Досадное положение. Как украинские военчасти противостоят российскому спецназу

Корреспондент Фокуса Виталий Атанасов побывал на военном аэродроме в Бельбеке под Севастополем

Related video

Украинская авиационная часть 4515 в Бельбеке почти полностью захвачена российскими военными. Под их контролем уже находятся аэродром, самолеты и склады с оружием. Украинцы ничего не смогли противопоставить преобладающей силе россиян. Сейчас они окопались в административной части военного городка и уходить отсюда не намерены.

Похожая судьба постигла и другие украинские военные базы на территории Крыма. Некоторые из них уже фактически захвачены, другие продолжают сопротивление. Российское командование, похоже, такая ситуация не устраивает, - оно не оставляет попыток изменить баланс сил на полуострове в свою пользу.

"3-го марта представители Черноморского флота РФ выставили нам ультиматум", - рассказывает украинский офицер с автоматом наперевес у КПП авиационной части в Бельбеке. Россияне предлагали на выбор: либо присягнуть правительству Крыма, либо покинуть расположение части. В награду за добровольный переход на сторону нынешней крымской власти украинцам предлагали квартиры и контракты в российской армии.

"Прессинг очень жесткий", - продолжает военный. В случае неподчинения российские военные угрожали начать атаку. "Раньше они нас заверяли, что стрелять не будут. Но они что – пойдут на штурм в рукопашную?",- недоумевает украинец. Но о том, чтобы сдаться российскому спецназу, он даже и не думает: "Мы не можем перейти на службу России, потому что давали присягу народу Украины. А с предателями всегда поступают жестко, никому такие офицеры уже не нужны".

Время ультиматума истекало в 16.00. Уже к обеду возле КПП собирается около сотни людей. Они громко пререкаются друг с другом, переходя на крик. Самыми деятельными оказались жены украинских офицеров, проходящих службу в Бельбеке. Женщины вывешивают на ограждении части сине-желтый флаг Украины и импровизированные плакаты "Нет войне!" и "Мы за мирное урегулирование".

"Мы стоим здесь, потому что там наши мужья, - указывая движением руки в сторону части, говорила высокая светловолосая женщина. – Они давали присягу и не могут ее нарушить". Она недобрым словом помянула временное правительство в Киеве – за то, что оно бросило своих солдат и офицеров. По-настоящему разгневанной женщина становится, когда вспоминает о президенте России: "Если русские чего-то хотят, пусть садятся за стол и ведут переговоры. Давайте решать все мирно. А так – это позор и беспредел. Если у Путина мозги набекрень, почему мы должны страдать?".

Женщину поддерживает еще одна офицерская жена: "Там наверху хапают и хапают, никак не могут набить свои карманы. Простых людей, которые годами друг с другом рядом жили, теперь лбами сталкивают".

Ближе к четырем часам жены военных становятся живым щитом у ворот КПП. За это их принимаются ругать собравшиеся тут же жители соседней Любимовки. Они пришли, чтобы переубедить украинских офицеров. "В Украине власть захватила хунта. Она нелегитимна. А у нас есть правительство автономии, и мы хотим, чтобы военные были с народом Крыма",- очень громко говорила женщина в красной куртке с надписью "Россия". Немного успокоившись, она добавила: "Думаю, ребята все равно перейдут на сторону Крыма".

Украинские военные в перепалках и разговорах участия не принимают. У них есть занятие поважнее: крепко сжимая в руках Калашниковы, они напряженно всматривались в сторону дороги. В один из моментов молодой офицер обратился к своему товарищу: "Самое обидное, что в Украине нас теперь называют предателями". Замолкает.

Пока все были заняты спором, подходит пожилой мужчина. Его неловкие движения и срывающийся голос выдавали сильное волнение. "Когда в Севастополе люди стали ходить на площадь, я, как и все, тоже ходил и кричал "Ро-си-я! Ро-си-я!", - начал он. - А теперь все по-другому получилось. У меня здесь зять служит, считай, сын".

Старик замолкает, пытаясь сдержать слезы. "Зачем Путин сюда лезет? Если не хотите пускать в Крым "Правый сектор", поставьте на трассе КПП и не пускайте. А сюда зачем соваться? Любая провокация - и начнется война", - сказал он. Свой рассказ мужчина завершает неожиданным сравнением: "На Майдане была Небесная сотня, а тут будет тысяча".

В назначенное время российские военные не являются – передают, что срок ультиматума отсрочен еще на один день.

Виталий Атанасов