Александр Дубинский: В суде у меня пока еще никто не выигрывал
Александр Дубинский, один из самых читаемых блогеров в украинском сегменте Facebook, о корпоративных коммуникациях, PR-специалистах, репутационных провалах и о том, как не создавать кризисных ситуаций самому себе
Составители рейтинга попросили меня высказать свое мнение. И никого не жалеть. Ок. Подчеркиваю, что пишу это с точки зрения FB-блогера.
Меня всегда забавляли пафос и напыщенность читателей этой колонки — пиарщиков корпоративного сектора. Я знаю всего несколько человек из мира PR, которые способны придумать что-то интересное и неожиданное. А не просто пилить бюджеты боссов и надувать щеки. И все они работают в политике или на "плюсах".
К сожалению, функция корпоративного пиарщика после кризиса свелась к ношению бумажек за шефом и подношению нужной информации типа: а) какой я молодец и б) какие они все негодяи. Функция корпоративной журналистики (о компаниях и рынках), в свою очередь, свелась к переписыванию релизов, написанных упомянутыми выше.
"Любой негатив — это ваша (собственников, менеджмента) вина. Вступайте в диалог. Объясняйте, если есть что. Если нечего — молчите"
Качество пиара у нас измеряется какими-то унылыми конкурсами, где выигрывают нужные личности с абсолютно бессмысленными и бесполезными проектами. Которые — из-за отсутствия в стране СМИ для среднего класса и читателей таких СМИ — все "до спины": бедным из-за бедности, а богатым из-за цинизма.
Исходя из этого, я редко обращаю внимание на то, что пишут пиарщики на своих страницах. Унылый, невыразительный PR меня не привлекает.
Что касается "токсичности" моих публикаций — так сформулировали вопрос для колонки, — это пример такой серости восприятия: называть правду "токсичностью" можете только вы и ваши боссы.
А все потому, что как бы вы ни одевали их в костюмы, ни делали умных интервью в умирающих изданиях, которые готовы на все за три копейки, ваши боссы, за редким исключением, так и остаются выскочками, мажорами, барыгами, схемщиками, а в случае с иностранцами — неудачниками. Все они сначала криво делают бизнес, а потом называют новости о своих проделках "токсичными" :-)
Впрочем, винить только их в этом нельзя, таков рынок — схематоза и прислуги бàре.
Поэтому почти все реакции корпоративных пиарщиков на мои публикации — неуклюжие и смехотворные. Меня попросили поименно, приведу свежайший пример: НАК "Нафтогаз". Его пиар в ответ на мое видео о воровстве колоссальных сумм на цене газа опубликовал картинку с ценой, где стоимость газа украинской добычи была просто нарисована. Тупо. Без объяснений. И на следующий день вице-премьер Кистион заявляет о сверхрентабельности Укргаздобычи и повторяет, по сути, мои выводы.
Часто ошибаюсь и я. Но поправляют меня аналитики на своих страницах. Точно не пиар. :-)
А титул "провал года" с точки зрения работы с собственной репутацией, реагирования я бы отдал ПриватБанку: такое впечатление, что и в менеджмент банка, и в пиар там набрали прохожих из "Ашана".
Спрашивают: "Можно ли говорить, что FB как более либеральная с точки зрения стандартов и регулирования среда стал более мощным инструментом компрометации или распространения неудобной информации, чем традиционные СМИ?", — сама формулировка удивительна: не делайте ерунды — вас не будут "компрометировать". Facebook свободен от любого влияния, поэтому он — самое жесткое и настоящее СМИ.
Иногда мои методы пытаются использовать против меня. Но это просто забавляет: я же не чиновник, не депутат, не ворую у акционеров — мне не нужно скрываться. Меня не любят фигуранты публикаций. Уже привык.
Есть ли у меня личные симпатии? Люди, на защиту которых я вставал в кризисных ситуациях? Есть.
Это не конфликт интересов? Нет :-) Прокурор должен реагировать по закону. А я как любое частное лицо могу по личным убеждениям и симпатиям либо антипатиям.
Если бы у меня в руках оказались сведения, компрометирующие друзей или людей, которые мне симпатичны, достойные публикации, имеющие большое социальное значение, были бы они опубликованы? Этот вопрос равнозначен тому, будет ли банк разглашать информацию о схематозе своего владельца. Или фармкомпания писать релиз о том, что их лекарства — мел. Ведь эта информация тоже социально значима :-) Кстати, моим друзьям тоже часто достается.
И рецепт от Дубинского, как реагировать на негативную публикацию Дубинского. Напомню крылатую фразу: "Тебя посодют. А ты не воруй!" Любой негатив — это ваша (собственников, менеджмента) вина. Вступайте в диалог. Объясняйте, если есть что. Если нечего — молчите. Самое глупое — подавать в суд и нажить вечного врага. Кстати, в суде у меня пока еще никто не выигрывал ;-)