Не топливом единым

Related video

Лидерство в рейтинге компании "Континиум" (сеть WOG, до 500 АЗК) и концерна "Галнафтогаз" (сеть ОККО, около 400 АЗК) выглядит вполне заслуженным.

Именно эти две сети автозаправочных комплексов сейчас являются "законодателями мод" в топливном ритейле — от внедрения новых видов услуг до инновационных разработок.

Сейчас Украина оказалась в первой десятке стран мира по темпам роста продаж электромобилей, что делает услугу по зарядке электрокаров востребованной. Неудивительно, что оба лидера включились в гонку за новыми клиентами — в сети ОККО уже насчитывается 35 "электрозаправок", а WOG еще в начале прошлого года заявила о намерении увеличить число зарядных станций для электромобилей на своих АЗС с 10 до 300.

Кроме того, обе сети активно развивают направление использования солнечной энергии для покрытия нужд АЗК в электричестве. Скажем, компания ОККО в прошлом году установила солнечные электростанции на крышах двух своих автозаправочных комплексов — в Киеве и Черновцах, а к концу 2018 года планирует смонтировать солнечную электростанцию мощностью 200 кВт на крыше и фасаде здания своего центрального офиса во Львове. В сети WOG количество смонтированных солнечных станций уже перевалило за десяток. Кроме того, сеть известна направлением WOG Cafe, которое уже вышло за рамки автозаправочных комплексов — от обслуживания пассажиров в поездах "Интерсити+" до отдельных кафе.

Сеть ОККО также широко известна социальным проектом "Умоляю, живи! Безопасность на дороге", который создан еще в 2014 году. С самого начала проекта через главного героя Благунчика компания призывала общественность соблюдать правила дорожного движения. Цель проекта в этом году — акцентировать внимание водителей на необходимости постоянного использования ремней безопасности и детских автокресел.

Впрочем, стоит отметить, что о любом из участников рейтинга можно рассказать много. Скажем, первопроходцем по установке солнечных батарей на автозаправочных станциях в Украине является сеть КЛО.

А совсем недавно компания SOCAR заявила о планах изучения решения блокчейн для топливного рынка в рамках проекта консорциума Canadian company PetroBLOQ.

Планируется исследовать возможности использования технологии для создания цифровых баз данных, автоматизации управления бизнес-процессами и внедрения прозрачной системы логистики неф­тепродуктов — от закупки до розничной точки.



Fullscreen

Дмитрий Марунич, сопредседатель Фонда энергетических стратегий

Качество нефтепродуктов — главный фактор риска для репутации как в переработке, так и в топливном ритейле. Рынок наводнен "серым" топливом при полном отсутствии эффективного госконтроля за качеством. Без этого, учитывая уровень культуры предпринимательства, проблема не решаема. Ей много лет, она не сдвигается с мертвой точки.

Я сомневаюсь, что нефтеперерабатывающим заводам нужен репутационный менеджмент. Кременчугский НПЗ продолжает работать в выстроенной приватовской системе вертикальной интеграции, у него есть свой рынок сбыта. Для НПЗ работа с репутацией — это повышение качества продукции, глубины переработки нефти. Нефтепереработка в Украине еще не умерла, но находится в состоянии комы — НПЗ безнадежно технологически отсталые.

Бал на топливном рынке правят крупные сети: они и импортеры, и оптовики, и розничные операторы. Инвестировать в репутацию нет надобности, все сводится к простому пиару в узком понимании. Каждая крупная сеть была уличена в торговле сомнительным топливом; АМКУ регулярно замечает ценовые сговоры лидеров рынка; были скандалы с захватами, арестом имущества. Бизнес ни одной из сетей не пострадал. Потребитель не уйдет, ведь у него нет альтернативы. Заправляться на локальных сетях или noname? Там ситуация с качеством топлива еще хуже.

Рейтинг компаний ТЭК — Нефтепереработка ритейл

Fullscreen