Все статьиВсе новостиВсе мнения
Общество
Мнения
Красивая странаРейтинги фокуса

Феллини и гастарбайтерши

Феллини и гастарбайтерши
Киевский Театр им. Ивана Франко подготовил к 8 Марта спектакль  «Я вспоминаю... Амаркорд». Фокус побывал на репетициях и узнал у режиссёра Александра Белозуба подробности задуманной им постановки
000


Дата премьеры выбрана не случайно. Режиссёр признаётся, что выпустить спектакль именно к этому празднику было для него принципиально важно, ведь его работа – для женщин и о женщинах. А также о том, что необходимо менять отношение к слабому полу и особенно к 8 Марта. – Праздник несовместим с фальшивыми тюльпанами и улыбками, – объясняет свою позицию режиссёр Александр Белозуб. – В финале спектакля будет как раз такой фальшивый праздник, когда все друг друга поздравляют и дарят эти цветочные веники. Но ведь это так: на один день навели марафет для женщин, а 9 марта начинается всё с начала. И это как раз та болезненная тема, на которой я акцентирую внимание зрителей.

Украинки в бегах.  «Счастье – не в том, чтобы куда-то убежать», – считает режиссёр, и одна из героинь наглядно иллюстрирует его слова
Украинки в бегах.  «Счастье – не в том, чтобы куда-то убежать», – считает режиссёр, и одна из героинь наглядно иллюстрирует его слова

Сама толерантность.  Александра Белозуба деспотичным постановщиком не назовёшь. Он позволяет актёрам отступать от литературного текста и вносить в монологи отсебятину
Сама толерантность.  Александра Белозуба деспотичным постановщиком не назовёшь. Он позволяет актёрам отступать от литературного текста и вносить в монологи отсебятину



8 женщин
Рассказать зрителям о женщинах режиссёр Александр Белозуб и автор литературного материала Елена Сикорская решили с помощью социальной темы. Постановка строится на монологах семи абсолютно разных украинских женщин. Единственное, что их объединяет, – все они эмигрировали в Италию на заработки.

 



«Амаркорд» Феллини
(Италия – Франция, 1973) 

Жанр:
комедия
Режиссёр: Федерико Феллини
Сценарий: Тонино Гуэрра
В ролях: Пупелла Маджо, Армандо Бранча, Магали Ноэль, Чиччо Инграссиа
Премия «Оскар» 1974 года за лучший иностранный фильм и ещё две номинации – «Лучший режиссёр» (Феллини) и «Лучший сценарий» (Гуэрра).

На романьольском диалекте курортного городка Римини, где родился и вырос Федерико Феллини, «амаркорд» означает «я вспоминаю». Хотя режиссёр и отрицал, что это автобиографическое произведение, всё-таки соглашался, что многие детали он взял из своего детства. Действие картины происходит в итальянской провинции в 20–30-х годах прошлого века, когда диктатура Муссолини только-только начала поднимать свою холёную голову. Чернорубашечники становятся всё наглее и агрессивнее. Любой другой режиссёр на месте Феллини не удержался бы от гнетущих красок и «чернухи». Но любое детство не содержит неизбывной трагичности. Жизнь продолжается, и она не изменилась в своих повседневных проявлениях. Тот же ритм, те же заботы и радости. Даже расправы фашистов с несогласными носят комический характер – например, их поят касторкой. Комедия-буф сменяется трагикомедией, драматические эпизоды – карнавальным шествием ярких и трогательных образов. Сочные краски, операторская работа и волшебная музыка Нино Роты создают атмосферу сна-воспоминания.


Однако даже при всей социальной остроте темы морализаторства в «Я вспоминаю…» не найти, не зря жанр спектакля обозначен как трагикомедия. Драматичные сюжеты из жизни героини, которую бил муж, соседствуют с саркастичными зарисовками из учительского прошлого другой и комедийными эпизодами из итальянского настоящего третьей. Женщина приехала в Италию искать истинных мужчин и действительно нашла любовь. Её любят собаки, которых она выгуливает.

– Мы без опаски смотрим на эту проблему: миграция женщин на подъёме сил, – говорит режиссёр. – У нас всё – цирк.

Причём вперемежку с провокацией: по замыслу авторов, зритель должен постоянно путаться, где жизнь, а где уже театр. Чередовать реальность с вымыслом помогают и декорации. Действие происходит в павильоне № 1 известной итальянской киностудии «Чинечитта», и её работники, перетаскивающие реквизит с места на место, то и дело вмешиваются в происходящее на сцене.

– Принцип этого павильона диктует приём игры, – объясняет
Александр Белозуб. – Например, актриса выходит и говорит: «Дайте мне дождь. Мне грустно, дайте мне дождь!» И мы понимаем, что искусственный дождь на сцене можно создать, а настоящий – уже нет.

В результате на зонт героини льётся вода из чайника, настоящий поезд заменяется звуком паровозного гудка, а сцена то и дело утопает в клубах дыма и лучах яркого света – по просьбе той или другой героини.

Но в финале к одной из героинь приезжает сын, которого она не видела пять лет. Из 15-летнего подростка он превратился в 20-летнего взрослого человека, и мать уже не знает, о чём с ним говорить. И тогда вымышленный цирк, происходящий на сцене, оборачивается реальной трагедией. «Как всегда у Феллини», – озвучивает свои киноаллюзии режиссёр.


Украинки в Римини

Идея использовать павильон студии «Чинечитта» в качестве декорации возникла у сценографа Театра им. Ивана Франко Владимира Карашевского вполне закономерно. Именно в нём Федерико Феллини снял большинство своих фильмов. А фигуру легендарного итальянца для спектакля можно назвать ключевой.

И дело даже не в названии «Амаркорд», хотя и это совпадение не случайно. «Это мой любимый фильм Феллини, и он затрагивает очень важную тему, созвучную с нашей: в маленьком городе развиваются многие судьбы, и каждый из этого города пытается вырваться в большой мир. Когда же ему дают возможность вырваться, он начинает плакать и бояться. Но ведь не всегда счастье заключается в том, чтобы убежать куда-то», – объясняет режиссёр своё понимание известного фильма.

Олицетворяет эту мысль и героиня «Амаркорда» Феллини Градиска, которая также появляется в спектакле. Она водит персонажей постановки Александра Белозуба по павильону и мелькает в промежутках между их монологами. Однако решающую роль фигура итальянского режиссёра сыграла ещё на самой первой стадии, когда идея спектакля только-только зарождалась.

Чемодан – не крокодил!Драматичные и волнующие эпизоды спектакля чередуются с сатиричными и комичными
Чемодан – не крокодил! Драматичные и волнующие эпизоды спектакля чередуются с сатиричными и комичными

 


Путешествуя летом по Италии, Александр Белозуб побывал в городке Римини на могиле Феллини и Джульетты Мазины. «Потом я шёл по городу и встретил двух женщин, которые ругались матом и говорили по-украински. Когда я у них спросил на украинском, как мне куда-то пройти, они не удивились. Рявкнули: «Треба іти туди», и пошли дальше. И вот это был один из болевых моментов», – описывает режиссёр отправную точку своего вдохновения.

Окончательно идея оформилась уже по пути из Италии в Украину. История с женщинами-заробитчанками наложилась на впечатления от Римини, малой родины Феллини, и на воспоминания об «Амаркорде». «Ведь фильм «Амаркорд» о чём? О нитях любви, которые связывают людей, любви к родине, к матери. Когда они обрываются, происходит эмиграция, – рассуждает Белозуб. – Это очень страшно, когда мать бросает детей и уезжает. И эти нити – не резиновые, они не растягиваются, а просто рвутся».

Выпить и не подраться? Семь героинь рассказывают о нелёгкой женской доле и выясняют отношения между собой. Чтобы комичное побоище выглядело правдоподобно, актрисы его добросовестно репетируют
Выпить и не подраться? Семь героинь рассказывают о нелёгкой женской доле и выясняют отношения между собой. Чтобы комичное побоище выглядело правдоподобно, актрисы его добросовестно репетируют



В процессе репетиций к первоначальной идее что-то из своего личного опыта добавила каждая актриса. Александр Белозуб – демократичный режиссёр, позволяющий актёрам идти иногда даже против литературного материала. Главное для него – человеческий фактор и атмосфера на репетициях.

Обстановкой за кулисами «Я вспоминаю… Амаркорд» режиссёр остался доволен. Так что на премьере зрители могут рассчитывать на то, что из алхимических опытов, как сам Александр Белозуб называет свою работу, появится новый бриллиант в не слишком богатой громкими событиями театральной жизни Киева.

 


 

Ближайшие премьеры в киевских театрах

Что: «Бесхребетность. Вечер для людей с нарушенной осанкой»
Автор: Ингрид Лаузунд (Германия)

Где: Центр современного искусства «Дах»
Режиссёр: Владислав Троицкий
Когда: 13 марта
Пока глянцевые журналы с возрастающим пиететом пишут об офисном планктоне и культуре «манагеров», в ЦСИ «Дах» ставят на эту тему спектакль. Пьеса о нынешних обитателях офисов. Остроумные, порой отдающие драмой размышления на тему мрачной современной бюрократии. И дух Кафки бродит под стенами театра…

Что: «Лолита»
Автор: Владимир Набоков
Где: Киевский государственный академический театр драмы
и комедии на Левом берегу
Режиссёр: Андрей Билоус
Когда: 14 марта
Билоус обратился к скандальной и многажды театрализированной классике. Помогали ему в амбициозном проекте все ведущие специалисты театра. В главных ролях заняты не последние актёры. Гумберта Гумберта репетируют Николай Боклан и Дмитрий Суржиков, а Лолиту сыграет недавняя студентка Ольга Лукьяненко (на фото), которая уже успела получить премию «Киевская Пектораль» за роль Джульетты.

Что:
«Норма»

Автор: Винченцо Беллини
Где: Национальная опера Украины им. Т. Шевченко
Режиссёр: Анатолий Соловьяненко
Когда: 29 марта
Эту оперу киевляне последний раз слышали в позапрошлом веке, да и то от итальянских гастролёров. Однако в прошлом году, к новому театральному сезону, команда киевского оперного театра во главе с молодым режиссёром Анатолием Соловьяненко поставила классическое произведение на своей сцене. В основе киевской постановки – каноническая партитура Беллини. Но при этом история из жизни древних друидов осовременена с помощью технических средств, которые Беллини и в страшном сне не могли привидеться.

Что:
«Ревизор»

Автор: Николай Гоголь
Где: Национальный академический театр русской драмы им. Леси Украинки
Режиссёр: Юрий Аксёнов (Санкт-Петербург)
Когда: 9 марта
Руководство киевского Театра русской драмы пригласило для новой постановки команду россиян. Санкт-петербуржцы объединили усилия со звёздами украинского театра и выдали новый сценический вариант бессмертной пьесы. В как всегда актуальном «Ревизоре» заняты Лариса Кадочникова, Ольга Сумская (на фото), Антон Мухарский и другие.

0
Делятся
Google+
Подписка на фокус
Наши ленты

ФОКУС, 2008 – 2017.
Все права на материалы, опубликованные на данном ресурсе, принадлежат ООО "ФОКУС МЕДИА". Какое-либо использование материалов без письменного разрешения ООО "ФОКУС МЕДИА" - запрещено. При использовании материалов с данного ресурса гиперссылка www.focus.ua обязательна.

Данный ресурс — для пользователей возрастом от 18 лет и старше.

Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство ИнА "Українські Новини", в каком-либо виде строго запрещены.

Все материалы, которые размещены на этом сайте со ссылкой на агентство "Интерфакс-Украина", не подлежат дальнейшему воспроизведению и/или распространению в любой форме, кроме как с письменного разрешения агентства.

Материалы с плашками "Р", "Новости партнеров", "Новости компаний", "Новости партий", "Инновации", "Позиция", "Спецпроект при поддержке" публикуются на коммерческой основе.