Ющенко ветировал закон о борьбе с отмыванием средств
Президент ветировал закон о борьбе с отмыванием средств, принятый парламентом 6 ноября
По мнению главы государства, закон "О внесении изменений в закон Украины "О предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем" не создает новые методы борьбы с легализацией преступных доходов, а только наделяет Государственный комитет финансового мониторинга Украины невиданными до сих пор полномочиями.
Так, под надзор Госфинмониторинга подпадут абсолютно все субъекты, когда-либо проводившие финансовые операции, если проведенной операции предшествовало зачисление на этот же счет в тот же или предыдущий операционный день 100 000 гривень. По мнению президента, к таким операциям будет отнесено большинство операций по текущим счетам, включая операции по уплате налогов в бюджет, депозитные, кредитные операции, операции по пополнению клиентом собственного счета путем перевода с другого текущего счета и др.
"Кроме того, что большинство финансовых операций подлежит государственному финансовому мониторингу, фактически дискредитируется такое понятие как профессиональная тайна и подрывается этика профессиональных отношений между клиентом и субъектом, оказывающим услуги", - отмечает глава государства.
Также Ющенко недоволен, что субъекты первичного финансового мониторинга фактически наделяются правом вмешиваться в хозяйственную деятельность субъектов, блокировать их деятельность. Действующим законом предусматривается, что приостановление операций происходит лишь на срок до 5 дней и только в случае, если участник операции входит в список лиц, связанных с терроризмом. Однако, предложенная редакция закона предусматривает фактически неограниченный перечень оснований для приостановления финансовых операций на срок до 17 дней.
Президент боится, что наделение Госфинмониторинга неоправданно большими полномочиями превратит орган в хранилище огромного массива конфиденциальной информации, в том числе составляющей банковскую и коммерческую тайну. Учитывая, что сведения касаются субъектов хозяйствования (их финансовое состояние, предприятия в собственности), а также политических деятелей, есть риск завладения указанной информацией и использования данных другими лицами в корыстных целях.