Николай Азаров о том, каких подвохов ожидает от Юлии Тимошенко

Новоиспеченный начальник штаба кандидата в президенты Виктора Януковича – о том, каких подвохов ожидает от кандидата в президенты Юлии Тимошенко

Related video

Назначение Николая Азарова стало заключительным аккордом истории несостоявшейся коалиции ПР и БЮТ, притом достаточно символичным. Азаров не входит ни в одну из так называемых групп в ПР – ни в ту, что была за коалицию (люди Ахметова – Колесникова, Клюева), ни в ту, что негативно относилась к этому союзу (люди Фирташа – Левочкина), и ассоциируется лично с Виктором Януковичем, который и разорвал переговоры.

Впрочем, вряд ли стоит говорить о том, что в этом духе самостоятельности Януковича пройдет вся его избирательная кампания, ведь начальниками штабных подразделений при Азарове будут те же Борис Колесников и Сергей Левочкин. Однако обсуждать эти кадровые нюансы Азаров не хочет. При этом охотно говорит о досрочных парламентских выборах – он за то, чтобы они состоялись до президентских: к этому времени нужно убрать Тимошенко из Кабмина.

– Почему Янукович не сообщил о своем решении основным переговорщикам в Партии регионов? Может быть, потому что не доверяет им?
– Могу говорить только за себя. Я с само-го начала не был сторонником союза с БЮТ, хотя видел в этом решении определенный позитив, так же, как и негатив. Позитив связан с тем, что необходимо стабилизировать политическую ситуацию, выводить страну из экономического спада. Негатив, в общем-то, вытекает из позитива. Прежде всего, я не видел возможности реализовать серьезную антикризисную программу в союзе с теми, кто создал кризис. По договоренностям получалось, что конструкция правительства осталась бы прежней – во главе с Тимошенко. Ключевые должности по предложению БЮТ должны были занимать их представители. Более того, в результате этого союза мы оказались бы связаны определенными обязательствами, что не дало бы нам возможности реализовать программу инвестиционно-инновационного развития Украины.

– Получается, это действительно правда, что Партию регионов не устраивал финансово-экономический блок правительства, поскольку он был не ваш?
– Нет, неправильно. Нас не устраивает авантюрная популистская политика. Есть главная, основополагающая идея, объясняющая, почему Янукович принял такое решение. Украине сейчас необходима сильная и честная власть. Для этого нужен сильный президент, а сильным он может быть только тогда, когда избран всенародно. Избранный в парламенте, он лишится возможности проводить свою политику, он будет зависеть от конфигурации политических сил в Верховной Раде.

– По словам Тимошенко, идею насчет выборов президента в парламенте туда вписали без нее.
– Если вы продолжаете верить Тимошенко, верьте! А мне очень трудно ей верить. Есть хорошая пословица: "семь пятниц на неделе" – это как раз о ней. Когда две стороны обсуждают какое-то соглашение, они смотрят текст (улыбается). Вполне возможно, что этот пункт там был. Но соглашение не подписали!

– Но этот пункт же был?
– Ну и что? Тимошенко нам его представила на переговорах, где обсуждалась ее редакция Конституции. Но Янукович с ним не согласился.

– Насколько известно, из-за срыва договоренностей вы потеряли пост главы Нацбанка. Не жаль?
– (Смеется.) Нельзя потерять то, чего нет. Я всерьез и не рассматривал те слухи и списки распределения должностей, которые появлялись в СМИ. Я в политике давно и пользоваться слухами считаю несолидным. Разговора с Виктором Януковичем у нас на этот счет не было. Так что не было, как в экономике говорят, и упущенной выгоды.

– Это правда, что Янукович, сорвав переговоры, вызвал гнев Ахметова и его группы, и речь даже шла об отстранении лидера ПР от руководства?
– Я не хочу комментировать слухи о каких-то расколах и заговорах, это все, по Марку Твену, "несколько преувеличено". Я знаю ситуацию в партии изнутри – никаких изгнаний не могло быть априори. Через день после того, как Янукович объявил о своем решении, состоялось заседание политсовета, где он еще раз изложил свою позицию. И никаких выступлений против не было. Решение лидера политсовет единогласно, подчеркиваю, поддержал.

– Вас не смущает, что Тимошенко в этой ситуации выглядит пострадавшей стороной, а значит, более правой?
– (Улыбается.) Меня меньше всего волнует, считают ее пострадавшей или нет. Если политик непоколебимо уверен в непогрешимости своей позиции – это авторитарный политик. И рано или поздно (скорее рано) его ждет поражение. Поэтому реакция Тимошенко должна была быть не истеричной в духе "все пропало", а прагматичной. Да, она была заинтересована в этой конструкции (союзе ПР и БЮТ. – Фокус) прежде всего потому, что, несмотря на бездарную политику, это продлевало срок ее пребывания у власти, избавляло от ответа за содеянное и от мощной оппозиции. И конструкция обрушилась прежде всего по ее вине, поскольку условия, которые она выдвигала с позиции силы, для Партии регионов неприемлемы. Мы не могли позволить, чтобы нам кто-либо что-то диктовал.

"Если вы продолжаете верить Тимошенко, верьте! Но есть хорошая пословица: "семь пятницна неделе" – это как раз о ней"

– Но вас все равно не устраивает Тимошенко в кресле премьера во время президентских выборов. Поэтому ПР, наверное, нужны досрочные парламентские выборы. Кстати, это правда, что президент пообещал Виктору Януковичу их проведение?
– Я с Секретариатом президента не общаюсь и об этих планах не знаю, но давно являюсь публичным сторонником досрочных парламентских выборов. По моему мнению, чем скорее мы заменим это бездарное правительство, тем лучше будет для страны. Но не все в руководстве ПР эту позицию разделяют: многие считают, что мы не успеем провести выборы, ведь сейчас лето, парламентская досрочная кампания наложится на президентскую, и может получиться только хуже. Есть и другая позиция: дать Тимошенко доработать до выборов президента, а затем ее заменить.

– От чего или от кого будет зависеть решение о досрочных выборах?
– От согласия всех политических сил. Одного лишь решения президента недостаточно. Ющенко не может влиять на парламент, он потерял там поддержку. Янукович имеет влияние, у него 170 человек во фракции, но и этого недостаточно, придется с кем-то договариваться. Поэтому вопрос о досрочных парламентских выборах может решиться только в том случае, если в парламенте наберется 226 голосов в их поддержку. Хорошо, если 20 сторонников президента проголосуют за выборы.

– Однако пока вы готовитесь к прямым президентским выборам. Говорят, что на них потребуется много денег и что у Партии регионов и БЮТ их нет, поскольку вы все-таки рассчитывали на коалицию.
– Все разговоры о том, что нужны огромные затраты, – не более чем россказни. Их обычно заводят те, кто заинтересован в консервации своей власти. Как человек, 4 года возглавлявший Министерство финансов, я оцениваю эти затраты как смехотворные по сравнению с теми потерями, которые страна ежедневно несет из-за абсолютно неумелой и бездарной политики правительства.

– Можете назвать цифру?
– На организацию президентских выборов понадобится примерно 250 миллионов гривен. А за время премьерства Тимошенко страна потеряла сотни миллиардов. Вот и сравните.

– Именно вы, экономист, возглавили штаб – это связано с тем, что вам придется экономить на этой кампании? Поставили ли перед вами такую задачу?
– Я всегда руководствуюсь принципом: надо жить по средствам. Какие средства есть, в такие и следует укладываться. Я никогда не занимался кампаниями, не участвовал в их финансировании. Я должен все посчитать, что сейчас и делаю – считаю смету расходов. И не думаю, что придется ориентироваться на огромные суммы, поскольку поддержка людей и так очень большая. По сути, Януковичу нет альтернативы на предстоящих выборах, и это упрощает задачу. Зато есть опасность безоглядного применения админресурса со стороны Тимошенко, она уже не раз его использовала. Премьер уже сейчас говорит, что не собирается покидать свой пост на время кампании. Это откровенное злоупотребление. Должность премьер-министра предполагает расходование государственных ресурсов на проведение избирательной кампании.

– Вы будете требовать, чтобы она ушла в отпуск?
– Если мы хотим, чтобы кандидаты находились в равных условиях, нужно потребовать, чтобы премьер либо отказалась от участия в избирательной кампании и сосредоточилась на работе правительства, либо ушла с должности главы Кабмина и участвовала в кампании. А иначе она заведомо ставит себя в более выгодное положение, то есть поступает нечестно.

Наталья Бублий