Школа жизни. Лилия Гриневич о том, насколько реально сделать украинскую школу принципиально новой

Фото: Константин Полищук
Фото: Константин Полищук

Министр образования и науки Украины Лилия Гриневич о том, что такое компетентности, новой украинской школе и 12-летнем обучении

В прошлом учительница биологии, Лилия Гриневич не понаслышке знает о школьных проблемах. Поэтому возлагает большие надежды на масштабную реформу, которая стартует в 2018 году. Помогать в создании новой украинской школы Украине будет Финляндия — страна с одной из лучших в мире систем образования. Что именно изменится в жизни учеников и учителей, министр образования и науки рассказала Фокусу.

О критериях выбора школы

Все зависит от того, какова ваша цель, и от возраста ребенка. Если нужно выбрать начальную школу, то очень важно попасть к учителю, который любит детей. Начальная школа — это определяющий период, ее задача — привить ребенку любовь к учебе и дать ему базовые навыки: умение считать, писать и читать. Родители могут посмотреть на помещение, познакомиться с учителем. Часто они способны почувствовать по манере разговора преподавателя, подходит он ребенку или нет. Бывает, школы практикуют проведение нескольких занятий с учителями, которые будут принимать первые классы. Не стесняйтесь их посетить, потому что разным детям комфортно с разными учителями. И третье — по возможности учитывайте, как ваш ребенок будет добираться в школу.

О рейтингах школ

С одной стороны, рейтинги помогают сориентироваться в выборе школы. Но хороший рейтинг сделать не так легко — нужно подобрать правильные критерии. Например, когда мы говорим о рейтинге ВНО, то трудно определить, является ли он результатом работы школы, или это итог работы ребенка с репетиторами. В мире пользуются показателем, который называется "добавленная образовательная стоимость". С помощью этого критерия можно проследить, как улучшается качество образования ребенка по сравнению со стартовыми позициями. Потому что одно дело, когда вы отбираете детей в школу по конкурсу и к вам приходят способные и мотивированные дети, дети из благополучных семей, которые потом еще занимаются с репетитором. А другое — обычная школа микрорайона, куда приходят все дети. И иногда с ними учителю нужно работать больше, и, возможно, эта школа дает ученикам большую добавленную стоимость образования.

О реформе начальной школы

С 1 сентября 2016 года дети учатся по обновленной программе начальной школы. Но в рамках старого государственного стандарта. Это еще не реформа. Реформа впереди — в 2018 году дети пойдут в первый класс новой украинской школы.

"Мы переходим от школы, которая пичкает ребенка теоретическими знаниями, к школе, где готовят человека XXI века, учат компетентностям"

Но уже внедренные изменения — это подготовка к масштабной реформе. Над ними работали много учителей-практиков, ученых, были предложены рекомендации, как работать с детьми, чтобы у них было меньше стрессов и комплексов. Также эти изменения должны привлечь к чтению больше детей. Для этого мы издали хрестоматию современной украинской детской литературы. Такие произведения детям нравится читать, обсуждать, они понятны и соответствуют реальной жизни, а не прошлому веку.

Что касается результатов, то пока о них говорить сложно. В ближайшее время мы проведем национальный мониторинг начального образования, вопросы в анкетах будут и о том, как в школах имплементировали изменения в пределах старого стандарта. А пока мы получаем от родителей очень разные отзывы. Одни рассказывают, что учитель с детьми читает, что стало меньше напряжения и больше разнообразных практических задач, ориентированных на жизнь. Но есть и информация, что в некоторых школах ничего не изменилось или изменилось для проформы. Например, что даст отказ от красного цвета пасты, если зеленым цветом пишутся гневные замечания, которые оскорбляют достоинство ребенка?

Поэтому я прошу родителей мониторить, как внедряются нововведения, обсуждать этот вопрос с учителями, говорить с ними о необходимости изменений. Информацию об обновлении этих программ мы сделали доступной для всех, чтобы все понимали, как должно строиться обу­чение в школе.

Об учителях

Без учителя мы не создадим современную украинскую школу. Мы сделали шаг навстречу учителям — продвинули оплату их труда в единой тарифной сетке вверх на два разряда. То есть в 2017 году они получили зарплату на 50% выше, чем в прошлом. Но мы считаем, что и этого мало.

В новом Законе "Об образовании" предусмотрено, что зарплата учителя поднимется до уровня трех минимальных зарплат. Если она будет такой, то учитель попадет по крайней мере в нижний слой среднего класса.

Но мы хотим, чтобы и учителя тоже сделали шаг навстречу, открылись изменениям. Потому что современные дети отличаются по способу восприятия информации, они выросли на трехмерных изображениях, играх. И для них не может работать методика, которая работала для детей 20 или даже 10 лет назад. Учитель должен быть готов к изменениям и самообучению.

Предусмотрено повышение квалификации всех учителей, которые будут набирать первый класс в 2018 году. А это 25 тыс. человек. То есть не отдадим только на их усмотрение, как имплементировать новый государственный стандарт, а подготовим их, чтобы они понимали, что такое межпредметное обучение и компетентность.

"Школа живет сама по себе, а реальная жизнь существует отдельно от нее. А ведь роль школы в том, чтобы помочь человеку самореализоваться"

Изменится и система общего повышения квалификации работающих учителей. После принятия Закона "Об образовании" в качестве повышения квалификации можно будет засчитывать неформальное обучение в организациях, которые, например, проводят специфические тренинги касательно обучения детей с особыми потребностями, обучают определенным методикам преподавания. Педагоги смогут проходить модули, слушать лекции в разных местах, а значит, выбирать, что им нужно. Это создаст конкурентную среду для институтов последипломного образования и будет стимулировать улучшение качества повышения квалификации учителей.

И, конечно, изменения невозможны без реформирования системы педагогического образования. Мы будем учить педагогов не только теории, а и современным методикам компетентностного обучения. Этому сейчас не учат. Кроме того, мы должны нарастить долю практического обучения. Также мы дадим возможность пройти сокращенный курс и получить педагогическое образование людям, у которых уже есть диплом, например, инженера, переводчика, но они хотят преподавать в школах.

И еще нам важно мотивировать студентов естественных наук. С учителями физики, химии, биологии, математики уже существует проблема, и хорошие студенты нам нужны, как вода. Поэтому если у остальных студентов сейчас минимальная стипендия 1000 грн, то у них — 1400. При этом повышенная стипендия на эти специальности составляет 2036 грн.

О том, что такое компетентности

Наша сегодняшняя школа — это фактически видоизмененная советская школа. Изменилась идеология, мы поменяли гуманитарные курсы, но остались прежними методика обу­чения, подход к теоретическому содержанию образования, к знаниям, которые мы запихиваем в головы наших учеников. Школа живет сама по себе, а реальная жизнь существует отдельно от нее. А ведь роль школы в том, чтобы помочь человеку самореализоваться.

Мы живем в информационную эпоху. Школа уже не может быть местом, где тебе дают все необходимые знания. Ты должен учиться всю жизнь, должен оценивать информацию, а значит, критически мыслить. И это то, чему будет учить новая школа. Мы переходим от школы, которая пичкает ребенка теоретическими знаниями, к школе, где готовят человека XXI века, учат компетентностям.

Компетентность — это не только знания. Это также умение их применять в практической жизни для решения собственных и профессиональных проблем. А еще — ценности. Потому что, когда у тебя есть ценностная платформа, ты можешь отличить добро от зла, правду от лжи, тебе легче ориентироваться в бурном информационном потоке. Потому запланированная реформа — это переход от школы теоретических знаний к школе компетентностей.

Мы все привыкли, что нас учат языкам, — это языковая компетентность, математика — математическая компетентность. Но есть компетентности, которые мы практически не даем нашим детям, а они не менее важны в жизни. Например, предпринимательство и финансовая грамотность, экологическая компетентность, социальная: умение общаться с другими, осознание своих прав и ответственности. Наша задача — дать весь спектр необходимых для современной жизни компетентностей.

Fullscreen

О новой украинской школе

Если мы говорим о начальной школе, то очень важно создать целостное представление о мире. Мир должен постепенно расширяться перед ребенком. Чтобы не пугаться новых терминов, ученик должен познакомиться с тем, что его окружает. Одно из нововведений — это так называемые интегрированные темы. Например, сегодня мы изучаем нашу школу. Ребенок приходит на уроки, и интегрированная тема — наша школа. О ней читают на чтении, говорят на уроках математики с точки зрения математики и т. д. Таким образом у ребенка создастся целостное представление о мире.

Дети будут больше выходить на улицу. Они должны смотреть не в учебник, а на мир. Они будут больше общаться между собой и отстаивать свою точку зрения, получать задания и совместно осуществлять проекты, которые касаются их реальной жизни. Учебник перестанет быть единственным источником обучающей информации для ребенка. И что я могу пообещать родителям — в новой школе они будут больше общаться со своими детьми.

Новая украинская школа состоит из девяти элементов, но основных — три. Первая составляющая — это содержание образования. Чему мы учим детей? Мы должны пересмотреть содержание образования, сделать его современным, актуальным, интересным для ребенка, таким, которое мотивирует, открывает ребенку возможности, учит, как искать информацию и как ее критически переосмысливать.

Вторая — подготовка учителя. В нынешней школе педагог дает знания ребенку, тот должен воспроизвести эти знания и показать учителю, что он это зазубрил. Все. Но сейчас при таком изобилии информации и скорости ее поступления учитель должен стать модератором того, как и из каких источников ребенок получает знания.

Третья — это новая образовательная среда. В идеале, если сейчас ребенок носит портфель с несколькими книгами, то в будущем должен остаться только планшет.

О 12-летнем обучении

12-й год обучения нужен. Во-первых, вы спокойно, без безумной перегрузки даете ребенку весь спектр нужных компетентностей. Мы хотим, чтобы дети говорили не на одном, а хотя бы на двух иностранных языках, свободно владели информационными технологиями, чтобы они изу­чили то, что соответствует их способностям, или даже получили первую профессию. К тому же в 18 лет человек может сделать более зрелый выбор, кем он хочет быть. Этого нет в нашей школе, но есть в большинстве зарубежных. В Европе 11-летняя школа осталась только в Украине, России и Беларуси.

"Я могу пообещать родителям — в новой школе они будут больше общаться со своими детьми"

О результатах реформы

Образование имеет особенность: результат мы видим через 10–12 лет. Когда меня спрашивают о результатах внесения изменений в программу начальной школы, то я не могу ответить. Еще не завершился первый учебный год. Мы сможем увидеть более-менее полную картину, когда дети по этой программе проучатся хотя бы несколько лет.

Реальная реформа украинской школы — это реформа на десятилетия. Дети заходят в первый класс новой школы в 2018-м, а заканчивают 12-й в 2030-м.

О деньгах

Ориентировочно на образование мы тратим около 6% ВВП. Учебники мы все равно должны перепечатывать каждые пять лет. Так если их уже перепечатывать, то с новым содержанием. Точно так же планово проводим переквалификацию учителей.

Конечно, есть вещи, без которых не может быть реформы и в которые нужно вложить дополнительные ресурсы. В частности, сертификация учителей, построение нового образовательного пространства и, конечно, 12-й год обучения. Мы посчитали, что нам нужно с 2018-го по 2020-й ориентировочно по 800 млн грн в год дополнительно. А введение 12-го класса в сегодняшних ценах будет стоить примерно 4,4 млрд грн. Реформ без инвестиций не бывает.

Общее среднее образование по Конституции у нас бесплатное. Ситуация с финансированием школ улучшается. Благодаря децентрализации местные власти проводят капитальный ремонт школ, строятся дошкольные учебные заведения. Но, к сожалению, мы не можем обеспечить из бюджета все расходы.

Часто родители помогают школе добровольными взносами. Мы, без сомнения, благодарны родителям, но это только их добровольное желание. Мы наказываем руководителей учебных заведений, если они занимаются вымогательством взносов. Законом "Об образовании", который сейчас находится на рассмотрении в парламенте, предусмотрено, что на сайте учебного заведения будет указано, сколько средств получено от родителей, из государственного бюджета, местного бюджета и как эти средства расходуются. Тогда, например, нельзя будет сказать родителям: сдайте на ремонт, если школа эти деньги получила из местного бюджета.