Выход из матрицы: антикризис "Мрии"

Нонна Шмидик, директор по коммуникациям и социальным проектам агрохолдинга «Мрия», о репутационном кризисе, информационных войнах и эффективном КСО

Related video

Вы пришли в компанию в разгар кризиса, когда предыдущие владельцы довели "Мрию" до банкротства. С каким бэкграундом вам пришлось столкнуться?

— Я пришла в "Мрию" весной 2015-го. Это был пик информационного резонанса, связанного с дефолтом компании. Задачи, поставленные перед PR-службой, по факту оказались намного сложнее, чем предполагалось, но от этого было только интереснее. Помимо финансовых проблем и глубочайшего репутационного кризиса, нам пришлось столкнуться с множественными попытками рейдерского захвата объектов недвижимости, техники и земли, а также масштабной информационной кампанией, развернутой бывшими собственниками с целью очернить новый менеджмент и "утопить" компанию. В информполе было много искаженной информации, манипуляций с фактами и откровенных фейков. Партнеры — пайщики, поставщики, местные органы власти, не имея никакой официальной информации со стороны компании, ориентировались на слухи и старались дистанцироваться от "Мрии".

"Генеральная линия "Мрии" — это прозрачность, своевременность и обоснованность в коммуникациях"

Расскажите о вашей коммуникационной стратегии.

— Генеральная линия, которой мы придерживаемся, — это прозрачность, своевременность и обоснованность в коммуникациях. При этом стараемся не продуцировать "информационный мусор" и не заваливать СМИ восторженными пресс-релизами по поводу и без. Стараемся быть объективными и честно обсуждаем проблемы.

Если говорить об антикризисных коммуникациях, то на первом этапе восстановления компании самым действенным, но при этом очень трудозатратным инструментом были личные встречи со стейкхолдерами, на которых мы рассказывали о реальном положении дел в компании, перспективах и планах, отвечали на множество вопросов. Это огромная работа, проделанная не только департаментом коммуникаций, но и всей командой "Мрии": департаментами производства, продаж и закупок, земельных ресурсов.

Что касается информационных атак, здесь важно понять характер негатива и источники. Основной заказчик негатива — бывшие собственники и менеджеры компании – принципа умеренности и достоверности явно не придерживаются, чем сами же довели ситуацию до абсурда. И если поначалу мы были вынуждены опровергать их фейковые материалы, то сейчас обвинения стали настолько нелепыми, что даже нет необходимости на них реагировать. Еще один интересный момент: в связи с дефицитом информплощадок для публикации откровенных фейков наши оппоненты решили сами создать и развивать такой ресурс. Теперь весь негатив о "Мрие" удобно собран в одном месте — на сайте "Народная правда", название которого у важных для компании стейкхолдеров уже ассоциируется с нечестностью и бывшими собственниками "Мрии".

Вы говорили, что одним из ключевых моментов коммуникации являются встречи офлайн. Расскажите об этом.

— Личные встречи на собраниях громады — основной инструмент коммуникации "Мрии" с пайщиками — собственниками земли, арендуемой компанией. Систематическое живое общение лицом к лицу, своевременное информирование о важных процессах в компании, противодействие слухам и совместное решение проблем громады путем реализации социальных проектов помогли "Мрие" завоевать доверие людей. Не сразу и не просто. Но результат стоил усилий.

Отдельного внимания заслуживает наша КСО-политика. Раньше все строилось по схеме: попроси у хозяина, хозяин даст. С 2015 года "Мрия" по собственной инициативе зафиксировала свои социальные обязательства, сделав их максимально прозрачными и одинаковыми для всех территорий присутствия агрохолдинга. На реализацию социальных проектов компания выделяет 130 грн на каждый обрабатываемый гектар, при этом громада сама решает, на какие цели отправить эти деньги.

Продолжите фразу: "Спустя три года агрохолдинг "Мрия" — это…

— Это командный успех. Причем всех департаментов, не только коммуникационного. В начале 2015 года "Мрия" ассоциировалась с самым крупным корпоративным дефолтом на постсоветском пространстве. Никто не верил, что компания сможет восстановиться. И когда мы звонили кому-то из партнеров, часто слышали вопрос: "Как? Вы еще живы?" Теперь мы слышим другой вопрос: "Как вам это удалось?", и "Мрия" упоминается как успешный кейс восстановления после банкротства. Конечно, до полного возобновления компании еще много работы, в том числе по реструктуризации долгов, но основная задача выполнена: компания выжила.