Грааль автоматизации. Кто лидирует в гонке беспилотных машин
Обо всех игроках, у которых есть шанс первыми создать бизнес, построенный на автономном транспорте, рассказывается в материале Bloomberg
Родственница Google, Waymo от Alphabet Inc, меньше чем через год представит общественности автомобили без водителя. Заключенная в январе сделка по приобретению дополнительных минивэнов Chrysler Pacifica, которые будут оснащены датчиками, видящими на сотни метров во всех направлениях, вывела Waymo в явные лидеры. Ни одна другая компания пока не предлагает поездок напрокат, не говоря уже о готовности перевозить пассажиров в более чем одном городе в этом году.
GM планирует запустить сервис машин по вызову со своим Chevrolet Bolt — автомобилем без руля и педалей, конечной целью автономных технологий, — в конце следующего года, предполагая, что правительство США к тому времени разработает соответствующие протоколы. Остальные участники гонки более осторожны, ориентируясь на ранее чем 2020 год.
Дорога к автономии длинна и чрезвычайно сложна. Это также может быть опасно: два нашумевших прототипа, от Uber Technologies Inc. и Tesla Inc., недавно попали в аварии, которые привели к гибели пешехода (первый известный случай гибели человека от беспилотного автомобиля) и водителя. Только на прошлой неделе в столкновении участвовал один из автономных минивэнов Waymo. Но ставки настолько огромны (предполагается, что транспортным предприятиям придется тратить на оплату труда совсем немного), что в гонке по освоению технологии участвует множество игроков.
Без водителей операционная прибыль транспортных компаний может быть более чем в два раза выше нынешней.
В ближайшие три года почти все соперники смогут показать автомобили, способные передвигаться по городским улицам на непостоянных скоростях по прочно закрепленным маршрутам. Большинство компаний, которые сейчас создают автономные транспортные средства, уже справляются с движением на низких скоростях. Это может создавать впечатление паритета и сходства. Тем не менее, несмотря на то, что автономный транспорт находится в зачаточном состоянии, в нем начинают появляться лидеры.
"Waymo разработал феноменальную систему и далеко опережает остальных, — сказал Брайан Колли, глава американского автомобильного подразделения Boston Consulting Group в США. — Но это далеко не способность производить автономные автомобили. Вам следует обратить внимание на GM. А в Европе Daimler впереди всех".
До времени, когда большинство людей выбросят свои водительские удостоверения и будут пользоваться самоуправляемыми такси, еще далеко. Технология стоит дороже, чем автомобили
Достижение 4-го уровня на пятиступенчатой шкале автономного вождения — критический этап, на котором автомобиль может двигаться по заранее намеченным маршрутам и по пути справляться с какими-либо препятствиями без вмешательства водителя. Пока только Waymo проверил автомобили 4-го уровня на пассажирах, которые не были его сотрудниками, и эти люди добровольно согласились быть испытуемыми. Никто еще не продемонстрировал уровень 5, когда автомобиль настолько независим, что у него даже нет руля.
Победителям также потребуется организовать бизнес вокруг этой технологии. В конечном результате услуги доставки и такси будут генерировать огромную прибыль.
По прогнозам Goldman Sachs Group Inc., роботакси помогут бизнесу машин по вызову (ride-hailing) и совместным поездкам (ride-sharing) вырасти от сегодняшнего оборота в $5 млрд до $285 млрд к 2030 году. При этом без водителей норма прибыли может достигать 20%, что более чем в два раза выше, чем сейчас. И это мы еще не начинали считать деньги от доставки.
Почему важно, кто будет первым? Для запуска беспилотного бизнеса понадобится большой парк, чтобы внедрить услугу на основных рынках. Кроме того, название бренда станет синонимом услуги (или товара), как это случилось с Uber, Google или Xerox.
"Немногие компании станут этим заниматься, — считает Колли. — Будет лишь несколько избранных. Быть первым — значит получить доверие потребителей. Значение бренда важно".
Пока что инвесторы засыпают деньгами возможных победителей. Стоимость Tesla взлетела в 2016 году, после того как аналитик Morgan Stanley предположил, что электромобили компании составят самоуправляемый парк. Акции GM выросли на 20% после объявления в июне 2017 года, что завод по производству беспилотных автомобилей запущен и работает. Zoox Inc. уже собрала $360 млн — огромная сумма для стартапа без доходов.
Конечно, до времени, когда большинство людей выбросят свои водительские удостоверения и будут пользоваться самоуправляемыми такси, еще далеко. Технология стоит дороже, чем автомобили, и поскольку очень немногие игроки фактически тестируют автомобили для широкой публики, до широкого распространения могут пройти годы. Даже Waymo все еще находится на стадии опытного образца.
Самые агрессивные прогнозы предполагают, что большинство людей будут управлять своими автомобилями по крайней мере в течение следующего десятилетия. Крис Урмсон, основатель Aurora Innovation INC. и один из пионеров в этой области, считается одним из оптимистов. "Я вижу их на дороге в реальном количестве через пять-десять лет", — сказал он. Это значит, что даже сегодняшние отстающие успеют наверстать упущенное.
Проведя интервью с руководителями и экспертами в области технологий и изучив объявленные планы, журналисты Bloomberg описали все, что известно об участниках исторической гонки по разработке беспилотного автомобиля. В этом материале "расчетное время до автономии" основано на уровне 4 — предусловии запуска бизнеса с использованием технологии беспилотного вождения.
Явные лидеры
Waymo. ЛидерРасчётное время до автономии: 2018 годГодовой бюджет: не раскрывается Используемые машины: Chrysler Pacifica, Jaguar I-Pace Способ развёртывания: в этом году ожидается запуск сервиса машин по вызову с перспективой бизнеса доставки, с использованием обычных автомобилей Основные партнёры: Fiat Chrysler, Jaguar Land Rover, Honda Motor, Lyft |
Беспилотные автомобили Waymo прошли более 5 млн миль по дорогам в 25 городах и миллиарды миль в компьютерной симуляции, которая используется для еженедельного обновления программного обеспечения беспилотного вождения. Запущенная Google компания располагает парком минивэнов Chrysler Pacifica, которые могут перемещаться по городским улицам Сан-Франциско и достигать полной скорости на автомагистралях.
В конце этого года начнется коммерческая эксплуатация пилотной программы автономных минивэнов, которые будут подбирать пассажиров в Финиксе и развозить их оттуда. Генеральный директор Waymo Джон Крафчик недавно объявил о сделке по добавлению 20 тыс. внедорожников Jaguar I-Pace к парку компании и сообщил, что планируемый альянс с Honda Motor Co. может сосредоточиться на доставках и логистике.
Компания также имеет самый низкий уровень отключения (оценивается по времени, когда инженеру приходится браться за руль, потому что робот не справляется) среди всех компаний, которые тестируют автомобили в Калифорнии. Она сообщила о меньшем количестве несчастных случаев во время тестирования в Калифорнии в прошлом году: у Waymo было три столкновения на более чем 350 тыс., в то время как у GM было 22 за 132 тыс. миль.
GM. № 2, с некоторыми преимуществамиРасчётное время до автономии: 2019 годГодовой бюджет: $1 млрд Используемые машины: парк из более чем 200 Chevy Bolts, проходящих дорожные испытания в Сан-Франциско, Аризоне и Мичигане Способ развёртывания: машины по вызову и совместное использование автомобилей, речь идёт о полностью автономном электромобиле без педалей и руля, запуск планируется в следующем году Основные партнёры: Lyft |
Chevy Bolt GM может перемещаться по оживленным улицам Сан-Франциско со скоростью до 25 миль в час (45 км/ч). Автопроизводитель из Детройта чувствует себя настолько уверенно, что в следующем году планирует запустить пилотный проект машин по вызову с автомобилями без руля и педалей — до сих пор подобное делал только Waymo.
После Waymo несколько крупных игроков продемонстрировали аналогичные возможности. Трудно сказать, что у кого-то есть преимущество. Один плюс есть у GM: завод к северу от Детройта, который может в большом объеме производить беспилотные Bolt. Это поможет GM получить право на производство и снизить затраты без помощи партнеров. Прямо сейчас изготовление автономной версии этого автомобиля стоит около $200 тыс., тогда как продажная цена электрического Bolt для водителя-человека составляет $35 тыс.
В чем GM отстает от Waymo, это скорость. GM не тестирует свои автомобили на скорости выше 45 км в час, считая это самой безопасной максимальной скоростью. Кайл Фогт, основатель и исполнительный директор подразделения GM Cruise Automation, сказал, что его программа скоро будет использовать новый лидар компании Strobe, которую автопроизводитель купил в прошлом году. Лидар сканирует дорогу с помощью лазерных лучей, а версия Strobe меньше, дешевле и может видеть дальше, чем существующее оборудование GM. Это позволит автомобилям GM передвигаться быстрее.
Новое оборудование также позволит снизить стоимость. Как сообщил в ноябре Фогт, один только лидар на нынешнем поколении автономных Bolt стоит около $30 тыс. По словам Фогта, когда GM начнет использовать Strobe, стоимость упадет до "сотен долларов".
На разработку самоуправляемых автомобилей и услуг перевозки GM планирует потратить $1 млрд из своего годового бюджета на капитальные вложения в размере $8 млрд. Эти деньги позволят GM создать собственный бизнес машин по вызову. Компания еще не решила, будет ли осуществлять пилотный проект совместных поездок, запланированный на конец 2019 года, самостоятельно или объединит силы с другим игроком. Стоит отметить, что у автопроизводителя уже есть доля в Lyft Inc.
Касательно GM есть одно большое предостережение: у нее самый высокий показатель аварий с небольшими повреждениями среди компаний, проводящих испытания в Калифорнии. На Cruise пришлось 22 из 27 несчастных случаев в штате с участием автомобилей без водителя в прошлом году и пять из семи инцидентов, зарегистрированных в этом. Аварии в основном были незначительными и не по вине автомобиля GM. В интервью президент GM Дэн Амманн объяснил более высокий уровень инцидентов тем, что большее количество миль было пройдено на оживленных улицах Сан-Франциско.
Держатся рядом
Daimler. Опережающий новаторРасчётное время до автономии: 2020-е годыГодовой бюджет: более $900 млн Используемые машины: Mercedes V-класса Способ развёртывания: заявлено создание услуги совместного пользования беспилотными электромобилями Основные партнёры: Bosch, HERE, Quanergy, Starship, Momentai.ai, Nvidia |
Mercedes-Benz начал продавать адаптивную систему круиз-контроля в конце 1990-х годов на своем флагманском седане S-класса. Система могла чувствовать, когда автомобиль слишком быстро опускался на чей-то задний бампер.
Сегодня модели Mercedes с Intelligent Drive приближаются к реальному самоуправлению, потому что система может помочь уклоняться от пешеходов и избегать других аварий. Это одна из причин, по которой компания Navigant Research, изучающая автомобильные технологии, поместила материнскую компанию Daimler на третью позицию вслед за Waymo и GM.
Эти системы помогают сегодняшним водителям. Для автомобилей завтрашнего дня Daimler тесно сотрудничает с Robert Bosch GmbH и будет использовать систему от компьютерной компании из Кремниевой долины Nvidia Corp. Пробные автомобили могут ездить с автономией 4-го или даже 5-го уровня, что означает, что автомобилю не нужны руль и педали.
Компания тестировала фургоны V-класса на дорогах Буэблингена, недалеко от Штутгарта, где у Mercedes-Benz есть исследовательский центр. Автоматизированные фургоны целенаправленно помещали в сложные ситуации, например утренний трафик. Как заявил научно-технический директор Daimler Ола Кэллениус, технология уже достигла уровня 5, хотя в недавнем отчете Bloomberg New Energy Finance целевая дата для компании указана после 2020 года.
По мнению Кэллениуса, прежде чем эти системы окажутся на дорогах, к 2021 году Mercedes предложит в своих продаваемых автомобилях опцию автономии 3-го уровня. Это значит, что автомобиль преимущественно может самостоятельно справляться с вождением, предлагая водителю управление в определенных ситуациях.
По его словам, полностью автоматические автомобили выйдут на дороги в это же время, но будут использоваться для службы совместных поездок, потому что будут слишком дорогими для приобретения розничными покупателями. "Логичным бизнесом станет услуга передвижения, типа роботакси, — сказал Кэллениус. — Стоимость будет амортизироваться за счет экономии на водителе".
Aptiv. От банкротства до автономииРасчётное время до автономии: конец 2018 г.Годовой бюджет: не раскрывается Используемые машины: электромобиль Renault Zoe Способ развёртывания: роботакси Основные партнёры: Mobileye, Renault-Nissan, Groupe PSA, BMW Group, Intel, Lyft |
Десять лет назад никто бы не подумал, что Delphi, обанкротившееся подразделение GM по производству автокомплектующих, станет игроком в революции беспилотного вождения. Но Aptiv Plc, бывшая Delphi Automotive, отделившая свой трансмиссионный бизнес, стала игроком, за которым стоит следить, считает Грейсон Брулте, соучредитель Brulte & Co., консалтинговой фирмы, специализирующейся на автоматизации.
Компания Aptiv вложила значительные средства в беспилотные технологии, купив производителя программного обеспечения Ottomatika, а также доли в производителях лидаров Innoviz, Leddertech и Quanergy Systems. Самой большой сделкой стало приобретение NuTonomy, которая проводила тесты без водителя в Бостоне и Сингапуре на городских скоростях. Компания также провела демонстрацию роботакси в Лас-Вегасе во время Международной выставки потребительской электроники (Consumer Electronics Show — CES).
По данным Navigant, компания тестирует услуги машин по вызову в Сингапуре с 2016 года и выведет их на рынок в 2021 году. Для разработки своих технологий Aptiv использует автомобили Audi AG и Bayerische Motoren Werke AG .
Zoox. Дерзкий претендентРасчётное время до автономии: 2020 г.Годовой бюджет: не раскрывается Используемые машины: Toyota Highlander Способ развёртывания: такси по требованию Основные партнёры: Nvidia |
В тот же день в конце ноября, когда GM продемонстрировала свой беспилотный Bolt в Сан-Франциско, автомобиль Zoox Inc. ехал по извилистым улицам этого города сквозь интенсивное движение. Над его разработкой трудились около 250 инженеров Zoox. Беспилотные внедорожники Toyota Highlander компании ездят по тем же оживленным улицам, которые GM использует для тестирования Bolt. Но автомобиль Zoox также может ездить на дорожных скоростях, сообщил Берт Кауфман, глава отдела корпоративных и нормативно-правовых отношений Zoox.
Компания планирует, что ее машина будет готова перевозить пассажиров в 2020 году, сказал Кауфман.
Задача Zoox — получить больше средств для создания своего автомобиля. По словам Кауфмана, компания собрала более $280 млн, однако ей нужно больше денег для завершения машины. Создание новой модели может стоить автопроизводителям $1 млрд. У солидных автопроизводителей есть свои собственные транспортные средства, а Waymo работает в партнерстве с производителями.
Renault-Nissan. Тихое продвижениеРасчётное время до автономии: 2020 г.Годовой бюджет: не раскрывается Используемые машины: прототип Renault Espace Способ развёртывания: не раскрывается Основные партнёры: DeNA, Intel, Transdev, NuTonomy |
Глава альянса Renault—Nissan Карлос Гон хвастливо заявляет, что компания продала больше автомобилей с адаптивной безопасностью, чем кто-либо другой. Система ProPilot от Nissan останавливает автомобиль, если впереди идущее транспортное средство быстро останавливается, и удерживает его на своей полосе.
Эта система была разработана на пути к полной автономной системе, сказал Гон в интервью в начале этого года. Сейчас Nissan тестирует полностью автономный автомобиль в Пало-Альто, штат Калифорния. Недавно Renault продемонстрировал длинный блестящий концепт-кар медного цвета, названный Symbioz, который может ехать со скоростью 130 км/ч в полностью автономном режиме.
Автомобиль по-прежнему требует, чтобы водитель включил автономный режим, после чего руль убирается. Снабженный электродвигателями спереди и сзади, шириной шесть футов и длиной 16 футов, Symbioz — это не совсем тот автомобиль, который поступит в продажу.
В марте Nissan испытал электрический Leaf в пилотной поездке в Йокогаме, а Renault сделает то же самое в этом году в пригороде Парижа и в Руане с электрическим Renault Zoe.
Хотя технология альянса впечатляет, Гон высказывается сдержанно. Французско-японский конгломерат планирует опробовать беспилотный автомобиль на дороге около 2020 года. Эта машина сможет ездить по автомагистралям, лишь иногда требуя вмешательства водителя. Согласно плану альянса, к 2022 году полностью автономные автомобили Renault—Nissan появятся на дорогах.
"Мы все выйдем на рынок к 2022 году, — сказал Гон. — Все автопроизводители достигнут некоторого уровня автономии".
Volkswagen. Das AutonomyРасчётное время до автономии: 2021 г.Годовой бюджет: $8,4 млрд на разработку автономных и электромобилей Используемые машины: Audi A8 Способ развёртывания: не раскрывается Основные партнёры: Nvidia, Aurora, Intel |
Audi, роскошный бренд, принадлежащий Volkswagen AG, уже имеет самый продвинутый автономный автомобиль для продажи в линейке A8. Traffic Jam Pilot, которым оснащен этот автомобиль, использует лидар, чтобы видеть дорогу, и позволяет водителям полностью освободить руки при скорости до 60 км/ч.
Будущая работа компании обещает быть намного более продвинутой. Audi в сотрудничестве с Nvidia планирует получить полностью автономный автомобиль в 2020 году; в отчете BNEF указана дата достижения уровня 4 в 2021 году. Компания не сообщала, будет ли машина проверена в реальном применении или ее собственными инженерами.
У Volkswagen также есть соглашение со стартапом Aurora, чьи учредители имеют серьезную репутацию в мире программного обеспечения для беспилотного вождения. Технические лидеры Aurora — Крис Урмсон, основатель подразделения по автономному вождению в Google, Стерлинг Андерсон, руководивший программой Autopilot для Tesla, и Дрю Багнелл, бывший лидер в команде Uber. Компания хранит молчание относительно того, как будет выходить на рынок.
Вслед за лидерами
BMW. С удовольствием без руляРасчётное время до автономии: 2021 г.Годовой бюджет: $630 млн Используемые машины: испытательный парк из 40 полностью автономных машин, колесящих по Мюнхену и Калифорнии Способ развёртывания: не раскрывается Основные партнёры: Intel, Continental AG, Fiat Chrysler |
BMW имеет около 40 автомобилей, которые могут ездить с автономией уровня 4. Эти машины колесят по Мюнхену и Калифорнии.
Производитель Ultimate Driving Machine (многолетний слоган автопроизводителя, на русский переводится как "С удовольствием за рулем". — Фокус) тестирует полностью самоуправляемые автомобили, разработанные в партнерстве с Intel Corp., которая приобрела производителя датчиков Mobileye, и с немецким производителем деталей Continental AG. Недавно к этому партнерству присоединилась Fiat Chrysler Automobiles N.V., к 2021 году она планирует внедрить технологии самоуправления в производство.
На пресс-конференции в Детройте финансовый директор BMW Николас Петер заявил, что автономные BMW не готовы к автострадам. "Эта технология требует, с нашей точки зрения, еще немного времени, чтобы получить действительно полностью автоматизированные автомобили на дорогах", — сказал Петер. В настоящее время в научно-техническом отделе компании работает около 1000 человек.
Toyota. Методичный подходРасчётное время до автономии: 2020 г.Годовой бюджет: $4 млрд — либо уже потрачены, либо ещё запланированы Используемые машины: Lexus 600hl проходит испытания на частных треках в Калифорнии, Мичигане и Массачусетсе Способ развёртывания: сервис машин по вызову будет запущен в Токио Основные партнёры: Uber, Didi, Luminar, Nvidia, Pksha, Renesas, Mazda |
Нельзя сбрасывать со счетов Toyota Motor Corp. Компания начала развивать технологию самостоятельной парковки в 1999 году и установила ее в Prius в Японии в 2003-м, позволяя автомобилю припарковываться без участия водителя.
Toyota хранила молчание о своих возможностях до CES в январе, когда компания продемонстрировала концепт коробкообразного челнока под названием e-Palette. Японский автопроизводитель может сделать самоуправляемый челнок в трех размерах. Как сообщил Гилл Пратт, руководитель исследовательского института Toyota, публичный дебют челнока состоится на Олимпийских играх в Токио в 2020 году в качестве машины по вызову.
Тем не менее сообщение Toyota было очень сдержанным. По словам Пратта, когда Toyota проведет испытания своего самоуправляемого автомобиля в 2020 году, у него может не быть водителя или у него могут быть два человека на передних сиденьях, контролирующие управление.
Он считает, что многие автопроизводители и технологические компании чересчур оптимистичны в своих оценках и прогнозах. "Мы достигнем цели, — сказал Пратт, — но не могу сказать когда".
Ford. В попытке наверстать упущенноеРасчётное время до автономии: 2021 г.Годовой бюджет: не раскрывается Используемые машины: Ford Fusion Способ развёртывания: сервисы машин по вызову и доставки, включая партнёрство по доставке пиццы Основные партнёры: Lyft, Domino’s Pizza |
Ford Motor Co. считалась отстающей, тем более после того, как бывший президент Марк Филдс был уволен в прошлом году, отчасти из-за отсутствия внятных планов по развитию автономного транспорта. Но было бы несправедливо говорить, что Ford не старается. Компания получает свои технологии от Argo AI, компании искусственного интеллекта в Питтсбурге, за значительную долю которой Ford заплатил $1 млрд в прошлом году. "Эта инвестиция дала очень широкие возможности", — сказал Сэм Абуэлсамид, аналитик Navigant Research.
У команды Argo хорошая репутация. Этот стартап создали Брайан Салески, который был директором по разработке аппаратного обеспечения того, что сейчас стало Waymo, и Питер Рандер, который был главой технического проектирования в Uber Advanced Technologies Group. Салески наращивал опыт с самого начала разработки самоуправляемых автомобилей: он был старшим инженером-программистом в команде, которая победила в конкурсе технологий автономного вождения в 2007 году, финансируемом Управлением перспективных исследовательских проектов Министерства обороны США (DARPA).
В настоящее время Ford тестирует седан Fusion третьего поколения с технологией Argo. Однако даже с помощью Argo компания Ford стартовала поздно. Когда она купила стартап в феврале 2017 года, в Argo было мало сотрудников, и Салески потратил год на укомплектование персоналом.
По словам Шерифа Маркаби, вице-президента Ford по автономным транспортным средствам и электрификации, планируется, что автомобили с автономией 4-го уровня будут получены в 2021 году. Автомобиль создадут специально для автономии, у него не будет руля и педалей. Хоть Ford и отстает на пару лет от GM и Waymo, компания экспериментирует с Domino"s Pizza по доставке еды и с Postmates по доставке других грузов. Ford также готовит завод в Мичигане к выпуску автономных транспортных средств.
Volvo. Обещания, обещанияРасчётное время до автономии: 2021 г.Годовой бюджет: не раскрывается Используемые машины: XC90 Способ развёртывания: не раскрывается Основные партнёры: Uber |
Volvo Cars AB намерена полностью обезопасить пассажиров в своих автомобилях к 2020 году. Это кажется маловероятным, но в компании насчитывается 500 человек, которые развивают ее собственную технологию самоуправления. Уже сегодня ее Pilot Assist дает водителю возможность на 15 секунд отпускать руль, удерживая автомобиль на полосе и управляя расстоянием до впереди идущего автомобиля.
Компания тестирует свою технологию на нескольких семьях в Гетеборге (Швеция). Испытания начнутся с технологии поддержки водителя и со временем перейдут на более сложные системы.
Согласно отчету Navigant, этот автопроизводитель, принадлежащий китайской группе Zhejiang Geely Holding, развивает более автономные технологии, но не будет готов выйти на рынок до 2021 года. Volvo также работает с Uber по разработке автономных систем для внедорожников XC90.
Hyundai. ЗамыкающийРасчётное время до автономии: 2021 г.Годовой бюджет: не раскрывается Используемые машины: внедорожник с топливным элементом Nexo Способ развёртывания: не раскрывается Основные партнёры: Aurora, Nvidia |
В этом месяце корейская Hyundai Motors Co. получит усовершенствованную систему безопасности на дороге, которая позволит водителям снимать руки с руля на 15 секунд.
Как сказал Джинву Ли, вице-президент Hyundai Intelligent Safety Technology Center в Корее, компания не готова тестировать по-настоящему самоуправляемые автомобили, Чтобы достичь этой цели, Hyundai решил работать с Aurora, технологическим стартапом, который работает с VW, а также с плодовитым партнером Nvidia, создателем вычислительных систем искусственного интеллекта.
Hyundai планирует протестировать свою автономную систему в 2021 году в небольшом городе. "Мы делаем очень осторожные шаги, — сказал Ли в интервью. — Мы хотим провести настоящие испытания и подтвердить их". В настоящее время нет планов по проверке автономных технологий на дорогах общего пользования, и компания заявила, что не думает, что будет готова к продаже до 2025 года.
Необычные случаи и темные лошадки
Fiat Chrysler. Добровольно в тылуРасчётное время до автономии: нет данныхГодовой бюджет: не раскрывается Используемые машины: Chrysler Pacifica Способ развёртывания: машины по вызову Основные партнёры: Waymo, Intel, BMW |
Большинство традиционных автопроизводителей ринулись развивать программы беспилотного вождения после того, как над этим начали работать Waymo и Uber.
Автопроизводители опасались, что недорогие услуги самоуправляемого такси заменят владение автомобилем и что они просто будут поставлять оборудование, так же как Foxconn Technology Co. делает телефоны для Apple Inc., а Apple зарабатывает баснословные деньги на продаже контента и услуг.
Но не таков Fiat Chrysler. Автопроизводитель поставляет минивэны Waymo и помогает интегрировать технологию, но сам особых разработок не имеет. Компания начала работать с Intel и BMW, но в одиночку не будет пытаться пробиться в лидеры.
Uber. Шатаясь после серии неудачРасчётное время до автономии: подлежит уточнениюГодовой бюджет: не раскрывается Используемые машины: Volvo XC90 Способ развёртывания: совместные поездки Основные партнёры: Volvo |
Гигантская компания Uber Technologies Inc. сделала две огромные ставки на автономные транспортные средства, сначала набрав лучших сотрудников из Carnegie Robotics в 2015 году, а затем приобретя стартап самоуправляемых грузовиков Otto в 2016-м. Но программа погрязла в спорах после резонансного судебного разбирательства, а также после столкновения со смертельным исходом.
В течение 2015 года компания Uber создавала свое подразделение Advanced Technologies Group в Питтсбурге, штат Пенсильвания, вербуя кадры в университете Карнеги — Меллон. Эта группа, руководимая сегодня бывшим соучредителем Carnegie Robotics Эриком Мейхофером, возглавила программу самоуправляемых автомобилей Uber. Стремясь выйти на передовые позиции в гонке технологий автономного вождения, в августе 2016 года Uber приобрела Otto Trucking, купив команду, состоящую из бывших сотрудников подразделения самоуправляемых автомобилей Alphabet.
Менее чем через год компания Alphabet нанесла ответный удар, подав против Uber иск о нарушении производственной тайны. Выяснилось, что Энтони Левандовски, который стал соучредителем Otto после работы над самоуправляемой машиной в Google, а затем возглавил соответствующее подразделение в Uber, загрузил копии рабочих писем и конфиденциальные файлы из Google. После этого Левандовски вместе с тремя другими соучредителями Otto покинул Uber. В этом году иск был урегулирован в размере $245 млн акциями Uber, однако эта ситуация успела сказаться на лидерах компании и поставила черную метку на ее автономную программу.
В марте положение дел стало трагическим — самоуправляемая машина Uber сбила насмерть пешехода в Темпе, штат Аризона. Uber быстро приостановил все свои испытания автономных транспортных средств в ожидании результатов расследования.
Tesla. ДжокерРасчётное время до автономии: 2020 г.Годовой бюджет: не раскрывается Используемые машины: модели S, X и 3 Способ развёртывания: цель — получить платформу совместных поездок под названием Tesla Network с помощью своих полностью автономных машин Основные партнёры: Nvidia, AMD |
Если генеральный директор Tesla Илон Маск смог с помощью своей компании SpaceX запустить самую мощную космическую ракету в мире, возможно, он также способен заставить машины ездить самостоятельно. Модели Tesla S и X имеют программу Autopilot, которая может пропускать другие автомобили и менять полосы движения без участия водителя. Хотя это не полностью автономная система, она дала Tesla множество данных о том, как работают ее автомобили с использованием программного обеспечения для помощи водителям. Но после того как погиб человек в результате несчастного случая при использовании Autopilot, компания переживала трудные времена.
Непонятно то, что Маск избегает лидарных систем, которые используют большинство автопроизводителей и технологических компаний. По его словам, он хочет разработать более совершенную визуализацию, чтобы дать своим автомобилям гораздо лучшие глаза.
Маск хочет использовать камеры и развивать возможности распознавания образов, чтобы автомобили могли читать знаки и действительно видеть дорогу впереди. Он сказал, что Tesla выбрала более трудный путь, но если ей удастся придумать более совершенную систему, то сможет добиться подлинной автономии без громоздкого и дорогого оборудования, установленного на крыше самоуправляемых автомобилей конкурентов.
"У них будет целая куча дорогостоящего оборудования, большая часть которого делает машину дорогой, уродливой и ненужной", — сказал Маск аналитикам в феврале. — И я думаю, что они окажутся в неблагоприятном конкурентном положении".
По прогнозам аналитиков из проекта BNEF, Tesla сможет вывести на рынок автомобили уровня 4 в 2020 году, хотя этот график может измениться сейчас, когда компания ввязалась в публичную ссору со следователями Национального совета по безопасности на транспорте по поводу фатальной аварии с участием Autopilot.
Baidu. Тёмная лошадкаРасчётное время до автономии: 2021 г.Годовой бюджет: не раскрывается Используемые машины: Lincoln MKZ Hybrid Способ развёртывания: цель — провести в Китае к лету 2019 года испытания системы на автобусах Основные партнёры: Nvidia, Ford, Continental AG, King Long (Китай), Chery Automotive |
Крупнейшая поисковая система Китая разрабатывает программное обеспечение для самостоятельного вождения уже пять лет. Ее программная система Apollo для автономных транспортных средств имеет открытый исходный код, и компания пригласила всех заинтересованных вместе работать над испытанием автомобилей и сбором данных. В конце 2017 года Baidu начала тестировать первую версию программного обеспечения на дорогах общего пользования, а в январе продемонстрировала версию 2.0 на выставке CES в Лас-Вегасе.
В марте правительство КНР дало Baidu разрешение на испытания автомобилей на 33 дорогах общего пользования в пригороде Пекина, это будет первое тестирование на дорогах в Китае. Цель компании — протестировать в конце этого года систему в автобусах, сделанных китайским производителем King Long, и к 2020 году иметь автономные транспортные средства уровня 3, что означает: автомобиль контролирует себя на дорожных скоростях и говорит водителю принять управление в сложных ситуациях. Первоначальные самоуправляемые автомобили Baidu будут разработаны с участием китайской компании Chery Automobile Co.
Baidu также намерена к 2021 году выпустить автономные автомобили уровня 4 в партнерстве с китайским автопроизводителем BAIC Group.