Без мобильной версии сайта ваш бизнес обречен

Как добиться эффективного продвижения в интернете, стоит ли тратить деньги на рекламу в социальных сетях и нужно ли разрабатывать мобильный сайт или мобильное приложение — обо всех тонкостях digital-маркетинга рассказывает Евгений Шевченко, директор рекламного агентства UaMaster и руководитель потока «Интернет-реклама» на iForum, крупнейшей в Украине конференции интернет-деятелей

Related video

Буквально несколько лет назад на "радаре" интернет-маркетолога появился такой пункт как реклама в социальных сетях. Что изменилось в этом сегменте за последние годы, какие каналы пользуются самым большим спросом?

Е. Ш.: Чаще всего рекламодатели выбирают для платной рекламы и продвижения сети Facebook и ВКонтакте. Вместе с тем, за последний год очень активно выросли по количеству пользователей те социальные сети, которые ранее были небольшими, в первую очередь, Instagram и Twitter. И все больше рекламодателей обращают на них внимание, как на площадку, где можно разместить платную рекламу. В частности, в прошлом году появилась возможность рекламы в Instagram через кабинет Facebook, и многие украинские компании уже воспользовались такой возможностью.

С прошлого года заказчики также могут размещать платную рекламу в Twitter. Этот канал нередко игнорируется, но я думаю, что ситуация будет меняться, так как его аудитория активно растет, и уже около пяти миллионов украинцев ежемесячно пользуются этим сервисом. Как использовать этот сервис с максимумом пользы для бизнеса — расскажет наш единственный англоязычный спикер Scott Thwaites из … Twitter. :)

Маркетологи должны избавиться от каких-либо стереотипов и осознать, что их целевая аудитория, скорее всего, присутствует и ВКонтакте, и в Одноклассниках, и в Facebook, и в других сетях. В любой социальной сети можно найти контакт со своей аудиторией, выбрав определенный пол, возраст и другие параметры таргетинга.

— А профессиональную сеть LinkedIn рассматривают в качестве канала для рекламы, или она слишком специфична?

Е. Ш.: В Украине LinkedIn хорошо работает в двух сегментах, во-первых — в HR, во-вторых – в ИТ. Именно эти категории специалистов используют ее более всего. А вот маркетологи гораздо менее активны в LinkedIn, чем в том же Facebook. Хотя в европейских странах ситуация иная.

В LinkedIn также есть возможность размещения платной рекламы, как и в других социальных сетях. Но здесь украинских рекламодателей останавливает высокая стоимость, которая в разы выше, чем в Facebook или ВКонтакте — цена клика начинается от двух евро.

— Но ведь и на западных рынках реклама в LinkedIn намного выше, чем в Facebook, тем не менее, заказчиков это не останавливает?

Е. Ш.: На западных рынках стоимость вообще любой интернет-рекламы существенно выше, чем в нашей стране. Потому что там иной рынок, другое количество рекламодателей, самое главное — крутятся совсем другие деньги.

— Последнее время в СМИ появились прогнозы, предсказывающие скорый упадок Facebook и других популярных сегодня социальных сетей. Есть ли к тому предпосылки?

Е. Ш.: В краткосрочной перспективе вряд ли какие-либо сервисы социальных медиа смогут подвинуть в своих категориях Facebook и Instagram. Но поскольку на этом рынке все быстро меняется, я могу предположить, что через 5 или 10 лет появится новая платформа (пока не могу сказать, чем она будет выделяться по функциональности), которая отберет аудиторию у популярных ныне сервисов. Здесь уместно вспомнить историю MySpace, которая очень быстро взлетела и некоторое время была самой популярной социальной сетью в мире. Но где она сейчас?

Вообще, по поводу будущего социальных сетей есть две интересные мысли. Во-первых, каждое новое поколение выбирает для себя новые платформы. Знаете ли вы, какими сервисами пользуются люди, которым сегодня 12-14 лет? Если провести опрос, что такое SnapChat, то большинство респондентов в возрасте от 25 до 50 лет вряд ли смогут ответить. А у более молодой аудитории это чуть ли не самое популярное приложение в телефоне.

Во-вторых, коммуникации начали смещаться в сторону мессенджеров, их число на рынке растет, как на дрожжах. Крупные игроки хорошо понимают, куда перетекают пользователи, ведь не зря Facebook за огромные деньги приобрел сервис для обмена сообщениями. Такой шаг позволяет, в том числе, расширить предоставляемый набор функций и удержать свою аудиторию.

Стоит отметить, что Twitter тоже ищет новые форматы. Если пять лет назад он позволял создавать сообщения, содержащие не более 140 символов, то теперь можно писать более длинные тексты, выкладывать картинки и видео. Относительно недавно запущенный сервис прямых трансляций Periscope — это тоже поиск новых форматов для привлечения новой аудитории и, конечно, удержания старой.

— Почему не взлетела социальная сеть Google plus? Ведь, казалось бы, опираясь на мощный бренд Google, она была "обречена" на успех. Однако динамика регистраций там скорее отрицательная.

Е. Ш.: Трудно сказать, по всей видимости, не было какого-то явного преимущества и стимула, чтобы пользователь основное время проводил именно в этой сети. Google много лет тратила ресурсы на разработку и продвижение этого сервиса, но сейчас компания свернула все активности. Я подозреваю, что в своем плане развития они данный проект уже похоронили. Очевидно, что сеть Google plus просто не успела набрать критическую массу активных пользователей в сравнении с Facebook, поскольку она поздно вышла на рынок, не предложив, к тому же, существенных преимуществ по сравнению с другими платформами.

— Как лучше поддерживать контакт с аудиторией на мобильном устройстве: посредством специальной мобильной версии веб-сайта или же за счет специализированного приложения?

Е. Ш.: Здесь есть четыре варианта, и каждый бизнес должен выбрать для себя наиболее приемлемый. Первый вариант — оставить обычную десктопную версию сайта. Но тогда ваш сайт на мобильном гаджете будет очень неудобен в пользовании. Второй вариант — сделать адаптивную верстку, когда весь контент и функциональность сайта доступны с мобильного устройства, но им удобнее пользоваться, чем площадкой с десктопным дизайном. Третий сценарий – создание отдельной мобильной версии сайта, когда контент и функциональность могут значительно отличаться от основного сайта. Четвертый – разработка мобильного приложения. Я советую выбирать между вторым, третьим и четвертым сценарием.

Например, мы делали специальный сайт по заказу для кафе-кондитерской, где на главной странице десктопной версии размещены большие "вкусные" фотографии. Если же зайти с мобильного устройства — вы не увидите фотографий в первом экране, акцент сделан на первостепенно важную информацию именно в такой модели взаимодействия. Это связано с тем, что при просмотре сайта дома или в офисе, когда есть мощный процессор и скоростной безлимитный интернет-канал, можно предоставить "тяжелый" и детальный контент. Но когда вы идете по улице, то вам, прежде всего, нужно посмотреть меню, время работы и адрес заведения.

Мобильное приложение целесообразно делать лишь в том случае, если клиенты будут его запускать минимум раз в месяц. Ведь разработка стоит недешево — около 10 тысяч долларов под две ОС (Android и iOS). Конечно, можно создать более дешевое приложение с помощью конструктора, но тогда вы будете ограничены только тем набором функций, который там заложен.

— Почему клиент не может использовать обычный веб-сайт вместо приложения?

Е. Ш.: Одно из преимуществ мобильного приложения в том, что с его помощью заказывать товары и сервисы обычно удобнее и быстрее, чем на сайте. Кстати, многие заведения стимулируют использование приложения за счет привязки к нему программы лояльности и прочего. Например, так делает одна известная сеть итальянских пиццерий. Кроме того, некоторые компании обещают скидку за то, что клиент закачает к себе на смартфон их приложение и будет заказывать услуги исключительно через него.

Вообще, хочу дать совет маркетологам: пересматривайте каждые 1-2 года структуру и функциональность мобильной версии вашего сайта. Поскольку пару лет назад, когда не было мощных смартфонов и 3G-связи, многие делали мобильную версию своего сайта одностраничной, размещая там лишь самую главную информацию — адрес/телефон и описание базовых услуг. А сейчас люди хотят читать на своих гаджетах полную версию сайта. А вот десктоп-версию стоит переделывать в зависимости от стиля бизнеса: если он кардинально изменился, то, по всей видимости, нужно делать и совершенно новый сайт. Если же профиль вашей деятельности остался прежним, то достаточно просто обновить дизайн, не трогая при этом функциональность.

К сожалению, у многих рекламодателей пока что нет нормальной мобильной версии сайта, они не задумываются об отдельных рекламных кампаниях с таргетингом на мобильные устройства. Значит, они уже сегодня теряют 25% клиентов и продаж, а завтра потеряют все 50%.

— Какие доклады вы бы хотели особо выделить в программе iForum?

Е. Ш.: В этом году поступило более 60 заявок на выступления в потоке "Интернет-реклама". Я отобрал только 17 самых интересных докладов. Некоторые очень хорошие темы пришлось отклонить, потому что они были рассчитаны на узкие аудитории. Я же придерживался принципа, что каждая презентация должна быть интересна малому, среднему и крупному бизнесу, не зависимо от сферы деятельности.

— Стоит ли ожидать увеличения числа посетителей в этом году на потоке "Интернет-реклама"?

Е. Ш.: Число постоянно растет. В позапрошлом году у нас было 800 мест, в прошлом – 1000 мест, а слушателей – еще больше, так как люди переходят из зала в зал в течение дня.

В этом году мы увеличили количество мест в зале до 1500, что станет рекордом для Украины и намного больше в сравнении с любыми другими конференциями по рекламе и маркетингу.

— Что вынесет посетитель iForum после прослушивания потока интернет-рекламы и продвижения?

Е. Ш.: Думаю, понимание того, какие меры нужно предпринять в сфере интернет-маркетинга и рекламы, чтобы бизнес компании преуспевал в будущем. Ведь если сегодня не уделять внимание мобильной версии сайта и мобильной рекламе, то завтра вы потеряете 30-50% потенциальных клиентов. Кроме того, очень важно использование RTB-технологии. Когда вы поймете, как работает эта методология, и начнете ее применять, то очень высоки шансы того, что при аналогичном бюджете на медийную рекламу результат будет гораздо лучше.