Кто и как возьмет Нацбанк, - расследование Фокуса

Политики вносят свою лепту в падение гривны, борясь за влияние на Нацбанк. За деньги НБУ уже сражаются МВД и спецслужбы.

Такой лихорадки НБУ не знал с прошлого года, с тех пор как Юлия Тимошенко обвинила его в чрезмерной материальной помощи банку "Надра" – на тот момент практически собственности газового магната Дмитрия Фирташа. В список обвиняемых в незаконных финансовых операциях тогда попали президент и глава его Секретариата Виктор Балога. С тех пор многое изменилось: за банком "Надра" присматривает временная госадминистрация (правительство и вовсе собирается забрать его в госсобственность), Виктор Балога в последних интервью расписывается в хороших отношениях с Тимошенко, о г-не Фирташе если и слышно, то только в контексте его очередных финансовых проблем.

Но у Нацбанка после относительно спокойного лета снова горячая осень – с ростом доллара он поднялся на верхние строчки не только экономических, но и политических новостей.

Началось с того, что премьер и президент повесили друг на друга очередной "упадок гривны". Юлия Тимошенко назвала замену спекулирующего на курсе доллара руководства НБУ одной из первых своих президентских задач (видимо, смирившись с тем, что до выборов Владимира Стельмаха может уволить только Ющенко, его и назначавший). Премьерский соратник по коалиции Николай Мартыненко сообщил подробности: по его версии, Стельмаха подталкивал к обесцениванию гривны президент Ющенко. "Миллиарды, полученные от махинаций с курсом, будут направлены на избирательную кампанию президента", – заявил депутат.

Параллельно произошла вещь совершенно уж небывалая в сдержанных банковских кругах: из НБУ со скандалом ушел один из четырех замов Стельмаха – Александр Савченко. В день увольнения он дал рекордное число пресс-конференций, сообщив, что не выдержал "валютно-курсовой, монетарной и кредитной политики, проводимой руководством Нацбанка". По словам г-на Савченко, НБУ вовсе не независимая структура – он втянут в политические схемы и нечестно предоставляет материальную помощь банкам.

Ну а многим из оставшихся на местах высших чинов НБУ глава МВД Юрий Луценко пообещал уголовные дела: его ведомство расследует их причастность к разворовыванию средств коммерческими банками. В довершение к этим глобальным обвинениям регионал Нестор Шуфрич поднял совсем уж нелицеприятную тему о баснословных зарплатах банкиров (Владимир Стельмах, по некоторой информации, за год заработал полтора миллиона гривен).

В общем, в считанные дни произошло много такого, что президент Ющенко характеризует не иначе как политическое и психологическое давление на НБУ за его "принципиальную позицию". Но это, как всегда, лишь вершина айсберга.

Казна заказана

– Если вкратце описать, что происходит за кулисами, то можно сказать так: правительство пытается извлечь деньги из НБУ. И это очень драматично, потому что закон запрещает Нацбанку кредитовать расходы госбюджета, – рассказывает собеседник Фокуса в Совете НБУ. – Президент недавно, по сути, пригрозил Нацбанку, чтобы тот сократил поддержку госбюджета и не помогал тем самым Тимошенко латать дыры в казне (Виктор Ющенко призвал Национальный банк не проводить дополнительные эмиссии гривны. – Фокус). Да и вообще, Нацбанк не подчиняется Кабмину. Он создавался как независимый институт. В этом его сила и в этом же – трагедия. Правительство, президент и оппозиция не оставят его в покое.

– И Тимошенко, и Ющенко, и Янукович добиваются одного: прямого и безусловного подчинения Национального банка, – рассуждает бывший замсекретаря СНБО по вопросам экономической безопасности и соратник Арсения Яценюка (а также члена Совета НБУ) Андрей Пышный.

Собственно, контроль уже существует. Член Блока Литвина Олег Зарубинский сказал Фокусу: "То, что Нацбанк – орган, на который нельзя повлиять, это вранье. Политическое влияние огромное. Тот же Стельмах – креатура Ющенко, которому президент, по сути, дает поручения, что абсолютно незаконно".

Для тех, у кого в Нацбанке нет "личного Стельмаха" (а это все, кроме президента, и прежде всего правительство), путь один – обзавестись им, воздействуя на кадры НБУ. И тут один классический метод – кнута и пряника.

По поводу демарша Александра Савченко почти все собеседники Фокуса уверены: благодаря своему громкому уходу он автоматически зачислен на руководящую должность в следующий состав Нацбанка – тот, что обещает сформировать Юлия Тимошенко. Пока же опального зама Стельмаха трудоустроили в заместителем министра финансов.То есть здесь, возможно, сработал "эффект пряника": не зря ведь еще весной в стане БЮТ именно г-на Савченко называли как желательную замену Стельмаха.

– Я на 95% уверен, что со стороны Савченко это карьерный ход. Кто-то что-то ему пообещал, наверное. Иначе почему он не хлопнул дверью еще в мае, когда состоялось необоснованное укрепление курса гривны? – рассуждает экс-руководитель группы советников главы НБУ Виктор Лисицкий.

Другие источники Фокуса в НБУ отмечают, что г-н Савченко давно, по всей видимости, готовился к такому уходу, в частности, летние заявления премьера об идеальном курсе доллара в 6–6,5 грн. эти собеседники приписывают именно его консультациям.

Что касается "кнута", то его, видимо, доведется отведать тем руководителям Нацбанка, о которых говорил Юрий Луценко. А это, в частности, первый зам Владимира Стельмаха Анатолий Шаповалов (по словам главного милиционера, Шаповалов уже допрошен в присутствии адвоката). По словам источника в Партии регионов, в Министерстве внутренних дел уже подготовили несколько уголовных дел, касающихся рефинансирования банков, Шаповалов – один из обвиняемых.

Однако чем суровее говорит о нацбанкирах г-н Луценко, тем меньше ему верят собеседники Фокуса.

– Многое из критически сказанного в адрес НБУ справедливо. Но будет ли уголовное преследование? Не думаю, – рассуждает г-н Пышный. – Если есть основания для привлечения к ответственности, министру внутренних дел следовало бы отчитаться о задержаниях, а не пугать с телеэкрана. В противном случае это выглядит как шантаж.

– Цель Луценко – припугнуть Нацбанк и заставить его быть более лояльным, – уверен регионал Владислав Лукья­нов, замглавы комитета ВР по финансам и банковской деятельности.

Источники в НБУ говорят: г-н Шаповалов выбран для этого "шантажа" потому, что именно он заменит Стельмаха в качестве и.о., если тот подаст в отставку (о том, что глава НБУ периодически собирается это сделать, рассказывают многие). Поэтому уже сейчас желающим имеет смысл проверить г-на Шаповалова на договороспособность.

Есть и вторая, ключевая причина: в системе НБУ Шаповалов отвечает за выделение денежной помощи банкам. А именно деньги, считают наши собеседники, нужны сейчас от НБУ правительству.

Источники в ПР описывают Фокусу следующую схему вполне законного извлечения денег НБУ, упирающегося лишь в добрую волю нацбанкиров:

"Сейчас под контролем правительства находится несколько национализированных банков, таких как "Киев", "Родовид" и "Укргазбанк". Под них правительство рассчитывает получить финансовую помощь. На эти суммы банки могли бы тут же выкупить гособлигации Минфина, которые он сейчас выпускает регулярно, пустив вырученные деньги в бюджет. Кроме того, согласно плану Тимошенко банки могут ссудить полученные средства вечно безденежному "Нафтогазу" на закупку российского голубого топлива. При этом "Нафтогаз", скорее всего, не сможет вернуть этот кредит".

По мнению Андрея Пышного, контроль над рекапитализацией и рефинансированием нужен правительству еще и для политических торгов с коммунистами и Партией регионов: "Достаточно вспомнить распределение 10 млрд. на Евро-2012, прямой выкуп государством незавершенных объектов у сочувствующих депутатов и тому подобное".

Кстати, о сочувствующих: многие представители БЮТ указывали Фокусу на то, что регионалов действия НБУ до сих пор вполне устраивали.

– ПР владеет комитетом по банковской деятельности (речь о том, что регионалы стоят во главе этой парламентской структуры. – Фокус) и через него контролирует Нацбанк, – откровенничает бывшая регио­налка Александра Кужель, теперь работающая в правительстве. – Куда уходит рефинансирование? ПР как оппозиционная партия давно уже должна была способствовать возбуждению уголовных дел.

– Возможно, дело в том, что в Совете НБУ не менее четверти регионалов, а в последний год банки братьев Клюевых, Рината Ахметова исправно получали рефинансирование, – предполагает собеседник Фокуса в Нацбанке и тут же добавляет: – Впрочем, банки многих бютовских олигархов – Буряков, Жеваго – его тоже получали.

Экономбезопасность

Отметим, что у президентской команды почти нет рычагов для защиты нацбанкиров от атаки МВД. Единственное ведомство, которое могло бы что-то противопоставить активности г-на Луценко, – Служба безопасности Украины. Но, по данным Фокуса, она не будет этого делать: первый заместитель главы СБУ Валерий Хорошковский, курирующий работу в том числе экономического блока и ранее противодействующий главе правительства, по свидетельству многих собеседников, якобы достиг со своей оппоненткой перемирия. По крайней мере, на это указывает недавнее устранение с телеканала "Интер", владельцем которого является Хорошковский, менеджмента, близкого к Дмитрию Фирташу.

Сейчас в СБУ ходят упорные слухи о том, что вскоре президент может назначить новым зампредом своего человека, который отберет у Хорошковского экономический блок. На момент сдачи этого номера Фокуса речь шла о кандидатуре главы правления "Укринбанка" Сергее Мещерякове, которого якобы продвигает замглавы Секретариата президента, генерал-лейтенант СБУ Петр Шатковский.

В общем, как оказалось, контроль над Нацбанком тесно связан еще и с вопросом, чьи силовики сильнее. Решаться же это будет до самых президентских выборов.

Наталья Бублий, Сергей Высоцкий, Фокус