Все статьиВсе новостиВсе мнения
Мир
Стиль жизни
Красивая странаРейтинги фокуса

Люди-улитки. Украинские туристы всё чаще меняют палатки и турбазы на собственные автодома

Люди-улитки. Украинские туристы всё чаще меняют палатки и турбазы на собственные автодома
Украинские туристы всё чаще предпочитают отдыхать не в палатках и на турбазах, а в собственных автодомах со всеми удобствами
1100

Финансист Яна Бойко с детства увлекается туризмом. С палаткой она объездила пол-Украины. Но когда родился ребёнок, такой вид отдыха стал проблематичным. Поэтому в прошлом году 30-летняя тогда Яна вместе с мужем приобрела подержанный караван — буксируемый дом на колёсах. Только на его реставрацию ушло несколько тысяч долларов. Но вложенных денег семья не жалеет. «Я и представить не могла, насколько это удобно!» — восхищается Яна. Сегодня она продолжает совершенствовать мобильный семейный очаг, причём всё делает своими руками. «В караване есть всё необходимое: от душа до кухни, он стал для нас вторым домом», — хвастается Яна.

В Украине быстрыми темпами обретает популярность новый вид отдыха — караванинг. По оценкам клуба караванеров Украины, в нашей стране насчитывается около 1000 владельцев автодомов, принимающих активное участие в тематических фестивалях. Многие путешествуют в одиночку, поэтому их сосчитать сложно. «В Европе караванеры по численности уже давно сравнялись с традиционными туристами, — рассказывает организатор клуба караванеров Евгений Биль, — украинцы же массово начали путешествовать в домах на колёсах всего несколько лет назад». Это люди, которые не желают отказывать себе в привычных удобствах даже там, где их нет. Кроме жилых прицепов такие условия им обеспечивают автокемперы — самоходные дома на колёсах. По комфорту они ничем не уступают караванам.


Золотые руки. Финансист Яна Бойко своими руками отреставрировала и утеплила польский караван Niewiadow 1988 года выпуска. Теперь в нём можно жить даже зимой

Для рядовых украинцев стоимость автодома пока ещё остаётся заоблачной. Например, в магазине «Караван-Центр» новенький автокемпер среднего класса предлагают за $75 000–80 000. За такие деньги многие предпочтут купить двухкомнатную квартиру в Киеве. Да и бензина такие машины потребляют по 20 л и больше на 100 км, что при нынешних ценах не всем по карману. А в Европе караванеры — это люди с достатком ниже среднего. Они кочуют с места на место, но всё же большую часть времени стоят. Для многих из них караван является единственным домом. Правда, на автокемперах, как и у нас, ездят преимущественно обеспеченные люди, у которых автодом — полная чаша, где есть всё: от солнечных батарей до плазменных телевизоров. Для них это образ жизни — туризм с комфортом.

Современные кочевники
30-летний предприниматель из Киева Николай Меркуленко уже четвёртый год увлекается караванингом. Жилой прицеп он приобрёл за $19 000. На такую покупку его, как и Яну Бойко, подтолкнуло рождение дочери. «Мы не можем жить без путешествий, а с грудничком это сложно», — говорит Николай. Путешествует семья в составе караванерских групп: так безопаснее. Паркуются на специализированных стоянках, где предусмотрены все условия для проживания, вода и электроэнергия. Николай считает, что караван хорош тем, что его можно отцепить, а самим в это время разъезжать по округе на автомобиле. Автокемперу во многие места дорога заказана — маневренность и проходимость не та, да и с парковкой возникают проблемы. «Караван идеально подходит как дача. В нём можно жить даже при морозе до -30°С», — утверждает Меркуленко.


Перекати-поле. На слёт караванеров в Кировограде собралось около ста экипажей. Городок образовался стихийный, из сервиса – только электричество и вода

В бюджетных моделях автодомов от двух до шести спальных мест, пара столиков, газовая плита, холодильник, работающий от электричества или газа, автономное водоснабжение с баком для воды на 100 л, бойлер для её нагрева, биотуалет и душ. В дорогих моделях предусмотрены опции: солнечная батарея, климат-контроль, микроволновка, спутниковая антенна. «Чтобы всё это вместить, нужен большой автокемпер, и зачастую его вес превышает 750 кг, — поясняет организатор караванерских слётов Николай Иванюк, — а для такого транспорта требуются права категории Е».

По словам Иванюка, 40% караванеров большую часть жизни проводят на колёсах. «Это люди, которые не любят сидеть на месте. Они, словно улитки, тащат свой дом за собой», — говорит 41-летний владелец автокемпера из Кировограда Валерий Гнибиденко.
Владельцы автодомов так любят свои «ракушки», что дают им имена. Караванер Сергей назвал свой кемпер в четь местности, в которой его изготовили, — Гасконец. Многие выбирают клички, характеризирующие автожильё: Бегемотик — для огромных прицепов, Хвостик и Воз — для маленьких, тазиками называют старенькие, но тщательно отреставрированные автодома, моторными хатами или сундуками именуют хорошо укомплектованные караваны.

Караван в пути
Гнибиденко — замдиректора частного предприятия. По работе ему часто приходится ездить в командировки. Поэтому минимум четыре месяца в году он проводит на колёсах. Раньше Валерий останавливался в отелях, жена в это время оставалась дома одна. Но с тех пор, как он приобрёл автокемпер, они всегда вместе. «Я долго думал, где найти «рюкзак», в который поместилась бы вся семья и собака в придачу, — шутит Валерий. — И однажды попал на сайт караванеров. Так я стал автодомовладельцем». По его мнению, караванинг — это семейный вид отдыха, позволяющий сэкономить немалую сумму денег. Только в прошлом году он благодаря автодому потратил на $7000 меньше, чем если бы пользовался гостиницами: «Недавно мы ночевали на бесплатной парковке в Донецке — под самой «Донбасс-Ареной». А в отеле через дорогу самый дешёвый номер обошёлся бы в $200!» То же самое происходит на курортах: только за вид на море из окна люди платят по 800–1200 грн., тогда как караванеры паркуются на специально отведённых местах у самой кромки воды всего за 20 грн.


Дитя дороги. 3-летний сын Яны Бойко Миша вырос буквально на колёсах. Караван он воспринимает как домик для детей

Поселения для караванеров в Украине постепенно обустраиваются. Правда, не так массово, как в Европе. Только в Германии около 4500 автокемперов, и проблем с местами в кемпингах нет. У нас же многие городки не имеют постоянной прописки.

Впрочем, есть и стационарные автокемпинги. Особенно много их на юге страны: под Евпаторией и Феодосией, в Судаке, Чабан-Кале и в посёлке Морское, на полуострове Тарханкут и на Арабатской стрелке. Караванеры, любящие зимний отдых, могут отправиться в Буковель — там недавно оборудовали автокемпинг. Кстати, на Евро-2012 многие болельщики, недовольные дороговизной проживания в наших отелях и низким сервисом, приехали в автодомах. Некоторые взяли их напрокат уже в Украине. Остановились они в кемпингах, оборудованных под городами футбольного турнира. К слову, за аренду мобильного дома разные фирмы просят от 100 до 120 евро в сутки. Кроме того, 75 евро придётся отдать за сервис (сменная кассета для биотуалета, мойка, страхование) и 1000 евро оставить в залог. «Из-за дороговизны караванов люди предпочитают брать их в аренду, — говорит директор «Автокемпер Украина» Владислав Кассель. — Если за прошлый отчётный год один караван находился в прокате 115 дней, то за этот — 145».


Приспособил. 30-летний предприниматель Николай Меркуленко – караванер с четырёхлетним стажем. Автодом он использует как мобильную дачу

Сообщество растёт и самоорганизуется. У караванеров есть даже свой праздник, который отмечают 27 сентября — в день туризма. Кроме того, 15 апреля они традиционно открывают фестивалем сезон. Каждый раз для него выбирается новый город. В этом году ездили в Одессу. «С экипажа взимается плата в размере ста гривен, — говорит организатор слёта Иванюк. — За эти деньги они получают не только парко-место, но и развлекательную программу». В октябре сезон закрывают.

Психологи видят в тяге к кочевой жизни дань западной моде. «Караванеры хотят быть более свободными и независимыми. Хотя бы от тех же коммунальных служб», — считает социальный психолог Олег Покальчук. По его мнению, в автодомах люди видят поездную стилистику и дорожную романтику.

Более широкому распространению домов на колёсах мешают пока дефицит стоянок, отсутствие разветвлённой сети хороших автодорог, сложности с сервисом. «Ремонт производится своими руками, запчасти приходится заказывать за границей», — сетует Николай Меркуленко. В то время, когда в Европе встречаются даже пятизвёздочные ночлеги для караванеров, украинские стоянки едва ли дотягивают до двух звёзд. Европейской массовости караванинг в Украине явно достигнет не в этом сезоне.

Чтобы увеличить изображение, нажмите здесь.

Сергей Одаренко, Фокус

11
Делятся
Google+

Читайте также на focus.ua

https://www.dobovo.com/ru/
Подписка на фокус
Наши ленты

ФОКУС, 2008 – 2017.
Все права на материалы, опубликованные на данном ресурсе, принадлежат ООО "ФОКУС МЕДИА". Какое-либо использование материалов без письменного разрешения ООО "ФОКУС МЕДИА" - запрещено. При использовании материалов с данного ресурса гиперссылка www.focus.ua обязательна.

Данный ресурс — для пользователей возрастом от 18 лет и старше.

Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство ИнА "Українські Новини", в каком-либо виде строго запрещены.

Все материалы, которые размещены на этом сайте со ссылкой на агентство "Интерфакс-Украина", не подлежат дальнейшему воспроизведению и/или распространению в любой форме, кроме как с письменного разрешения агентства.

Материалы со значками "Р", "Новости партнеров", "Инновации", "Позиция" и "Спецпроект при поддержке" публикуются на коммерческой основе.

Ukr.net — новости со всей Украины.