Астрономы обнаружили первую экзолуну

2018-10-04 12:47:00

940 61
Астрономы обнаружили первую экзолуну

Планета Kepler-1625b со своим гипотетическим спутником на фоне звезды-хозяина. Иллюстрация: Dan Durda/Science

Ранее ученые открывали за пределами Солнечной системы только "самостоятельные" планеты, но не планеты-спутники

Астрономы впервые обнаружили луну за пределами . Она вращается вокруг гигантской планеты на расстоянии около 8000 световых лет от нас, пишет The Guardian.

Экзолуна, которая по размеру может сравниться с Нептуном, больше всех известных лун (естественных спутников планет) в Солнечной системе.

"Первая экзолуна - это, очевидно, экстраординарное открытие, которое требует экстраординарных доказательств", - заметил Дэвид Кипинг, астроном из Колумбийского университета в Нью-Йорке, который потратил более 10 лет на охоту за экзолунами.

Вместе со своей командой он проанализировал данные о почти 300 отдаленных планетах, обнаруженных с помощью космического телескопа Kepler транзитным методом.  Это метод позволяет "засечь" потенциальную планету , когда она проходит между Землей и своей звездой - в этот момент яркость светила падает.

Ученые заметили  аномалии в данных о газовой планете Kepler 1625b, которая в несколько раз превышает размер Юпитера. "Мы увидели небольшие отклонения и колебания на кривой блеска, которые привлекли наше внимание", - сказал Кипинг.

Чтобы найти причину аномалий, ученые использовали телескоп "Хаббл". Они увидели, что  через 3,5 часа после того, как перед звездой проходит Kepler 1625b, светимость снова падает, хотя и не так сильно. По словам авторов, у них сразу появилась догадка, что падение светимости вызывает спутник, который следует за своей планетой, как "собака на поводке".

Экзолуна составляет всего 1,5% от массы своей планеты -  это близко к соотношению масс между Землей и Луной. Однако, в отличие от Земли и Луны, Кеплер 1625b и ее спутник оба являются газообразными планетами.

Ранее сообщалось, что ученые открыли карликовую планету Гоблин - самый дальний объект в Солнечной системе.