Проект Банковой. Что ожидает Зеленского при переезде в Украинский дом

2019-06-26 08:47:01

579 0
Проект Банковой. Что ожидает Зеленского при переезде в Украинский дом

Владимир Зеленский готовится перенести администрацию президента в другое место – из здания на улице Банковой в помещение Украинского дома на Европейской площади. Фокус узнавал, каким требованиям в сфере безопасности должно отвечать рабочее место главы государства

Еще до принятия президентской присяги Владимир Зеленский заявил, что не хочет работать в «здании с отвратительной аурой и энергетикой». После вступления в должность желания нового президента обрели контуры: 20 июня Зеленский подписал указ о реорганизации АП в офис президента. Этим займется созданная по такому случаю комиссия, которую возглавил заместитель руководителя аппарата президента Игорь Стасенко.  В тот же день появилось видео, на котором Зеленский наблюдает за представлением проекта переноса президентской канцелярии в Украинский дом. По замыслу организаторов, новый офис предусматривает создание актового зала на 500 человек, коворкинга для граждан, которые будут предлагать определенные инициативы, кафе и спортзала.

Как все начиналось

Бывший глава администрации президента Николай Белоблоцкий (1998-1999 гг.) вспоминает, что после обретения Украиной независимости в 1991 году и появления должности президента возник вопрос с организацией его рабочего места. Здание на улице Банковой вызывало неприятие, поскольку ассоциировалось с ЦК Компартии УССР. Высшее руководство страны размещалось в помещении Президиума Верховного Совета УССР.

«Ближе к президентским выборам, в ноябре 1991 года мы проводили совещание в Президиуме, решали, как разделить административные помещения. Совещание длилось около 18 часов, рассматривали Банковую, здание нынешнего МИДа на Михайловской площади, даже Дом учителя. Последний предлагал Дмитро Павлычко, как историческую данность, ведь там работал Михаил Грушевский», – рассказывает Белоблоцкий Фокусу.

По его словам, исходя из готовности здания на Банковой, было принято решение там поместить администрацию главы государства. Ветеран Управления государственной охраны Николай Худолей утверждает, что на окончательный выбор повлиял фактор отсутствия средств на оборудование АП в другом месте.

«В 91-м были идеи, но для этого нужны большие деньги, их тогда не было. Поэтому остановились на готовом варианте», – говорит Худолей Фокусу. 

Под прицелом

О степени защиты и автономных свойствах здания на улице Банковой ходят городские легенды. Утверждают, что под землей располагается бункер с системой жизнеобеспечения, доступом к метрополитену и прочей инфраструктурой, которая способна обеспечить автономное существование. Но если принять во внимание, что до августа 1941 года в здании находился штаб Киевского особого военного округа, а после войны – ЦК Компартии УССР,  то слухи имеют под собой основание.

По словам Белоблоцкого, нынешнее помещение АП имеет все необходимое для обеспечения безопасности первого лица государства. Кроме того, там находится Совет национальной безопасности и обороны, Государственное управление делами президента.

«Я не хочу делать сенсационных заявлений, не в моих правилах, но могу сказать, что там действительно есть подземные коммуникации. Они соединяют между собой Верховную Раду, Кабинет министров и АП. Можно по ним ходить или ездить, это дела не касается. Самое ценное, это то, что там подведены соответствующие коммуникации, связь и инфраструктура. Представьте себе, как охраняемый кортеж президента несколько раз за день будет перемещаться по улицам между Кабмином и Радой. А сейчас все организовано», – утверждает Белоблоцкий.

Народный депутат Игорь Попов, занимавший с 2009-го по 2010 год должность заместителя главы секретариата президента (так называлась АП во времена Виктора Ющенко), говорит Фокусу, что вся информация об особенностях безопасности здания на Банковой, а также его коммуникациях, является государственной тайной.

«Там свои меры безопасности, например, телефонный справочник абонентов «вертушки» АТС-100 и АТС-200 выдают только под подпись. Его нельзя копировать, фотографировать или выносить из кабинета», – рассказывает Попов Фокусу. 

Он отмечает, что возле АП находятся скрытые позиции, на которых круглосуточно дежурят снайперы Управления государственной охраны (УГО). Несмотря на то, что после инаугурации Зеленского проход по улице Банковой сделали свободным, снайперов никуда не убирали. 

«Там есть лежки снайперов, с четкими инструкциями, как реагировать на то или иное событие. Люди гуляют, но сверху все под контролем», – предупреждает Попов.

Возможны варианты

Белоблоцкий считает, что переезд АП в другое место будет выглядеть, как признак дурного тона. Поскольку администрация президента – это лицо государства.

«Давайте вспомним, где размещается президент Франции или США, а что находится в здании Рейхстага, с его историей? Там даже мысли не возникает что-то менять, это статус и безопасность первого лица государства», – говорит Белоблоцкий Фокусу.

Бывший мэр Киева Александр Омельченко предупреждает, что перенос офиса президента в Украинский дом приведет к транспортному коллапсу. На своей странице в Facebook он предлагает Зеленскому выбрать другой вариант, который не создаст неудобств жителям Киева. 

«Национальный комплекс «Экспоцентр Украины» (ранее – ВДНХ). Комплекс ценных сооружений архитектурного ансамбля государственного значения для офиса президента Украины. На части территорий Голосеевского парка размещены озера с белыми и черными лебедями, сотни ценных деревьев украинского и европейского происхождения. Этот комплекс пригоден как для работы, так и для проживания», – пишет Омельченко.

Он также предлагает Зеленскому на выбор здание Министерства здравоохранения, комплекс зданий больницы Козловского, конгрессо-выставочный центр «Парковый» и  Мариинский дворец.

Вопросы безопаности

Бывший председатель УГО Валерий Гелетей (2014-2019 гг.) подчеркивает, что более защищенного здания, чем на Банковой, в Киеве нет. Вместе с тем, если Зеленский все-таки примет решение переехать в Украинский дом, УГО будет выполнять свои обязанности. По его словам, перед тем как переехать в новое здание, УГО должно взять его под охрану, а для этого необходимо провести целый комплекс мер по безопасности.

«Есть свои требования к системе безопасности, которые должны быть выполнены, о чем подписан акт. Из того, что можно называть, то для здания Украинского дома необходимо разработать и обеспечить режим допуска, процедуру заезда-выезда, эвакуационные выезды, в том числе с учетом протокола приема международных делегаций. Дальше вопрос рабочего кабинета президента – это стены, окна и потолки, безопасность первого лица и защита от внешнего снятия информации», – перечисляет Фокусу Гелетей.

Он также отмечает, что снайперы должны будут дежурить вокруг нового офиса главы государства. При этом жителям близлежащих домов не следует их опасаться, уверяет Гелетей.

По словам Худолея, с точки зрения охраны, пригодным для размещения офиса главы государства можно сделать любое помещение. Но это повлечет за собой большие расходы из государственного бюджета.

Напомним, что в 2005 году Виктор Ющенко после вступления на пост президента также реорганизовывал работу администрации. АП была переименована в секретариат президента, а офис планировалось перенести в особняк в Мариинском парке, в котором находится Министерство здравоохранения. Однако столкнувшись с резко отрицательной реакцией общественности, Ющенко решил остаться на Банковой.

Loading...