Все статьиВсе новостиВсе мнения
Общество
Мнения
Красивая странаРейтинги фокуса
Недвижимость

Чужая постель. Где переночевать за $50

Чужая постель. Где переночевать за $50

Фокус выяснял, почему в крупных украинских городах сложно найти номер в приличной гостинице дешевле $50

1500

На фотографиях номеров львовского арт-отеля «Пальма» — яркие фотообои, трафаретные рисунки, круглые кровати диаметром 2,5 м. Каждая из 25 комнат индивидуально оформлена, а цены почти на уровне хостелов — от 180  грн. за «стандарт», до 300 грн. — за двухкомнатный люкс. Настораживает лишь раздел «Как добраться» — 9 км от вокзала и перечень транспорта с описанием пересадок.


Звёзды ни к чему. Директор отеля «Ирэна» Светлана Пенцак решила отказаться от получения официальных «звёзд»

В реальности всё оказывается жёстче: дорога к отелю лежит через промзону с железобетонным заводом, авторынком, множеством СТО, а судя по характерному запаху — ещё и станцией аэрации. Все окна в номерах закрыты ролетами — возможно, для того, чтобы скрыть от гостей местные пейзажи. «Перед приездом клиента мы стараемся подготовить его к тому, что отель находится на отшибе, — говорит директор «Пальмы» Владимир Наумец. — Но всю правду рассказать мы не можем — останемся без постояльцев». Недостатки расположения он признаёт, но апеллирует к ценам. «А вы думали, почему у нас так дёшево?» — вопрошает директор.


Дополнительный заработок. Ресторан, автостоянка и сдача помещений в аренду – не менее важные статьи дохода отелей, чем проживание туристов в номерах

Разница в деталях
Банальный вопрос «Хватает ли в Украине гостиниц?» вызывает у специалистов неоднозначную реакцию. По оценкам Украинского союза промышленников и предпринимателей, в стране не более 60% от необходимого числа номеров. «Количество гостиниц на душу населения Украины по мировым нормам недостаточное, — считает вице-президент УСПП Сергей Прохоров. — А большинство существующих отелей требует реконструкции». Действительно, если на тысячу жителей Парижа и Вены приходится соответственно 36 и 25 гостиничных номеров, то на тысячу киевлян — только семь.


Вторая жизнь. Бывшие комнаты киевского общежития после ремонта превратились в номера отеля «Нивки»

Но отельеры и их постояльцы готовы с этим поспорить: свободный номер несложно найти даже в столице, причём за относительно низкую цену. «Недорогих номеров в Киеве хватает даже в сезон», — уверен управляющий столичным отелем «Нивки» Валерий Яхно. По его оценкам, номеров «до 400 грн.» в Киеве несколько тысяч.


Гости не спешат. Управляющий отелем «Нивки» Валерий Яхно не видит необходимости открывать новые номера: поток туристов столицу не растёт

«В любом украинском городе можно найти номер стоимостью до $50. Другой вопрос, что в Европе за те же деньги получаешь заметно лучшие условия», — делится наблюдениями Дмитрий Кравченко, продакт-менеджер «Фуджифилм Украина». Дмитрий знает, о чём говорит: он регулярно бывает в командировках по украинским городам, кроме того, объездил 14 стран Евросоюза. В мае этого года за $50 он останавливался в одном из отелей сети Travelodge в самом центре Лондона. «Это был акционный тариф, но в том-то и заключается секрет бюджетных путешествий, чтобы искать и находить различные спецпредложения», — объясняет Кравченко.


По пути. Гостиница «Волтер» находится на окраине Львова, зато рядом с автостанцией

Куда подальше
Бич недорогих украинских отелей — расположение. К примеру, чтобы попасть в киевский отель «Нивки», от ближайшей станции метро нужно добираться наземным транспортом, а потом ещё поблуждать по спальному району. От соседних хрущёвок гостиница отличается свежим ремонтом и отсутствием белья за окнами. Наградой за поиски будет приятно низкая для столицы цена — 225 грн. за одноместный «эконом».

Чтобы увеличить изображение, нажмите здесь

Отель на 101 номер в прошлой жизни был общежитием, теперь здесь уютный ресепшен с мягкими диванами, приветливый персонал, домашнее кафе и неплохой ремонт. «В этом году наполненность на том же уровне, что и в прошлом, хотя и нет туристов Евро-2012», — с гордостью говорит управляющий отелем Валерий Яхно. Но это вовсе не означает, что свободных мест в отеле не найти: летом за счёт туристов номера заполняются только на 30–40%. Основную ставку в гостинице делают на посетителей соседнего выставочного центра «КиевЭкспо­Плаза»: в сезон деловой активности до 70% гостей составляют именно участники выставок.


«Нивки» — не единственный бюджетный отель столицы, где не мыслят своего экономического благополучия без специализированных мероприятий. Замначальника отдела маркетинга и продаж гостиницы «Голосеевская» Андрей Устенко подтверждает: пики заселения связаны с проведением выставок в находящемся неподалёку Национальном выставочном центре. «В это время найти свободный номер сложно, иногда их бронируют за 2–3 месяца», — говорит маркетолог. И хотя цены в «Голосеевской» по киевским меркам более чем лояльны (одноместный «эконом» обойдётся в 226 грн.), в «невыставочные» дни гостиница загружена не полностью. «Роста деловой активности и туризма фактически нет», — объясняет Андрей Устенко. Именно поэтому Валерий Яхно из отеля «Нивки» пока не видит экономических причин увеличивать количество номеров, хотя у его гостиницы есть такая возможность.


Чтобы увеличить изображение, нажмите здесь

Большинство незагруженных отелей размещены далеко от центра города и транспортных развязок, да и качество номеров не всегда устроит гостей, особенно зарубежных. В центре Киева можно рассчитывать разве что на недорогие мини-отели. К примеру, перед Евро-2012 на четвёртом этаже высотного комплекса «Элегант» в центре Киева открылся «Ирис экотель» на восемь номеров. «Зимой отель был заполнен на 70–80%, поэтому к концу этого года количество номеров будет расширено до 30–40», — рассказывает старший администратор мини-отеля Екатерина Белоконь. Стандартный двухместный номер в «Ирисе» обойдётся в 290 грн.

Но это скорее исключение из правил. «Иностранным туристам сложно найти номера, которые соответствовали бы их представлениям о соотношении цены и качества. За $50 они ожидают получить жильё, которое в Киеве стоит в разы дороже», — рассказывает маркетолог «Голосеевской». Получается замкнутый круг: новые бюджетные отели не строят из-за отсутствия туристов, а туристы не едут в украинские города из-за отсутствия комфортных условий для проживания.

Звёзд не хватают
Сдвинуть проблему с мёртвой точки в прошлом году попыталось государство. Принятый «под Евро-2012» Закон «Об особенностях взимания налога на прибыль предприятий, полученную от предоставления отельных услуг» на 10 лет освободил отельеров от уплаты налога на прибыль. Главное условие — доход от гостиничных услуг должен составлять не менее 75% совокупного дохода отеля. Это требование отсекло от льготной программы часть желающих: многие украинские отели зарабатывают совсем на другом. «Большинство гостиниц выживают за счёт ресторана, автостоянки, сдачи в аренду своих помещений», — объя­сняет директор Ассоциации отельных объединений и отелей городов Украины Николай Евдокименко. В этом году требования смягчили: теперь рассчитывать на лояльность могут гостиницы, зарабатывающие на сдаче номеров половину своих доходов. По мнению Евдокименко, это существенно увеличит количество потенциальных льготников.

Впрочем, не все отели спешат воспользоваться налоговыми каникулами. К примеру, от льгот отказались во львовской гостинице «Ирэна». По словам директора отеля Светланы Пенцак, это ограничило бы финансовую свободу — даже мало-мальскую покупку пришлось бы согласовывать с госорганами. К тому же это длительная бумажная волокита, ведь для получения льгот, кроме прочего, отель должен пройти официальную категоризацию и получить сертификат от Госкомитета по вопросам технического регулирования и потребительской политики. Проще говоря, получить «звёзды». Право на налоговые каникулы дают только тем, кто наберёт от трёх до пяти звёзд.


С большой дороги. Андрей Семёнов постоянно колесит по Украине. Больше всего нареканий у него вызывают придорожные гостиницы

«Мы находимся в отдалённом от центра районе. Строить здесь многозвёздочные отели нет смысла», – считает Пенцак. «Ирэна» находится в реконструированном доме напротив завода «Электрон». При этом цены в её 26 номерах не самые низкие во Львове: от 300–350 грн. за одноместный «стандарт» до 480–550 грн. за полулюкс-студио. Клиентов привлекают близостью к железнодорожному вокзалу.

Кот в мешке
Главный конкурент дешёвых отелей — частные квартиры. «Рынок посуточной аренды квартир сопоставим с отельным, и спрос на такой тип размещения возрастает», — делится наблюдениями директор сервиса онлайн-бронирования Hotels24.ua Игорь Довбня. При этом качество жилья нередко оставляет желать лучшего. «Квартира — это всегда кот в мешке: информация о ней обычно ограничивается парочкой «криворуких» фотографий спальни и обещанием евроремонта в санузле, — рассказывает Дмитрий Кравченко. — К тому же нет гарантий, что её не отдадут другому клиенту, который первым заплатит деньги».

Но потенциальные недостатки перекрываются ценой: как правило, квартира на 25–30% дешевле гостиничного номера, а выбор мест для проживания гораздо шире. Зачастую владельцы квартир, в отличие от отельеров, не платят налоги, что усложняет конкуренцию. «Они отбирают у нас более 20% клиентов! — негодует Светлана Пенцак из «Ирэны». — Поэтому в первую очередь отельеры должны бороться с ними».

Самый доступный и эффективный способ борьбы – ставка на безопасность, уверен управляющий львовского отеля «Волтер» Владимир Терешко. В его гостинице, расположенной на въезде во Львов со стороны Киева, есть круглосуточная система видеонаблюдения, а в кабинете самого управляющего на мониторе транслируется запись с ресепшена и поста охраны, что, как верит Терешко, пресекает злоупотребления со стороны персонала. «Наши постояльцы — это люди, которые ценят безопасность и сервис. А в квартирах этого нет», — говорит Терешко. Номер в «Волтере», которому официально присвоены три звезды, стоит 380–410 грн.

Незабываемая ночь
Другая отельная особенность Украины — большая разница между бюджетными гостиницами в зависимости от города. «В одних городах за эти деньги вам предоставят номер категории «стандарт» с минимальным набором услуг, а в другом — люкс», — говорит Игорь Довбня из Hotels24.ua. Обычно ситуация лучше в тех городах, где конкуренция между отельерами высока. «Недорогие номера для Львова не редкость, — уверен управляющий «Волтера» Владимир Терешко. — Такой вывод я делаю по количеству конкурентов, которых у нас предостаточно».

Ещё больше проблем с придорожными отелями, констатирует глава компании «Юнайтед Лосс Аджастерс» Андрей Семёнов, который за месяц бывает в нескольких городах Украины, наматывая по дорогам 5–6 тысяч километров. «Адекватные гостиницы на трассах — наперечёт», — говорит он. По его словам, очень распространены случаи, когда персонал придорожных отелей «забывает» о наличии у них свободных номеров за 150–250 грн., предлагая заселиться в люкс за 400–500 грн.

Поэтому у каждого путешественника, часто колесящего по Украине, есть свой набор маленьких хитростей, позволяющих не остаться ночью на улице. Так, в машине у Андрея Семёнова на экстренный случай всегда есть спальник и каремат. А Дмитрий Кравченко, ведущий блог о своих путешествиях, советует хоть раз поселиться в хостеле, в комнате на 6 или 10 человек. «Кто знает, может, там вы встретите людей, которые перевернут вашу жизнь с ног на голову», — шутит Кравченко. В любом случае бывалые путешественники советуют бронировать отель заранее: при заказе номера день в день вряд ли можно рассчитывать на низкую цену и удобное расположение.

Сергей Одаренко, Андрей Бережанский, Фокус

 

15
Делятся
Google+
Подписка на фокус
Наши ленты

ФОКУС, 2008 – 2017.
Все права на материалы, опубликованные на данном ресурсе, принадлежат ООО "ФОКУС МЕДИА". Какое-либо использование материалов без письменного разрешения ООО "ФОКУС МЕДИА" - запрещено. При использовании материалов с данного ресурса гиперссылка www.focus.ua обязательна.

Данный ресурс — для пользователей возрастом от 18 лет и старше.

Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство ИнА "Українські Новини", в каком-либо виде строго запрещены.

Все материалы, которые размещены на этом сайте со ссылкой на агентство "Интерфакс-Украина", не подлежат дальнейшему воспроизведению и/или распространению в любой форме, кроме как с письменного разрешения агентства.

Материалы с плашками "Р", "Новости партнеров", "Новости компаний", "Новости партий", "Инновации", "Позиция", "Спецпроект при поддержке" публикуются на коммерческой основе.