Дорогая земля. Как сражались за местную власть в поселке Коцюбинское под Киевом

Фото: Виктор Ковальчук
Фото: Виктор Ковальчук

Принято считать, что местные выборы не такие интересные, как президентские или парламентские, поскольку кандидаты не столь именитые, кампании менее громкие, а избиратели пассивны. Исключение — мэрские гонки в больших городах и некоторых маленьких населенных пунктах, где борьба идет не столько за власть, сколько за ресурсы. Как в поселке Коцюбинское под Киевом

Коцюбинское находится, что называется, в метре от столицы. Если оказаться, например, там на улице Мебельной, то одной ногой можно стоять на асфальте и быть в Коцюбинском, а другой — на траве, и это уже Киев. Коцюбинское — административный анклав Святошинского района столицы, окруженный лесом. Это лакомый кусок для застройщиков, которым многие годы противостоят несколько десятков активистов. И те и другие теперь хотят войти во власть: стать поселковым головой или одним из 26 депутатов 15-тысячного населенного пункта. Поэтому накануне местных выборов о Коцюбинском говорили как об одной из самых горячих точек на избирательной карте страны. Там находили испорченные бюллетени, кандидатам били автомобили и резали шины. В день выборов Фокус отправился в Коцюбинское, чтобы увидеть, как украинцы борются за власть.

"Хозяева" леса

На территории поселка пять избирательных участков. Один из них — в помещении местного гуманитарного лицея. Двухэтажное здание окружено соснами и преимущественно одноэтажными домами. Перед воротами стоят несколько машин, людей почти нет. При входе на участок — температурный контроль. Зал для голосования расположен на втором этаже. Лестница пустынна, как и коридор. У входа несколько человек ждут своей очереди. Глядя на это сонное царство, сложно представить, что здесь ведется ожесточенная борьба за власть.

фото, пгт Коцюбинское Fullscreen

— Явка на 14:00 — 15%. Это хорошая по сравнению с другими участками. Например, в помещении деревообрабатывающего завода — только 5%, — замечает один из наблюдателей. Причин тому несколько: много бюллетеней, они нового образца, но главное — карантин.

На выходе встречаем одного из кандидатов на пост поселкового головы, Ольгу Матюшину, представительницу УДАРа, которая приехала посмотреть на процесс. Она уже занимала эту должность, победила на выборах в 2015 году, но в 2018-м поселковый совет высказал ей недоверие из-за катастрофической ситуации в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Сама кандидатка эту историю объясняет так: депутатами поселкового совета стали те, кто поддерживал Сергея Даниша, ее оппонента и представителя политической силы "Нові обличчя", поэтому собрать под себя большинство она не смогла. В результате ее отставки Даниш стал исполняющим обязанности головы, а на этих выборах — конкурентом Матюшиной.

— Посмотрите на количество партий, которые баллотируются в поселковый совет. Их 18 на населенный пункт, где избирателей около 10 тыс. Думаю, не ради политических амбиций большинство из них тратят сумасшедшие деньги на предвыборную кампанию. Главное — лес, — говорит Матюшина.

фото, Ольга Матюшина, кандидат на пост поселкового головы пгт Коцюбинское Fullscreen

В ПОИСКАХ ПОДДЕРЖКИ. Для Ольги Матюшиной важно собрать большинство в поселковом совете

Территория Коцюбинского — 87 га, поселок окружен почти 6,5 тыс. га леса. Да и сам населенный пункт расположен в лесу, где бы вы ни находились, чувствуется запах сосен. Ценность природных ресурсов местные власти оценили еще в 2008-м, когда поселковый совет расширил границы Коцюбинского и раздал в лесу 501 участок на подставных лиц. Землю получили депутаты из Одесской области и студенты из Днепропетровской. Впоследствии они объясняли, что за 200 грн продали копии своих паспортов и идентификационных кодов. И если бы не одно "но", на этих участках давно бы выросли частные дома и высотки. Камнем преткновения стала журналистка Ирина Федорив, которая купила квартиру в строящемся доме в Коцюбинском. После шести лет борьбы ей удалось невероятное: в мае 2014-го и. о. президента Александр Турчинов подписал указ о создании в Беличанском лесу самого большого национального парка в Европе. После прокуратура взялась возвращать участки в госсобственность, но есть проблема: границы национального парка хоть и утверждены, но не внесены в госгеокадастр, а значит, стройка в лесу все еще возможна.

По дороге в Киев

Ныне в Коцюбинское ведут две дороги, обе — через Киев. Большинство местных жителей связывают свою жизнь со столицей. Поэтому уже не первый год в поселке спорят о том, нужно ли ему стать частью Киева или сохранить условную независимость.

Матюшина настаивает: Коцюбинское — это Киев. Именно с этой мыслью она пошла на выборы. Говорит, так решили жители в 2016-м, когда состоялись общественные слушания и около 61% высказались "за". Те результаты никто не оспаривал. Более того, ряд партий, среди которых "Голос" и "Свобода", теперь подписали меморандум, что постараются воплотить эту идею в жизнь.

Мэр Киева Виталий Кличко просил ВР присоединить поселок Коцюбинское к столице

— Вопрос присоединения к Киеву — это не только вопрос спасения леса, — говорит Матюшина, — но образования, медицины. Если мы вызываем скорую, то в больницу везут в Ирпень, а в роддом — в Ворзель. И всех — через Киев. Еще это проблема развития транспорта и сбора налогов, ведь большинство жителей работают в Киеве и пополняют его бюджет.

Столица принять Коцюбинское не против: в сентябре 2018 года Киевсовет поддержал идею и направил соответствующее обращение в парламент. По Конституции, изменение границ столицы — полномочия ВР. Там ответили: слушания — хорошо, но должно быть решение поселкового совета, пока его нет, Коцюбинское останется в Киевской области.

В границах поселка

С Матюшиной не согласен Сергей Даниш. С ним мы встречаемся на другом избирательном участке, который находится в помещении деревообрабатывающего завода. В отличие от лицея, тут желающих проголосовать куда больше: люди выстраиваются в очереди на улице. Почти с каждым из пришедших кандидат здоровается. На этих выборах он баллотируется от партии "Слуга народа".

— Добрый день! — обращается к нему мужчина лет шестидесяти. — Я вас поздравляю!

— Еще рано, — замечает Даниш.

— Два раза птичку поставил, — продолжает тот.

— Понял, спасибо! — заметно, что таким новостям Даниш рад.

Он говорит, что старается решать проблемы поселка, в котором вырос.

фото, Сергей Даниш, кандидат на пост поселкового головы пгт Коцюбинское Fullscreen

ОБЕЩАНИЯ ИЗБИРАТЕЛЯМ. Сергей Даниш (справа): Коцюбинское получит поддержку центральных властей и субвенции армии

— То, что с ним творили наши предшественники, недопустимо. Ничего в поселке не делали, были только скандалы, людей обижали, не слышали. Мы побороли их в один период. Сейчас, уверен, громада за нами. У нас старый жилищный фонд — трехэтажные и пятиэтажные дома. Эту проблему надо решать. Мы за эти два года заменили во всех подъездах окна на пластиковые, отремонтировали дороги, только материальной помощи людям с хроническими и тяжелыми болезнями, атошникам и детям-инвалидам выплатили около 4 млн грн. Мы контролируем многие процессы и можем на них влиять, — рассказывает Сергей Даниш. Он против передачи Коцюбинского Киеву, выступает за создание компактной объединенной территориальной громады.

— Сколько себя помню, нас все время туда присоединяют. Если Кличко хочет видеть Коцюбинское в Киеве, пусть приедет и скажет, что предлагает: дороги, подъезды, решить все проблемы ЖКХ. Но нет же, в Киеве и своих проблем хватает. Поэтому я говорю, что со своими мы можем справиться сами.

Беличанский лес пытаются застроить с 2008 года. Тогда местные власти передали в частную собственность 501 участок

Волнует кандидата и лес. Говорит, что он не тот, что в его детстве: зарос кустарниками, надо его почистить. А еще — защитить. На его территории у Даниша тоже есть участок.

— Если попадет в Киев, то точно не избежать дерибана. Нас спрашивать не будут, начнут раздавать. Сейчас передают в Кабмин, а тот отдаст своим сотрудникам. Все это обман. Когда мы были на комитете ВР по местному самоуправлению, его глава Андрей Клочко сказал, что депутаты видят Коцюбинское в объединении с нацпарком. Я не против, пусть государство берет на себя ответственность, — говорит он.

Тем временем к Данишу продолжают подходить люди. Со всеми он старается поговорить по-соседски.

Важно
Недогибы на местах. Как результаты выборов повлияют на отношения Киева и регионов
Недогибы на местах. Как результаты выборов повлияют на отношения Киева и регионов

— Если так случится, что вас выберут главой, а большинства не наберется, что будете делать? — интересуюсь я.

Даниш улыбается:

— Такого не будет. В 2015-м она [Матюшина] выиграла с преимуществом 200 голосов, а из 26 депутатов 21 был мой. Не думаю, что это были честные выборы.

Разговоры в очереди

Пока разговариваем с Сергеем Данишем, очередь растянулась на несколько десятков метров. Люди стоят, соблюдая социальную дистанцию. Некоторые говорят, что находятся здесь более получаса, другие, не вытерпев, идут прочь, так и не проголосовав. О своих ожиданиях после выборов, а тем более предпочтениях местные говорят мало.

— Я около года живу в Коцюбинском, — говорит местная жительница. — Вокруг лес — это прекрасно, хочется, чтобы его сохранили, но в лесу нет никакой инфраструктуры. В поселке только один супермаркет и много маленьких магазинов, в которых ничего не покупаю. Одна маршрутка ездит в Киев. Это тоже неудобно.

— Я бы хотел попросить изучать манускрипты при входе в кабинку, а не застревать там надолго. Быстрее птички ставьте! — раздается голос с крыльца. Член комиссии признает, что явка очень низкая, так как одновременно на участке могут находиться лишь десять избирателей.

Не выдерживают и выходят на улицу двое наблюдателей. Как оказалось, от партии "За майбутнє". Когда узнают, что я журналистка, начинают разговор. Обсуждаем вопрос леса, киевской регистрации. Мои собеседники хоть и неместные, но осведомлены.

фото, выборы в пгт Коцюбинское Fullscreen

ЧАСАМИ В ОЧЕРЕДЯХ. К концу дня удалось проголосовать не всем желающим

— Я когда увидела всех этих товарищей [кандидатов, к тому времени на участок приехала и Матюшина], поняла, что хороший участок, борьба будет, — говорит наблюдатель.

— Да, все устали. Одна женщина не доехала, плохо стало, скорая забрала, — вдруг вмешивается в разговор женщина за пятьдесят, стоящая рядом. — Я тут с восьми утра. У меня в поселке живут несколько дочерей, которые не могут прийти в одно время, поэтому звонят мне, а я им занимаю очередь.

После она признается, что "человек посторонний", не голосует, но за процессом внимательно наблюдает.

— Посмотрела-почитала, Даниш мне как-то больше среди всех нравится, — сказала и отошла в сторону.

К разговору прислушивается свободовец Игорь Домбровский. Говорит, что эта женщина тут неслучайно.

— Она держит очередь своим людям, которые должны проголосовать за одного из кандидатов, а заодно контролирует, кто пришел. Сейчас все ее проголосовали, вот она и ушла, — считает Домбровский.

— Да, мы так и поняли, — поддерживает его наблюдатель. — Она тут нас уже пятый раз видит, поэтому, наверное, захотела объяснить свое присутствие. Вполне логично.

Карусели возможностей

— Мы в процессе, люди новые, нам еще многому приходится учиться, — говорит Елена Сокотюк, действующий депутат Коцюбинского поселкового совета, самовыдвиженец. — Теперь наш поселок попал под партийную систему, пришлось определиться. Я пошла в УДАР.

Сокотюк должна возвращаться на участок в лицей. Мы идем с ней, говорим о возможных нарушениях.

— Все старые методы, — смеется она. — Например, в пачках бюллетеней не хватало одного или двух. Опытные члены комиссий говорят, что это обычная практика — составляется акт разницы. Но у меня чисто человеческий вопрос: где они, почему так происходит? Одного достаточно, чтобы организовать карусели: заносить заполненный бюллетень — выносить чистый.

Нынешняя власть в поселке ратует за создание Коцюбинской ОТГ: проблемы хотят решать сами

Тем временем к участку привозят пенсионерку. Это, по мнению Сокотюк, тоже может быть нарушение. Дескать, подвозят, чтобы знать, что пенсионер проголосовал, как договаривались. Но доказать это сложно.

— Я же не лягу и не буду кричать: "Не идите, бабушка, не голосуйте!" — объясняет кандидатка. — Наша команда решила, что если люди хотят так, если они согласны продавать свои голоса, а полиция не интересуется этим вопросом, то пусть продают — так мы и будем жить дальше. Посчитаем все честно.

фото, Елена Сокотюк, депутат Коцюбинского поселкового совета, самовыдвиженец Fullscreen

НЕОЧЕВИДНЫЕ НАРУШЕНИЯ. Елена Сокотюк: для организации каруселей достаточно одного бюллетеня вне участка

На момент написания этого материала результаты выборов известны еще не были. Во время подсчета представители разных кандидатов обвиняли друг друга в краже голосов и затягивании процесса.

— С первого или даже второго захода всегда мало что получается. Даже если есть идеи, как улучшить жизнь громады, не всегда можно найти поддержку в силу разных причин. Особенно если финансово никто не поддерживает. Наш главный актив — люди. Если к каждой новой акции присоединятся два думающих человека, которые готовы инвестировать в общее дело время, это уже победа, — говорит Ольга Матюшина, рассчитывая на победу. Если проиграет, обещает контролировать большинство. — Голосования о присоединении к Киеву не состоится, а с 1 января 2021 года будет создана Коцюбинская ОТГ — объединят улицу Мебельную с улицей Пономарева и будут искать деньги, чтобы закрывать дыры в бюджете.

Зато Даниш проигрывать не готов. Он уверен, что после победы Коцюбинское получит гарантированную поддержку центральных властей и субвенции.

— Учитывая, что я иду от президентской партии, область всем сказала, что продолжается программа президента "Большая стройка", нам уже выделяют на это деньги — 20 млн грн.

Важно
Большие Деньги. Что стоит на кону местных выборов
Большие Деньги. Что стоит на кону местных выборов

А вот судьбой леса должны заняться на государственном уровне: границы национального парка определены, осталось нанести их на кадастровые карты. Чтобы это случилось, нужна политическая воля. А пока ее нет, на месте сосен в любой момент могут вырасти многоэтажки.