Выбор подано. Как не позволить украсть свой голос

Нынешняя президентская кампания будет проходить по новым правилам. Фокус выяснил, что изменится для простых избирателей.

Related video

"Лично я уже получил почтовое уведомление по новой системе избирательного реестра. Там указаны моя фамилия, данные о том, где проживаю. Поскольку все правильно, мне не надо реагировать и что-то подтверждать", – рассказывает народный депутат от БЮТ Остап Семерак. Реестр избирателей – одно из нескольких новшеств, с которым украинцам придется столкнуться при нынешнем голосовании.

Голос по вызову

На следующий день после старта предвыборной кампании, во вторник 20 октября Конституционный суд рассмотрел несколько позиций нового закона о выборах президента, признав отдельные его положения неконституционными. Но один из самых спорных пунктов – об отмене открепительных талонов – остался в силе. Однако это совершенно не значит, что живущий не по прописке гражданин не сможет проголосовать.

Основное отличие выборов нынешних от выборов 2004 года – это создание реестра избирателей, который упростит голосование. Напомним, что в прошлый раз для того, чтобы проголосовать не по месту прописки, избиратель был вынужден брать открепительный талон. Теперь благодаря единому реестру гражданину достаточно обратиться в районную администрацию, предоставить копию контракта либо выписку из трудовой книжки и написать заявление о том, что он будет голосовать по месту работы. Внести себя в списки можно даже за день до начала волеизъявления. Изменения в базе данных происходят моментально.

Кроме того, если раньше для того чтобы проверить, правильно ли указаны данные в списках избирателей, нужно было самому идти на избирательный участок, то сейчас письма с данными избирателя отсылаются ему по месту прописки, и идти на участок нужно только в том случае, если данные в письме указаны неверно.

Родина знает

Кроме того, КС признал неконституционной норму о запрете голосования за рубежом граждан, не состоящих на консульском учете. По данным ЦИК, на учете за границей находится 291 тысяча избирателей. Однако по сути это ничего не меняет. Как рассказал Фокусу один из парламентариев, единый реестр избирателей все равно формируется на основе консульского учета. "Теоретически никто не будет запрещать избирателям приходить в консульство и включать себя в списки. Однако, как правило, украинцы, проживающие за рубежом, не отличаются дисциплинированностью", – сказал депутат. Помимо этого, самая большая проблема с голосованием для наших граждан за рубежом решена не будет: избирательные участки создаются только на территории посольств и консульств, и у избирателей зачастую просто нет физической возможности вовремя до них добраться. МИД мог бы по согласованию с иностранным государством создать избирательные участки в городах с крупными украинскими диаспорами, одна пока у министерства руки до этого не дошли.

Лишения свободы

Еще одно существенное отличие от прошлых выборов – наличие уголовной ответственность за голосование более одного раза. На прошлых выборах голосование с помощью чужих паспортов, в том числе принадлежащих заробитчанам, было одним из способов фальсификации. Человеку, который решится проголосовать за себя и за "того парня", грозит штраф от 170 до 510 гривен или ограничение свободы до трех лет. Если двойное голосование прошло в сговоре с членами избирательной комиссии, то штраф будет выше – от 510 до 850 гривен при таком же сроке ограничения свободы.

Плюс и минус

Несмотря на некоторые нововведения, изюминкой этих выборов может стать то, что мнение избирателей на них будет совершенно не важно. По подсчетам собеседников Фокуса, из-за законодательных нестыковок, в том числе и из-за отмены открепительных талонов, в день выборов в Украине может сформироваться от 5 до 7% так называемых свободных бюллетеней. Учитывая, что отрыв ведущих кандидатов друг от друга, скорее всего, будет минимальным, лишние 2–3% вовремя вброшенных бюллетеней могут оказать решающее влияние на итоги голосования. Кроме того, под сомнение объективность выборов ставит и норма о том, что в некоторых случаях избирательная комиссия может принимать решение простым большинством. На практике это дает возможность сговорившимся членам комиссии принимать кулуарные решения.

"Транзитные серверы существуют, но это часть системы"

Член Центризбиркома Михаил Охендовский рассказал Фокусу о том, почему на выборах 2010 года не сработает сценарий 2004-го, а также о том, сколько ожидается участников президентской гонки

Вам что-нибудь известно о сценариях срыва выборов?

Сценарии срыва выборов разрабатываются не в ЦИК. Уверен, что ни один из них не увенчается успехом. 2004 года в Украине больше допускать нельзя.

Есть версия, что срыв выборов возможен между первым и вторым турами. Вы видите такую угрозу?

Неужели вы допускаете, что те два кандидата, которые выйдут во второй тур, позволят сорвать выборы кому-то из неудачников? Вряд ли кто-то позволит лишить себя шанса на окончательную победу.

На этапе поступлений протоколов может произойти фальсификация?

Нет. Те, кто сейчас клеит мерзкий ярлык "фальсификация" к только начавшемуся избирательному процессу, возможно, неосознанно делятся с обществом своими собственными планами. Или являются соавторами сценария срыва выборов.

Вы кого-то конкретно имеете в виду?

Я хочу сказать, что эта технология в 2004 году принесла успех. Общество тогда смогли убедить в том, что, если победит не определенный кандидат, значит – результаты выборов сфальсифицированы. Не думаю, что в одну реку можно войти дважды.

Вы говорили, что за проведение агитации вне сроков, разрешенных законом, ЦИК будет наказывать кандидатов. Какие к ним могут быть применены санкции?

Если в ЦИК будут поступать жалобы на ведение такой агитации, единственное, что мы сможем сделать, это обратиться в правоохранительные органы для установления лиц, причастных к нарушению закона. Пока кандидат не зарегистрирован, никакие санкции к нему применить нельзя. А после регистрации он уже может законно вести агитацию, оплачивая ее за счет средств собственного избирательного фонда. Если суд установит факт оплаты агитации не из избирательного фонда, ЦИК объявит такому кандидату предупреждение. Но сколько бы предупреждений мы ни объявляли, отмена регистрации законом не предусмотрена. Кроме того, доказать, что незаконную агитацию вел сам кандидат, крайне сложно. А привлекать кандидата к ответственности за действия третьих лиц нет оснований.

На ЦИК оказывают политическое давление?

Давайте разделять попытки давления и реальные плоды, которые они приносят. Могут ли пытаться незаконно воздействовать на членов комиссии? Наверное, могут. Но принесут ли такие попытки желаемые плоды? Люди со слабыми нервами в ЦИК не работают.

Вас, тем не менее, связывают с Партией регионов. Так же точно делегировали сюда своих людей и другие политические силы. Неужели на вас нет никакого влияния?

Члены ЦИК не ограничены в праве на собственные политические убеждения. Другое дело, что на работе этим убеждениям не место. Принимая присягу, каждый член ЦИК обязался, в частности, придерживаться внепартийной позиции при осуществлении своих полномочий.

Вам наверняка известны кандидаты в президенты уже сейчас? Можете их назвать?

Всех будущих кандидатов не может пока знать никто. И ЦИК – не исключение. Выдвижение ведь только началось. При расчете расходов на проведение выборов мы, конечно, отслеживали заявления возможных кандидатов о намерении баллотироваться. А кто именно подаст документы для регистрации – покажет время.

На какое количество кандидатов вы ориентировались в своих расчетах?

Примерно на 30. Точная цифра для нас не принципиальна – зарегистрируем всех, кто подаст соответствующие закону документы.

Не повторится ли история 2004 года с транзитным сервером?

Сегодня в это уже никто не поверит. Тогда история с так называемым транзитным сервером была успешно использована штабом одного из кандидатов для дискредитации результатов выборов. Близкая к правде ложь вызывает больше доверия. Транзитные серверы в ЦИК действительно существуют. Но они являются лишь технологическим элементом системы "Выборы", благодаря которой все желающие имеют возможность следить за ходом подсчета голосов после завершения голосования. К установлению официальных результатов выборов этот процесс отношения не имеет. Протокол ЦИК о результатах выборов составляется на основании оригинальных протоколов об итогах голосования, полученных из 225 окружных комиссий, и протоколов о подсчете голосов с 34 тысяч избирательных участков. Каждый из этих протоколов заверен печатью соответствующей комиссии и подписан ее членами, которые представляют разных кандидатов.

Календарь кампании (Источник: www.cvk.gov.ua)

Выдвижение кандидатов на пост президента Украины.
До 6 ноября 2009 г.*

Подача документов в ЦИК для регистрации кандидата.
До 9 ноября 2009 г.

Регистрация кандидатов в ЦИК.
До 13 ноября 2009 г.

Начало предвыборной кампании кандидата.
На следующий день после регистрации

Окружные избиркомы утверждают участковые избирательные комиссии.
До 21 декабря 2009 г.

Избирательные комиссии отправляют каждому избирателю именное приглашение.
До 1 января 2010 г.

Печать избирательных бюллетеней.
До 9 января 2010 г.

Подача документов для регистрации наблюдателей от кандидатов и их партий.
До 11 января 2010 г.

Окончание избирательной кампании
24:00 15 января 2010 г.

Голосование на выборах
8:00–20:00 17 января 2010 г.

ЦИК подводит итоги голосования
До 27 января 2010 г.

Второй тур голосования.
ЦИК устанавливает результаты голосования в течение
10 дней после выборов, не позднее чем на 3-й день после получения протоколов всех окружных избиркомов

Вступление в должность президента Украины.
Не позднее чем через 30 дней после официального объявления результатов выборов включительно

Наталья Бублий, Сергей Высоцкий, Фокус