Тень победы. О чем громко молчит Тимошенко
Команда Юлии Тимошенко уже второй день обещает оспорить результаты выборов. Однако это только маневр, отвлекающий внимание от реальных планов. Главная цель Тимошенко – удержать БЮТ от раскола и добиться перевыборов в парламент
"Мы их сейчас эсэмэсками забрасываем. Типа "сдавайтесь, мы всех простим", – смеясь, рассказывал корреспонденту Фокуса один из регионалов, показывая сообщения, адресованные нескольким коллегам из БЮТ. – "И что, действует?" – "Конечно, действует! Вот смотри: тут (в лобби-баре гостиницы "Интерконтиненталь", где в ночь выборов и происходил разговор. – Фокус) уже неделю тусуется человек Губского. Да увидишь, скоро сюда из-под "Хаята" колонна "лексусов" потянется!"
Добить
В ночь выборов ликование сторонников Януковича по поводу победы, пусть и с незначительным перевесом, перекрывала только их же радость по поводу дальнейшей судьбы БЮТ и его лидера.
– Все очень просто: мы отправим ее в отставку сразу после выборов. Простым большинством голосов. Затем сформируем коалицию. На сотрудничество с нами пойдут около 70 бютовцев. Ведь если мы исключим из схемы фанатов Тимошенко типа Турчинова и Кожемякина и разноплановых клоунов, то кто в БЮТ останется? Бизнесмены? Ты думаешь, что у Васадзе или у Жеваго, или у Буряков будет большое желание сидеть в оппозиции? А с такими перспективами уже и до конституционного большинства недалеко. В итоге Тимошенко вне парламента, вне правительства. Единственное, на что она может рассчитывать, – куда-то проскочить на местных выборах, – с нескрываемым удовольствием рисует ближайшие политические перспективы собеседник Фокуса из Партии регионов.
Но не все регионалы настроены столь оптимистично. Сразу два человека из числа руководителей партии сказали корреспонденту Фокуса, что они прекрасно понимают: Юлия Тимошенко после официального объявления о победе Януковича никуда не исчезнет и продолжит активно мешать конкурентам жить, в том числе и строить новую коалицию в нынешней Верховной Раде. "Если честно, откровенно и анонимно, то я не думаю, что у нас выйдет что-то с коалицией. Надо это кодло (имеется в виду парламент. – Фокус) разгонять к чертовой матери. И договариваться уже с новыми, нормальными людьми", – сказал Фокусу один из руководителей Партии регионов.
Между тем Юлия Тимошенко пока намерена выжать максимум из своего поражения. Она уже заявила, что ни при каких условиях не признает победы Виктора Януковича, а ее люди получили задание доказать фальсификации на максимально большом количестве участков. По словам бютовца Андрея Шкиля, в судах будут оспариваться результаты голосования по тысяче избирательных участков. Хотя окончательного решения о том, начинать ли судебные тяжбы, в БЮТ не приняли. "У нас нет всех документов с мест. Они придут до конца недели. Так что только к выходным мы сможем реально оценить наши шансы в судах", – отметил источник Фокуса в БЮТ.
Желающих побороться до конца в Блоке Тимошенко немного, но они есть. Самым решительным образом настроен Михаил Волынец.
– Я несколько дней езжу по Донецкой области, – рассказал он Фокусу, – и то, что там происходило, вообще выходит за рамки. Нашим представителям в комиссиях звонили с угрозами, девушку – начальника штаба в одном из городов угрожали облить кислотой. Студентку, которая проголосовала за Тимошенко, выгнали из института. Наблюдатели говорят о том, что бюллетени за Тимошенко просто перекладывали в пачки за Януковича. Это носило массовый характер. Директоров предприятий грозились утопить в Азовском море, если те не обеспечат явку и правильное голосование. Как может Тимошенко не оспаривать такой беспредел?!
В то же время другой источник в БЮТ уверил Фокус, что 99% сподвижников Тимошенко, в том числе Турчинов, Кожемякин и Томенко, убеждают ее согласиться с результатами выборов. "Существенных оснований для оспаривания нет. Поэтому Юля примет результаты, но будет сейчас давить на ситуацию, вступая в торг", – утверждает бютовец.
Договориться
Таким образом, заявления о нелегитимности выборов – это отвлекающий маневр, начало масштабной информационной кампании, направленной на сохранение рейтинга Тимошенко. По словам собеседника Фокуса из Партии регионов, разрыв в 3% дает ей неплохие шансы на то, чтобы продолжать оппозиционную риторику даже из здания Кабмина:
– Логика проста. Если у тебя разрыв в 10%, то, заявляя о фальсификациях, ты выглядишь по-дурацки и теряешь рейтинг. Если разрыв 3%, то ты, оставаясь в Кабинете министров, пусть даже с приставкой и.о., можешь говорить об украденной победе, о том, что все, как всегда, против тебя. При этом у тебя остаются рычаги влияния на своих и чужих депутатов – все финансовые потоки страны, распределяемые в ручном режиме. Кроме того, по слухам, у Турчинова в кабинете лежат заявления о сложении депутатских полномочий от всех членов БЮТ, с подписями, но без даты. Это дает возможность постоянно вставлять палки в колеса при формировании новой коалиции, а в конечном счете, когда все передерутся, довести ситуацию до перевыборов в парламент.
В этой ситуации с Тимошенко легче договориться, чем пытаться ее добить.
– Уже понятно, что у них будет и своя коалиция, и свой Кабмин, – сказал Фокусу один из бютовцев. – Ясно, что бютовские бизнесюки отвалятся. Я регионалов такими довольными никогда не видел. К нам подошла Анна Герман (заместитель главы Партии регионов. – Фокус) и начала сладко петь о том, что мы все должны подумать о стране, должны сотрудничать и что мы им не враги. И пусть мы не в коалиции, но все равно должны помогать голосованиями, и так далее. В общем, процесс пошел. Но Тимошенко все равно остается лидером оппозиции с поддержкой на Западе. А Януковичу-президенту, у которого весной начнется наводнение в Карпатах, придется думать уже не о Донбассе, а обо всей стране. Так что людям Тимошенко явно будут предложены какие-то комитеты, второстепенные контролирующие органы, просто чтобы она не мешала или мешала вполсилы.
В любом случае говорить о том, что проигрыш 7 февраля означает уход Юлии Тимошенко с украинской политической сцены, не приходится. А ее противникам следует помнить о признанном таланте леди Ю – умении быстрым и точным движением увернуться от опускающегося на голову топора.
Сергей Высоцкий, Фокус