Нефинансовый отчёт: дело чести и репутации

Термин "социально ответственный бизнес" вошёл в широкий обиход в начале 1970-х годов, но на самом деле бизнес не был социально безответственным никогда. Ещё Адам Смит отмечал, что предприниматель, реализуя свои экономические интересы, достигает общественных результатов, которые даже не планировал получить. В нынешнее время компании обнародуют результаты своего участия в улучшении качества жизни общества в отчётах устойчивого развития, или нефинансовых отчётах

Зачем они нужны?

Такие отчёты начали формироваться в 1990-е годы. В ряде европейских стран законодательно закреплена их обязательность. В странах ЕС более 600 компаний попадают под действие Директивы 2014/95/EU по раскрытию нефинансовой информации. Но в Украине это пока дело добровольное.

Первопроходцами в этой сфере были крупные украинские и международные компании, а в последние годы подключились и госпредприятия, например, Укрэнерго.

Нефинансовая отчётность даёт возможность:

  • улучшить имидж компании;
  • повысить лояльность сотрудников;
  • привлечь внимание стейкхолдеров (заинтересованных сторон);
  • улучшить взаимодействие с органами власти и общественностью.

"Принимая решения о вложении средств в ту или иную компанию, инвесторы в мире и в Украине берут во внимание не только её годовые финансовые отчёты. Они проводят собственные аналитические исследования, медиамониторинги и т. д. Также всё глубже интересуются так называемой скрытой ценностью бизнеса, его нематериальными активами, в частности, стратегией КСО, результатами её выполнения и влиянием этого на репутационный капитал", — отмечает Юлия Ковалив, председатель Офиса Национального инвестиционного совета при президенте Украины.

"Один из нынешних трендов — постоянно растущие требования к раскрытию информации и прозрачности компаний со стороны общества, инвесторов и клиентов. Выход на новые рынки, в частности Европы, заставляет наши компании соответствовать этим требованиям. Поэтому, оглядываясь назад, с уверенностью могу сказать, что интерес к подготовке такой отчётности и количество украинских компаний, которые отчитываются о нефинансовой информации, постоянно растёт, и этот тренд будет продолжаться", — рассказывает ведущий специалист практики устойчивого развития в департаменте консалтинга компании Deloitte Ольга Чернигевич.

Принципы и подходы

Нефинансовые отчёты делятся на типы.

По использованию целевыми аудиториями:

  • внутренний — только для сотрудников компании;
  • внешний — для широкого круга стейкхолдеров.

По комплексности содержания:

  • экологический — о снижении негативного влияния на окружающую среду;
  • социальный — о социальных акциях, программах партнёрства с органами власти и общественностью, о деятельности в сфере охраны труда, HR и т. д.;
  • комплексный — содержит ряд подразделов, например, "О социальной ответственности", "Об устойчивом развитии" и т. д.;
  • интегрированный — объединяет финансовую и нефинансовую информацию.

По методологическому принципу:

  • в свободной форме, в основном на сайтах компаний и в виде буклетов;
  • в соответствии с международными стандартами. Наиболее распространённый стандарт — согласно рекомендациям Global Reporting Initiative (GRI). В мире также используется отчётность согласно United Nations Global Compact (UNGC), Carbon Disclosure Project (CDP), Toward Sustainable Mining (TSM).

На протяжении 2008–2010 годов 7 компаний в Украине выпустили нефинансовые отчёты по стандартам GRI. На начало 2017-го — 15.

Юлия Ковалив отмечает: чтобы публиковать интегрированную отчётность, украинские компании даже начинают менять внутренние процессы и стандарты. В последние годы, например, она появилась в компаниях "Киевстар", Lifecell, Галнафтогаз, "ДТЭК", "Метинвест", "Мироновский хлебопродукт", "Оболонь", "Новая почта" и др.

"Для них отчёт превратился в инструмент взаимодействия с инвесторами. Более того, прозрачная отчётность компании о деятельности в области устойчивого развития является частью системы compliance и напрямую влияет не только на репутацию, но и на капитализацию компании. По данным Ocean Tomo, доля нематериальных активов в составе рыночной стоимости компаний из списка S&P 500 возросла с 32% в 1975 году до 84% в 2015-м. Нефинансовой отчётностью чаще всего интересуются инвесторы, работающие на рынках энергетики, добычи, а также игроки производственного и ритейл-секторов, финансового сектора. Украинские компании в основном формируют отчётность по тем же стандартам, что и международные. Как правило, отчёт содержит ключевые цифры о компании, финансовые показатели, данные о позиции на рынке и системе управления, о социальных проектах и их результатах, о влиянии компании на окружающую среду и путях минимизации негативных последствий", — подчёркивает Ковалив.

Так, Концерн "Галнафтогаз" (сеть АЗК "ОККО") регулярно публикует свои нефинансовые отчёты с 2008 года. А с 2012-го компания выпускает отчёт по методике и требованиям Глобальной инициативы отчётности GRI. "Учитывая современные европейские тренды оформления отчётов по устойчивому развитию, прошлогодний отчёт реализован в формате landing page. Это позволяет в интерактивной форме просмотреть основные достижения компании, а также, принимая во внимание стратегию Go Green, снимает потребность в печати отчёта. Такой линии мы планируем придерживаться и в этом году", — рассказывает руководитель департамента корпоративных коммуникаций сети АЗК "ОККО" Ярослава Полякова.

Компания "ДТЭК" опубликовала годовой отчёт за 2017 год. Он стал пятым интегрированным отчётом и восьмым, раскрывающим информацию о деятельности компании в области устойчивого развития. Такие отчёты готовятся по стандартам GRI и отражают изменения, происходящие в рамках этого стандарта. Например, в 2016 году на сайте Global Reporting Initiative были размещены новые стандарты отчётности в области устойчивого развития. Они более глубокого исследуют деятельность компании и вводят ряд новых показателей. Соответственно, это вызвало изменения в годовом отчёте компании, чтобы соответствовать новым требованиям. В любом случае задача отчёта — максимально информировать заинтересованные стороны о деятельности компании. Сегодня такие отчёты становятся частью корпоративной культуры.

"Новая почта" составляет ежегодные отчёты по стандартам GRI с 2016 года. Компания активно работает над решением ключевых задач в сфере борьбы с последствиями военных действий в Украине, пропагандирует здоровый образ жизни и чтение книг, стимулирует развитие предпринимательства и т. д. Для достижения этих целей компания реализует собственные проекты, а также сотрудничает со стратегическими партнёрами.

А стоит ли усложнять?

В большинстве компаний нефинансовые отчёты готовят свои специалисты. Но если нет необходимого опыта, стоит обратиться в консалтинговые компании.

"Для компании, впервые готовящей нефинансовую отчётность, этот процесс достаточно сложный и во многом непонятный. Она должна сделать глубинный анализ деятельности, приоритизировать заинтересованные стороны, определить главные интересующие вопросы, собрать данные департаментов для их раскрытия. Без знания стандартов и опыта применения трудно сразу подготовить качественный документ, — разъясняет Ольга Чернигевич. — Консультант помогает компаниям пройти этот процесс относительно безболезненно, а также даёт рекомендации по улучшению практик устойчивого развития".

Впрочем, иногда нужны советы и по упрощению отчётности. Несколько лет назад в ЕС было принято дополнение к соответствующим нормативным актам. Оно обязывало компании, кроме традиционного отчёта по стандартам GRI, на 1-2 страницах рассказать в доступной форме, в цифрах и картинках, о своих результатах в сфере КСО. Это делает информацию доступной для общества.

Можно ли обойтись без нефинансовых отчётов?

Можно, ведь в Украине они пока не обязательны. Но с начала этого года в ЕС введено требование раскрытия нефинансовых показателей для компаний, в которых работает более 500 человек и оборот средств превышает 40 млн евро в год. А это более 18 тыс. компаний. Учитывая европейский вектор Украины, возможно, внедрение такого требования со временем станет нормой и у нас.