Все статьиВсе новостиВсе мнения
Презентации и спецпроекты
Авторы
Красивая странаРейтинги фокуса
<span class="label red">Спецпроект</span> Нефинансовый отчёт: дело чести и репутации

Спецпроект Нефинансовый отчёт: дело чести и репутации

Термин "социально ответственный бизнес" вошёл в широкий обиход в начале 1970-х годов, но на самом деле бизнес не был социально безответственным никогда. Ещё Адам Смит отмечал, что предприниматель, реализуя свои экономические интересы, достигает общественных результатов, которые даже не планировал получить. В нынешнее время компании обнародуют результаты своего участия в улучшении качества жизни общества в отчётах устойчивого развития, или нефинансовых отчётах

010

Зачем они нужны?

Такие отчёты начали формироваться в 1990-е годы. В ряде европейских стран законодательно закреплена их обязательность. В странах ЕС более 600 компаний попадают под действие Директивы 2014/95/EU по раскрытию нефинансовой информации. Но в Украине это пока дело добровольное.

Первопроходцами в этой сфере были крупные украинские и международные компании, а в последние годы подключились и госпредприятия, например, Укрэнерго.

Нефинансовая отчётность даёт возможность:

  •  улучшить имидж компании;
  •  повысить лояльность сотрудников;
  •  привлечь внимание стейкхолдеров (заинтересованных сторон);
  •  улучшить взаимодействие с органами власти и общественностью.

"Принимая решения о вложении средств в ту или иную компанию, инвесторы в мире и в Украине берут во внимание не только её годовые финансовые отчёты. Они проводят собственные аналитические исследования, медиамониторинги и т. д. Также всё глубже интересуются так называемой скрытой ценностью бизнеса, его нематериальными активами, в частности, стратегией КСО, результатами её выполнения и влиянием этого на репутационный капитал", — отмечает Юлия Ковалив, председатель Офиса Национального инвестиционного совета при президенте Украины.

"Один из нынешних трендов — постоянно растущие требования к раскрытию информации и прозрачности компаний со стороны общества, инвесторов и клиентов. Выход на новые рынки, в частности Европы, заставляет наши компании соответствовать этим требованиям. Поэтому, оглядываясь назад, с уверенностью могу сказать, что интерес к подготовке такой отчётности и количество украинских компаний, которые отчитываются о нефинансовой информации, постоянно растёт, и этот тренд будет продолжаться", — рассказывает ведущий специалист практики устойчивого развития в департаменте консалтинга компании Deloitte Ольга Чернигевич.

Принципы и подходы

Нефинансовые отчёты делятся на типы.

По использованию целевыми аудиториями:

  • внутренний — только для сотрудников компании;
  • внешний — для широкого круга стейкхолдеров.

По комплексности содержания:

  • экологический — о снижении негативного влияния на окружающую среду;
  • социальный — о социальных акциях, программах партнёрства с органами власти и общественностью, о деятельности в сфере охраны труда, HR и т. д.;
  • комплексный — содержит ряд подразделов, например, "О социальной ответственности", "Об устойчивом развитии" и т. д.;
  • интегрированный — объединяет финансовую и нефинансовую информацию.

По методологическому принципу:

  • в свободной форме, в основном на сайтах компаний и в виде буклетов;
  • в соответствии с международными стандартами. Наиболее распространённый стандарт — согласно рекомендациям Global Reporting Initiative (GRI). В мире также используется отчётность согласно United Nations Global Compact (UNGC), Carbon Disclosure Project (CDP), Toward Sustainable Mining (TSM).

На протяжении 2008–2010 годов 7 компаний в Украине выпустили нефинансовые отчёты по стандартам GRI. На начало 2017-го — 15.

Юлия Ковалив отмечает: чтобы публиковать интегрированную отчётность, украинские компании даже начинают менять внутренние процессы и стандарты. В последние годы, например, она появилась в компаниях "Киевстар", Lifecell, Галнафтогаз, "ДТЭК", "Метинвест", "Мироновский хлебопродукт", "Оболонь", "Новая почта" и др.

"Для них отчёт превратился в инструмент взаимодействия с инвесторами. Более того, прозрачная отчётность компании о деятельности в области устойчивого развития является частью системы compliance и напрямую влияет не только на репутацию, но и на капитализацию компании. По данным Ocean Tomo, доля нематериальных активов в составе рыночной стоимости компаний из списка S&P 500 возросла с 32% в 1975 году до 84% в 2015-м. Нефинансовой отчётностью чаще всего интересуются инвесторы, работающие на рынках энергетики, добычи, а также игроки производственного и ритейл-секторов, финансового сектора. Украинские компании в основном формируют отчётность по тем же стандартам, что и международные. Как правило, отчёт содержит ключевые цифры о компании, финансовые показатели, данные о позиции на рынке и системе управления, о социальных проектах и их результатах, о влиянии компании на окружающую среду и путях минимизации негативных последствий", — подчёркивает Ковалив.

Так, Концерн "Галнафтогаз" (сеть АЗК "ОККО") регулярно публикует свои нефинансовые отчёты с 2008 года. А с 2012-го компания выпускает отчёт по методике и требованиям Глобальной инициативы отчётности GRI. "Учитывая современные европейские тренды оформления отчётов по устойчивому развитию, прошлогодний отчёт реализован в формате landing page. Это позволяет в интерактивной форме просмотреть основные достижения компании, а также, принимая во внимание стратегию Go Green, снимает потребность в печати отчёта. Такой линии мы планируем придерживаться и в этом году", — рассказывает руководитель департамента корпоративных коммуникаций сети АЗК "ОККО" Ярослава Полякова.

Компания "ДТЭК" опубликовала годовой отчёт за 2017 год. Он стал пятым интегрированным отчётом и восьмым, раскрывающим информацию о деятельности компании в области устойчивого развития. Такие отчёты готовятся по стандартам GRI и отражают изменения, происходящие в рамках этого стандарта. Например, в 2016 году на сайте Global Reporting Initiative были размещены новые стандарты отчётности в области устойчивого развития. Они более глубокого исследуют деятельность компании и вводят ряд новых показателей. Соответственно, это вызвало изменения в годовом отчёте компании, чтобы соответствовать новым требованиям. В любом случае задача отчёта — максимально информировать заинтересованные стороны о деятельности компании. Сегодня такие отчёты становятся частью корпоративной культуры.

"Новая почта" составляет ежегодные отчёты по стандартам GRI с 2016 года. Компания активно работает над решением ключевых задач в сфере борьбы с последствиями военных действий в Украине, пропагандирует здоровый образ жизни и чтение книг, стимулирует развитие предпринимательства и т. д. Для достижения этих целей компания реализует собственные проекты, а также сотрудничает со стратегическими партнёрами.

А стоит ли усложнять?

В большинстве компаний нефинансовые отчёты готовят свои специалисты. Но если нет необходимого опыта, стоит обратиться в консалтинговые компании.

"Для компании, впервые готовящей нефинансовую отчётность, этот процесс достаточно сложный и во многом непонятный. Она должна сделать глубинный анализ деятельности, приоритизировать заинтересованные стороны, определить главные интересующие вопросы, собрать данные департаментов для их раскрытия. Без знания стандартов и опыта применения трудно сразу подготовить качественный документ, — разъясняет Ольга Чернигевич. — Консультант помогает компаниям пройти этот процесс относительно безболезненно, а также даёт рекомендации по улучшению практик устойчивого развития".

Впрочем, иногда нужны советы и по упрощению отчётности. Несколько лет назад в ЕС было принято дополнение к соответствующим нормативным актам. Оно обязывало компании, кроме традиционного отчёта по стандартам GRI, на 1-2 страницах рассказать в доступной форме, в цифрах и картинках, о своих результатах в сфере КСО. Это делает информацию доступной для общества.

Можно ли обойтись без нефинансовых отчётов?

Можно, ведь в Украине они пока не обязательны. Но с начала этого года в ЕС введено требование раскрытия нефинансовых показателей для компаний, в которых работает более 500 человек и оборот средств превышает 40 млн евро в год. А это более 18 тыс. компаний. Учитывая европейский вектор Украины, возможно, внедрение такого требования со временем станет нормой и у нас.

Клавдия Шевелюк

Консультант по устойчивому развитию, сооснователь Responsible Future

– Безусловно, нефинансовые отчёты — важный вклад в репутационный капитал компании. Любому отчёту предшествует анализ, стратегия, подробный план проектов и задач, а также измеримые критерии оценки (KPIs) достижения поставленных целей по принципу "что можно измерить, тем можно управлять".

Если изначально цели фокусируются на решении глобальных проблем и при этом в их решении усматривается материальная выгода для компании, такая стратегия носит устойчивый характер. Стратегия же, когда компания фокусируется лишь на росте прибыли, но безответственно черпает ресурсы (природные, человеческие и т. п.), без учёта интересов и ценностей стейкхолдеров, противоречит принципам устойчивости, а значит, будет недолгосрочной. Соцпроекты и инициативы должны соотноситься прямо или косвенно с основной деятельностью компании, отвечать её интересам и ценностям. Если проект решает важную социальную задачу, но не связан с деятельностью компании, его можно рассматривать как благотворительную деятельность, меценатство. Не совсем корректно рассматривать устойчивое развитие компании и, соответственно, её нефинансовые отчёты как элемент маркетинга. Скорее наоборот, маркетинг может играть важную роль в устойчивом развитии компании.

Для международных национальных компаний важно, чтобы их партнёры в развивающихся странах были честными, прозрачными и подотчётными. ЕС давно обязал международные компании готовить нефинансовые отчёты в своих странах, например, по стандартам GRI. Такие компании уже выбрали для себя приоритеты среди 17 глобальных целей устойчивого развития (ЦУР) и сформулировали своё видение-2030.

А для украинских предприятий среднего и малого бизнеса нефинансовый отчёт пока вторичен. Для них ориентиром в стратегиях устойчивого развития может быть национальный отчёт Министерства экономического развития и торговли по Глобальным целям устойчивого развития (сентябрь 2017 г.), в котором определены национальные цели и задачи с индикаторами их достижения.

1
Делятся
Google+

ФОКУС, 2008 – 2017.
Все права на материалы, опубликованные на данном ресурсе, принадлежат ООО "ФОКУС МЕДИА". Какое-либо использование материалов без письменного разрешения ООО "ФОКУС МЕДИА" - запрещено. При использовании материалов с данного ресурса гиперссылка www.focus.ua обязательна.

Данный ресурс — для пользователей возрастом от 18 лет и старше.

Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство ИнА "Українські Новини", в каком-либо виде строго запрещены.

Все материалы, которые размещены на этом сайте со ссылкой на агентство "Интерфакс-Украина", не подлежат дальнейшему воспроизведению и/или распространению в любой форме, кроме как с письменного разрешения агентства.

Материалы с плашками "Р", "Новости партнеров", "Новости компаний", "Новости партий", "Инновации", "Позиция", "Спецпроект при поддержке" публикуются на коммерческой основе.