Доступных пляжей в Крыму становится все меньше

Большую часть береговой линии ЮБК украшают таблички «Вход запрещен». И хотя это противоречит законам,  доступных пляжей с каждым годом становится все меньше

Related video

"Это частная собственность, уходите", – сказали программисту из Сум Григорию Бронштейну, когда он вместе с друзьями расположился на одном из диких пляжей мыса Сарыч на южном побережье Крыма. Двое охранников появились раньше, чем друзья успели окунуться в море, и без церемоний выпроводили туристов прочь.

В похожей ситуации регулярно оказываются не только туристы с рюкзаками за спиной, подобные Григорию, но и аборигены и вполне респектабельные отдыхающие, снимающие у них жилье. Местные власти сдают в аренду или отдают под застройку все больше крымских пляжей.

Пляжный захват
Очередной забор появился на одном из пляжей Алупки в марте. "Некая фирма "Гарант-Плюс" получила 21 сотку пляжа, официально – под рекреационное обслуживание. Раньше это была территория дикого пляжа. Теперь она охраняется казаками, которые находятся здесь якобы для охраны правопорядка", – рассказывает член инициативной группы жителей Алупки Наталья Боброва.

Жители поселка говорят, что дикий пляж всегда был излюбленным местом отдыха для них и для их гостей. В апреле сельчане, возмущенные передачей пляжа в долгосрочную аренду, а также планами его застройки, собрали несколько сотен подписей под требованием прекратить полномочия исполкома Алупки. Когда это не помогло, терпение местных жителей лопнуло, и они сломали ограждения, лишавшие их доступа к морю.

Заборы на алупкинских пляжах стали появляться уже давно. Все началось с частного пляжа под бывшим санаторием "Зеленый мыс": участок у моря огородили железной решеткой еще в начале 2000-х годов. Санаторий прекратил свое существование, его земля и корпуса перешли в частные руки, а пляжем с тех пор пользуются немногочисленные гости дачи, в которую превратился один из санаторных корпусов.

"Территория города уже распродана, теперь пришел черед побережья и стометровой зоны. Уже сейчас в долгосрочной аренде находятся все пляжи Алупки, кроме городского. Так мы останемся вообще без пляжей, а отдыхающие не смогут даже подойти к морю", – делится опасениями местный житель, хирург Кирилл Копытчук. С ним согласно большинство горожан, значительная часть которых выживает лишь за счет курортного сезона. Жителей поселка беспокоит, что курортники не поедут в город, если не будут иметь возможности свободно купаться в море.

Взятки гладки
"Ограничение подхода к морю – проблема номер один для всех жителей побережья от Фороса до Алушты, – говорит депутат парламента Крыма, директор Ялтинского зоопарка "Сказка" Олег Зубков. – В Форосе и Кореизе, например, раньше к морю можно было пройти по тропам между ведомственными дачами и частными санаториями, а теперь и этого нет. Местные власти все отдают коммерческим фирмам под застройку. Теперь, чтобы попасть на пляж, приходится чуть ли не по воздуху летать".

Власти автономии на это лишь бессильно разводят руками. "Застраиваются прибрежные и даже пляжные территории, что вообще недопустимо. Местные органы власти зачастую превышают свои полномочия. А ведь 100-метровая зона у моря защищена законодательством, которое, впрочем, повсеместно нарушается", – рассказала Фокусу замминистра курортов и туризма Крыма Марина Слесарева. По ее мнению, следить за соблюдением законодательства должны прокуратура и милиция.

Формально застройка морских берегов строго регламентируется. Но противоречия в законах позволяют разместить объекты там, где это нужно застройщику. "Хотя, как правило, застройщики вопросами законности не слишком обеспокоены – за взятки можно получить любые разрешения", – отмечает директор института "Экоземпроект" Михаил Эдельберг.

Например, берега активно застраиваются эллингами – гаражами для яхт и катеров. Но, во-первых, их разрешено возводить только рядом с портами и очистными сооружениями, то есть в зонах, где нельзя купаться. А во-вторых, то, что на бумаге называется эллингами, зачастую представляет собой четырех- или даже семиэтажные жилые сооружения, в которых проживают люди и ведется коммерческая деятельность. "Какие же это эллинги? Это особняки, дачи, отели, но уж точно не гараж для катеров и лодок. Сами посудите: на полтора десятка эллингов – одна яхта", – говорит Кирилл Копытчук, указывая на ряд бетонных конструкций, вытянувшихся вдоль побережья.

В свое время первопроходцем в деле застройки прибрежной полосы стала строительная компания "Консоль". По решению поселкового совета Массандры рядом с Никитским ботаническим садом компания взялась реконструировать навесы на пляжах. "Теперь триста метров побережья застроены многоэтажными зданиями, формально – гостиничным комплексом", – говорит Михаил Эдельберг.

Дачники с размахом
Сложнее стало не только добраться до кромки моря через плотно застроенное побережье, но и свободно воспользоваться пляжем. Ведь большая их часть на южном побережье полуострова находится в аренде у частников, как правило, сроком на 49 лет. От окончательной приватизации их спасает лишь законодательный запрет на передачу в собственность земли в 100-метровой зоне от берега.

Арендаторы ограничивают доступ курортников на арендуемую территорию разными путями. "Формально вход на пляж бесплатный, но, как правило, его территория заставлена топчанами, шезлонгами и прочим инвентарем, которым отдыхающим поневоле придется воспользоваться и, соответственно, заплатить за это", – разъясняет крымский правозащитник, глава общественной организации "Наши права" Василий Королев.

Немало пляжей, на которые обычным отдыхающим путь и вовсе заказан. К таким относится, например, пляж "Фитоцентра" рядом с санаторием "Ай-Даниль", который в народе называют дачей российского олигарха, президента компании "ЛУКойл" Вагита Алекперова. Недоступны пляжи пансионата семейного типа "Дельфин", в народе – "дача Януковича". А расположенный в Симеизе пляж бывшего санатория им. Баранова протяженностью около полукилометра недоступен на протяжении пяти лет. Местные жители убеждены, что виноват в этом Григорий Суркис, затеявший на побережье масштабное строительство. До последнего времени местные жители имели свободный доступ на пляжи знаменитого "Артека". Но недавно администрация ужесточила правила. "Всего на территории Большой Ялты закрытыми являются до 80% пляжей", – убежден Кирилл Копытчук. А Андрей Зубков отмечает, что в самой Ялте осталось только два пляжа для массового отдыха – Массандровский и Приморский.

Спасение отдыхающих
Однако любое ограничение доступа отдыхающих на пляж незаконно. "Пляж можно отдать в аренду, но проход через него должен оставаться свободным для всех. Заботиться о беспрепятственном доступе отдыхающих к морю должна территориальная община, местные советы и исполкомы", – объясняет Михаил Эйдельберг.

Представители местных властей утверждают, что борются со злоупотреблениями арендаторов. "Мы создали комиссию, которая проверяет факты взимания платы за вход на пляж. На днях депутаты совета под видом обычных отдыхающих ходили по пляжам, чтобы проверить все на местах. Тех, кто пытался брать деньги, оштрафовали", – рассказала Фокусу депутат поселкового совета Алупки Надежда Яхнис

Но показательные вылазки местных чиновников погоды не делают. По словам Василия Королева, власти не борются с арендаторами, оправдывая себя тем, что предприниматель может подать на них в суд за создание препятствий для его деятельности. Фактическая приватизация пляжей несет наибольший ущерб тем, кто живет сдачей жилья в аренду. Пострадают и те, кто это жилье снимает. Правда, в выигрыше могут оказаться состоятельные туристы, отдыхающие в санаториях. "Если платишь за отдых, то хочется, чтобы на пляже было не как в общественном транспорте в час пик", – рассуждает туристка из Воронежа Ольга Селехова.

Впрочем, даже заплатив деньги, курортнику не стоит расслабляться. Хотя каждый пляж теперь находится под чьим-то крылом, обустройством арендаторы заниматься не спешат. "На пляжах Алупки катастрофически мало туалетов. Спасательные станции сдаются в аренду, а профессиональные спасатели либо уволены, либо работают инструкторами по дайвингу, – рассказывает Василий Королев, и мрачно добавляет: – Сейчас как никогда актуальна поговорка "Спасение утопающих – дело рук самих утопающих".

Южный берег Крыма может лишиться статуса курорта>>>