Нефинансовый отчет: дело чести и репутации
Термин "социально ответственный бизнес" вошел в широкий обиход в начале 1970-х годов, но на самом деле бизнес не был социально безответственным никогда. Еще Адам Смит отмечал, что предприниматель, реализуя свои экономические интересы, достигает общественных результатов, которые даже не планировал получить. В нынешнее время компании обнародуют результаты своего участия в улучшении качества жизни общества в отчетах устойчивого развития, или нефинансовых отчетах
Зачем они нужны?
Такие отчеты начали формироваться в 1990-е годы. В ряде европейских стран законодательно закреплена их обязательность. В странах ЕС более 600 компаний попадают под действие Директивы 2014/95/EU по раскрытию нефинансовой информации. Но в Украине это пока дело добровольное.
Первопроходцами в этой сфере были крупные украинские и международные компании, а в последние годы подключились и госпредприятия, например, Укрэнерго.
Нефинансовая отчетность дает возможность:
- улучшить имидж компании;
- повысить лояльность сотрудников;
- привлечь внимание стейкхолдеров (заинтересованных сторон);
- улучшить взаимодействие с органами власти и общественностью.
"Принимая решения о вложении средств в ту или иную компанию, инвесторы в мире и в Украине берут во внимание не только ее годовые финансовые отчеты. Они проводят собственные аналитические исследования, медиамониторинги и т. д. Также все глубже интересуются так называемой скрытой ценностью бизнеса, его нематериальными активами, в частности, стратегией КСО, результатами ее выполнения и влиянием этого на репутационный капитал", — отмечает Юлия Ковалив, председатель Офиса Национального инвестиционного совета при президенте Украины.
"Один из нынешних трендов — постоянно растущие требования к раскрытию информации и прозрачности компаний со стороны общества, инвесторов и клиентов. Выход на новые рынки, в частности Европы, заставляет наши компании соответствовать этим требованиям. Поэтому, оглядываясь назад, с уверенностью могу сказать, что интерес к подготовке такой отчетности и количество украинских компаний, которые отчитываются о нефинансовой информации, постоянно растет, и этот тренд будет продолжаться", — рассказывает ведущий специалист практики устойчивого развития в департаменте консалтинга компании Deloitte Ольга Чернигевич.
Принципы и подходы
Нефинансовые отчеты делятся на типы.
По использованию целевыми аудиториями:
- внутренний — только для сотрудников компании;
- внешний — для широкого круга стейкхолдеров.
По комплексности содержания:
- экологический — о снижении негативного влияния на окружающую среду;
- социальный — о социальных акциях, программах партнерства с органами власти и общественностью, о деятельности в сфере охраны труда, HR и т. д.;
- комплексный — содержит ряд подразделов, например, "О социальной ответственности", "Об устойчивом развитии" и т. д.;
- интегрированный — объединяет финансовую и нефинансовую информацию.
По методологическому принципу:
- в свободной форме, в основном на сайтах компаний и в виде буклетов;
- в соответствии с международными стандартами. Наиболее распространенный стандарт — согласно рекомендациям Global Reporting Initiative (GRI). В мире также используется отчетность согласно United Nations Global Compact (UNGC), Carbon Disclosure Project (CDP), Toward Sustainable Mining (TSM).
На протяжении 2008–2010 годов 7 компаний в Украине выпустили нефинансовые отчеты по стандартам GRI. На начало 2017-го — 15.
Юлия Ковалив отмечает: чтобы публиковать интегрированную отчетность, украинские компании даже начинают менять внутренние процессы и стандарты. В последние годы, например, она появилась в компаниях "Киевстар", Lifecell, Галнафтогаз, "ДТЭК", "Метинвест", "Мироновский хлебопродукт", "Оболонь", "Новая почта" и др.
"Для них отчет превратился в инструмент взаимодействия с инвесторами. Более того, прозрачная отчетность компании о деятельности в области устойчивого развития является частью системы compliance и напрямую влияет не только на репутацию, но и на капитализацию компании. По данным Ocean Tomo, доля нематериальных активов в составе рыночной стоимости компаний из списка S&P 500 возросла с 32% в 1975 году до 84% в 2015-м. Нефинансовой отчетностью чаще всего интересуются инвесторы, работающие на рынках энергетики, добычи, а также игроки производственного и ритейл-секторов, финансового сектора. Украинские компании в основном формируют отчетность по тем же стандартам, что и международные. Как правило, отчет содержит ключевые цифры о компании, финансовые показатели, данные о позиции на рынке и системе управления, о социальных проектах и их результатах, о влиянии компании на окружающую среду и путях минимизации негативных последствий", — подчеркивает Ковалив.
Так, Концерн "Галнафтогаз" (сеть АЗК "ОККО") регулярно публикует свои нефинансовые отчеты с 2008 года. А с 2012-го компания выпускает отчет по методике и требованиям Глобальной инициативы отчетности GRI. "Учитывая современные европейские тренды оформления отчетов по устойчивому развитию, прошлогодний отчет реализован в формате landing page. Это позволяет в интерактивной форме просмотреть основные достижения компании, а также, принимая во внимание стратегию Go Green, снимает потребность в печати отчета. Такой линии мы планируем придерживаться и в этом году", — рассказывает руководитель департамента корпоративных коммуникаций сети АЗК "ОККО" Ярослава Полякова.
Компания "ДТЭК" опубликовала годовой отчет за 2017 год. Он стал пятым интегрированным отчетом и восьмым, раскрывающим информацию о деятельности компании в области устойчивого развития. Такие отчеты готовятся по стандартам GRI и отражают изменения, происходящие в рамках этого стандарта. Например, в 2016 году на сайте Global Reporting Initiative были размещены новые стандарты отчетности в области устойчивого развития. Они более глубокого исследуют деятельность компании и вводят ряд новых показателей. Соответственно, это вызвало изменения в годовом отчете компании, чтобы соответствовать новым требованиям. В любом случае задача отчета — максимально информировать заинтересованные стороны о деятельности компании. Сегодня такие отчеты становятся частью корпоративной культуры.
"Новая почта" составляет ежегодные отчеты по стандартам GRI с 2016 года. Компания активно работает над решением ключевых задач в сфере борьбы с последствиями военных действий в Украине, пропагандирует здоровый образ жизни и чтение книг, стимулирует развитие предпринимательства и т. д. Для достижения этих целей компания реализует собственные проекты, а также сотрудничает со стратегическими партнерами.
А стоит ли усложнять?
В большинстве компаний нефинансовые отчеты готовят свои специалисты. Но если нет необходимого опыта, стоит обратиться в консалтинговые компании.
"Для компании, впервые готовящей нефинансовую отчетность, этот процесс достаточно сложный и во многом непонятный. Она должна сделать глубинный анализ деятельности, приоритизировать заинтересованные стороны, определить главные интересующие вопросы, собрать данные департаментов для их раскрытия. Без знания стандартов и опыта применения трудно сразу подготовить качественный документ, — разъясняет Ольга Чернигевич. — Консультант помогает компаниям пройти этот процесс относительно безболезненно, а также дает рекомендации по улучшению практик устойчивого развития".
Впрочем, иногда нужны советы и по упрощению отчетности. Несколько лет назад в ЕС было принято дополнение к соответствующим нормативным актам. Оно обязывало компании, кроме традиционного отчета по стандартам GRI, на 1-2 страницах рассказать в доступной форме, в цифрах и картинках, о своих результатах в сфере КСО. Это делает информацию доступной для общества.
Можно ли обойтись без нефинансовых отчетов?
Можно, ведь в Украине они пока не обязательны. Но с начала этого года в ЕС введено требование раскрытия нефинансовых показателей для компаний, в которых работает более 500 человек и оборот средств превышает 40 млн евро в год. А это более 18 тыс. компаний. Учитывая европейский вектор Украины, возможно, внедрение такого требования со временем станет нормой и у нас.