета".

По словам Игоря Фещенко, аналитика общественного движения ЧЕСНО, партии действительно воруют персональные данные, но не так часто, как раньше. Теперь, чтобы избежать уголовного преследования и громких скандалов, они платят "спонсорам" за то, что те позволяют оформлять благотворительные взносы на свое имя. "Я встречал человека, которому предлагали 1 тыс. грн за то, что он перечислит партии деньги. В таких случаях люди говорят: "Да, я давал средства. А откуда я их взял — не ваше дело", — говорит Фещенко.

Бумажные активисты

Не один миллион в пользу "Слуги народа" пожертвовали общественные организации, созданные накануне или во время предвыборной кампании членами команды Зеленского.

Например, 28 января сего года уже упомянутый Михаил Федоров основал общественную организацию "Команда Зе". Через два месяца эта организация профинансировала деятельность партии "Слуга народа" на 3,3 млн грн. Согласно данным Министерства юстиции, офис ОО "Команда Зе" находится в нежилом помещении №1, расположенном в отдаленном уголке столицы по адресу: ул. Смолича, 6. Но, как выяснил Фокус, по данному адресу никаких организаций нет. Более того, в указанном доме нежилого помещения №1 тоже не существует, если, конечно, не считать таковым ячейку для веников и швабр.

И это не единственная виртуальная общественная организация Михаила Федорова. 11 марта 2019 года Елена Брензей передала в пользу партии 300 тыс. грн, а ровно через неделю Федоров вместе с ней основал ОО "Команда Зеленского". Организацию зарегистрировали в квартире №356 на 8-м этаже ЖК "Комфорт Таун" в Киеве. Вот только ее владельцу забыли об этом сообщить. "А вы кого ищете?" — удивленно спросил заспанный парень в семейных трусах, открывший дверь корреспонденту Фокуса. На вопрос о том, здесь ли находится ОО "Команда Зеленского", он ответил: "Впервые слышу. Никаких организаций здесь нет".

Fullscreen

Спонсор-должник. Компания "Ветек-Киев", пожертвовавшая "Слуге народа" почти 3 млн грн, скрывается от ГФС

Еще один спонсор партии — ОО "Лига волонтеров" — также появилась на свет за несколько недель до начала президентской избирательной кампании. Если верить документам, организация находится в Киеве на закрытой территории воинской части, расположенной по ул. Дегтяревской. "Лига волонтеров" не пожалела для "Слуги народа" 2 млн грн, перечислив деньги на счет партии. Но здешние офицеры категорически отрицают факт присутствия на территории части какого-либо офиса. Мы позвонили по телефону, указанному "Лигой волонтеров" в поданных в Минюст регистрационных документах. Трубку поднял молодой человек, который отказался представиться. "Этот номер неактуальный. Я в этой организации больше не работаю и ничего не могу о ней сообщить", — сказал он и бросил трубку.

Подобные ситуации в Украине не редкость. Общественные организации часто указывают "левые" контактные данные и юридические адреса. Многие из них существуют лишь на бумаге, потому что единственное предназначение таких организаций — скрывать имена реальных спонсоров той или иной партии. Ответственность за такое положение дел лежит на Министерстве юстиции, которое должно проверять достоверность данных, предоставляемых юридическим лицом при регистрации. И хотя НАПК регулярно сталкивается с виртуальными офисами жертвователей, повлиять на Минюст не может. "Формально закон не запрещает общественным организациям финансировать партии. Политики пользуются этим пробелом в законодательстве, — объясняет Игорь Фещенко из ЧЕСНО. — Это очень удобно, потому что ОО не обязана называть имена людей, давших ей средства. Когда мы общаемся с руководителями таких организаций, они обычно говорят, что не получили согласия своих жертвователей о разглашении их имен. Поэтому выяснить происхождение финансов невозможно".

Состоятельные банкроты

Партию "Слуга народа" финансировали и частные компании. Перечисляли суммы от нескольких сотен тысяч до нескольких миллионов гривен. Логика подсказывает, что такие широкие жесты может делать лишь процветающий бизнес, но государственные реестры демонстрируют совсем иную картину.

Значительная часть компаний-спонсоров имеют проблемы с законом, существуют лишь на бумаге или подозрительно часто переходят от одного владельца к другому. Например, по адресу ул. Бориса Гмыри, 9, в Киеве зарегистрирована торговая компания ООО "Ветек-Киев". Она пожертвовала на деятельность "Слуги народа" 2,9 млн грн. Но по указанному адресу мы нашли только офис охранной фирмы, химчистку и сервисную компанию по ремонту лифтов. "Ветек-Киев" не зря скрывается: в 2018-м налоговые органы выяснили, что она подписывала миллионные договоры с компаниями, имеющими признаки фиктивности. Так возник налоговый долг 42 млн грн, который "Ветек-Киев" пытается оспорить в суде.

Также с Государственной фискальной службой судится ООО "Ставрайз", пожертвовавшее партии "Слуга народа" 3,3 млн грн.

Fullscreen

Офис в камуфляже. По адресу, указанному в документах "Лиги волонтеров", расположена воинская часть

Некоторые благотворители-миллионеры зарегистрированы по одному адресу. В многоквартирном 23-этажном доме в спальном районе Киева в соседних помещениях "проживают" сразу два спонсора-миллионера: ООО "Сидс Сервис" (перечислило на счет партии 3,3 млн грн), если верить регистрационным документам, прописано в офисе №904, а ООО "Торговый дом "Эко-лидер" (перечислило "слугам" 1,9 млн грн) — в офисе №904а. Телефонов для связи у этих компаний нет, а офисов с указанными номерами по данному адресу мы не нашли: нумерация помещений завершается номером 441.

Кроме того, Фокус обнаружил, что более десяти компаний, которые жертвовали миллионы "Слуге народа", делали это через несколько дней или недель после смены собственника. Например, учредитель ООО "Агроче Плюс" поменялся 11 марта, а через два дня компания пожертвовала "слугам" 3 млн грн, на этой же компании висит налоговая задолженность в размере 130 тыс. грн. Собственник "Правис Тайм" сменился 4 марта, а 15 апреля 2,5 млн грн с ее счетов перешли на счет "Слуги народа".

По словам Елены Гой, узнать больше о работе конкретной компании-спонсора НАПК помогает Государственная фискальная служба. Она сообщает о доходах фирмы и ее конечных бенефициарах. "Если видим, что это подставная фирма или компания с признаками фиктивности, сразу сообщаем об этом в полицию. Кстати, мы всегда с радостью принимаем информацию и от рядовых граждан", — добавляет Гой.

Эксперты в сфере партийных финансов в один голос твердят о том, что проблему непрозрачности финансирования партий следует решать системно. Например, привязать максимальную сумму пожертвования к размеру официальных доходов гражданина или компании — скажем, не более 20% годового дохода. Тогда миллионные взносы смогут платить только действительно богатые люди и бизнес.