Мелочь, а неприятно. Почему вакцина от простуды до сих пор не найдена

Кадр из видео пользователя League Of Sounds на Youtube
Кадр из видео пользователя League Of Sounds на Youtube

По мере развития медицины человечество победило немало заболеваний, но до сих пор не может справиться с обычной простудой. Почему вакцины от нее до сих пор нет, и как далеко наука продвинулась к ее созданию, рассказывается в материале Scientific American

Related video

Полиомиелит, оспа, гепатит А и В – все это серьезные вирусы, с которыми человечество научилось эффективно бороться. Даже от гриппа, который может меняться и мутировать каждый год, есть вакцина. А вот от обычной простуды – нет.

Кто ищет, тот найдет проблемы

Дело не в том, что его не пытались найти. Поиск лекарства от ОРВИ начался в 1950-х годах, вскоре после того, как ученые обнаружили первичную группу патогенов (известных как риновирусы), вызывающих насморк. С ними связано до 75% случаев простуд среди взрослых. Но специалисты быстро столкнулись с затруднением, которое и по сей день мешает исследованиям.

"Главная проблема с риновирусом – количество циркулирующих штаммов", – рассказывает Питер Барлоу, иммунолог из Эдинбургского университета Нейпира в Шотландии, который работает над лекарством от простуды.

Разработка вакцины от простуды – это попытка создать мастер-ключ от сотни замков

По его словам, существует по меньшей мере 160 различных серотипов риновируса. То есть, взломать код простуды не означает найти одно решение для конкретной проблемы. Это скорее попытка создать мастер-ключ, открывающий сотни разных замков.

"Очень сложно создать вакцину или лекарство, которое будет нацелено на все 160 серотипов", –поясняет Барлоу.

Открытие такого разнообразия в 1990-х стало ударом по разработкам вакцины, говорит вирусолог Мартин Мур из компании Meissa Vaccines, которая в настоящее время пытается создать прививку от риновируса.

"Столь большое количество серотипов постоянно циркулирует, что многие люди отказались от серьезной работы над вакциной", – говорит он.

Ранние исследования, проделанные в середине ХХ века, показали, что человека можно иммунизировать от одной разновидности вируса, но разрабатывать десятки или даже сотни вакцин для одной болезни – это непрактично и дорого. Не говоря уж о необходимости делать множество уколов.

Окольными путями

Однако, по словам Мура, ученые исследуют некоторые изощренные обходные пути. Один из способов, над которым в настоящее время работает группа исследователей Имперского колледжа Лондона, заключается в том, чтобы обнаружить часть вирусной структуры, общую для всех 160 серотипов. Если они смогут успешно получить иммунный ответ на эту общую структуру, тогда станет возможным создание единой вакцины, обеспечивающей защиту от всего многообразия риновирусов.

Как отмечает Мур, его компания собирается прибегнуть к более традиционному подходу – смешиванию лекарственного "коктейля".

"Люди постоянно увеличивают количество компонентов вакцин, – объясняет вирусолог. – Я бы назвал наш подход наименее захватывающим, но это испытанный и надежный метод".

Создание сотен вакцин от одной болезни – непрактично, дорого и требует слишком много уколов для одного человека

Его целью является создание вакцинной смеси из по меньшей мере 80 серотипов, наиболее распространенных и опасных. По его словам, риновирус, похоже, не мутирует в новые формы, и сыворотки, созданные несколько десятилетий назад, эффективны и сегодня в каждом отдельном случае.

После того как вакцина будет завершена, ее не придется особо обновлять. Недавно Мур смог создать эффективное средство с 50 серотипами риновируса, но с оставшимися 30 будет непросто. Ведь добавление в смесь каждого нового компонента стоит значительных денег и усложняет формулу.

Другие исследователи, как Барлоу, ищут средства для лечения простуды после заражения, вдохновляясь собственной системой защиты человека.

"Мы заинтересовались семейством очень маленьких молекул, обнаруженных в иммунных системах, которые называются "пептиды иммунной защиты"", – рассказывает Барлоу.

Они высвобождаются после заражения. Шотландский ученый полагает, что они могут атаковать вирус или препятствовать его воспроизводству. В настоящий момент пептиды распадаются довольно быстро, поэтому он пытается найти способ стабилизировать их для использования в качестве лекарственного средства.

Не просто неприятность

Однако не все трудности в поисках вакцины от простуды связаны со множественной биологией риновирусов.

"Есть множество социальных проблем, – говорит Барлоу. – Даже если мы найдем лекарство от простуды, оно, вероятно, не будет назначаться здоровым людям, которые отделываются от простуды за три-четыре дня".

Лечение даже может оказаться не особо полезным, потому что большинство заболевших успевает выздороветь к моменту встречи с врачом. Кроме того, перед назначением необходимо проверять, действительно ли пациент подхватил именно риновирус, а не какой-нибудь другой препарат.

Но лекарство все равно стоит искать, считает Барлоу. Для большинства людей простуда – всего лишь неприятность, укладывающая в постель на несколько дней. Однако она также может серьезно усугубить хронические респираторные заболевания, такие как хроническая обструктивная болезнь легких (ХОБЛ) или муковисцидоз. По словам ученого, в случаях с обострением быстрое лечение от риновируса может спасти жизнь.

По материалам Scientific American