Репутация нефтегазовой отрасли = инвестиционная привлекательность Украины

Нефтегазодобывающая отрасль — одна из ключевых в украинской экономике: за 2017 год компании отрасли заплатили 74,6 млрд грн налогов, что на 28% больше, чем годом ранее, и составляет почти 10% поступлений в государственный бюджет. Помимо бюджетообразующей функции, у отрасли две дополнительные большие цели — энергонезависимость и привлечение инвестиций. Какие же факторы влияют на репутацию отрасли, значение которой, без преувеличения, измеряется масштабами всей страны? Мы поинтересовались мнением Игоря Щурова, генерального директора "ДТЭК Нефтегаз" — крупнейшей частной газодобывающей компании Украины и №1 в отраслевом рейтинге репутации

Related video

Как вы считаете, какие ключевые факторы влияют на формирование репутации газодобывающей отрасли?

— Репутация отрасли складывается из многих составляющих, и ответственность за ее восприятие на международной арене и внутри страны несут в равной мере как добывающие компании, так и правительство с парламентом. Если обобщить, то я бы выделил три ключевых фактора. Первый — отраслевая бизнес-среда. Здесь речь идет о рынке с его этическими стандартами, ответственным взаимодействием с регионами присутствия, условиями развития сервисной экосистемы и т. д. Второй — репутабельность самих компаний. И третий, я бы сказал ключевой в нашем случае, — регуляторная среда, ведь отрасль может развиваться только в понятном, прогнозируемом и эффективном регуляторном поле. Ответственность за последний фактор полноправно несут законодательная и исполнительная ветви власти. И хотя сегодня развитие отечественного газодобывающего сектора стало стратегическим приоритетом государственной политики и сделано действительно немало, остаются зависшими некоторые вопросы, которые не просто замедляют, а полностью тормозят реформу сектора (речь идет о проведении аукционов. В 2017 году не проведено ни одного открытого аукциона. — Прим.).

Какую из этих топ-3 составляющих вы бы вынесли на первое место с точки зрения влияния на инвестиционную привлекательность отрасли?

— Безусловно, основной фактор в принятии инвестиционного решения для компаний — регуляторная среда. Сегодня международные инвесторы присматриваются к возможностям сектора, но их пугает отсутствие комплексности реформ — принят необходимый законопроект по снижению ренты, но не проводятся аукционы на новые участки и перспектив в решении этой проблемы не наблюдается. И речь идет не только о международных инвесторах, но и о внутренних. К примеру, "ДТЭК Нефтегаз" на протяжении последних трех лет инвестировал в бурение, геологию и технологии более 1 млрд грн ежегодно, что позволило нам увеличить добычу в три раза — с 500 млн куб. м до 1,65 млрд куб. м газа в 2017 году. Этот показатель рекордный не только для нашей компании, это исторический рекорд для всей частной газодобычи Украины. Несмотря на то что нам удалось обновить исторический максимум, темп развития, к сожалению, значительно замедлился. Сегодня мы вынужденно остановились в динамике развития и сконцентрировали усилия на поддержании имеющегося уровня добычи. Наша сегодняшняя программа бурения и развития — это результат прошлых лет в зарегулированном рынке со сложной разрешительной и фискальной системами. И я высказываю реальное опасение, что в случае растягивания во времени и ситуативности действий по реформе сектора к моменту наступления 2020 года (год, зафиксированный в правительственной Концепции развития газодобывающей отрасли, и точка, когда Украина должна выйти на самообеспечение газом. — Прим.) компании будут продолжать работать именно на поддержание существующей добычи, а некоторые даже могут показать негативную динамику.

Что необходимо сделать, чтобы отрасль получила дополнительный стимул к развитию? О каких конкретных шагах идет речь?

— В первую очередь речь идет об агрессивной политике правительства в вопросе проведения аукционов по выдаче новых лицензий. Необходимо провести несколько знаковых аукционов, на которые придут компетентные компании, сильные инвесторы с экспертизой. Также, для того чтобы восстановить динамику, необходимо дальнейшее уменьшение зарегулированности, упрощение процедуры введения месторождений в разработку и отвода земель под бурение скважин. По сути, это регулирует законопроект 3096-д, который в двух чтениях проголосован парламентом, и отрасль ожидает подписания закона президентом. Эти ключевые вопросы и ряд других сопутствующих заложат основу для нового позитивного тренда в темпах роста газодобычи на ближайшие годы. Я надеюсь, что 2018-й станет определяющим годом в реформировании отрасли.